Методика личностно-ориентированного обучения
методическая разработка по английскому языку по теме

Кудаева Нариннэ Борисовна

 

Обеспечить качественную подготовку выпускников школ к жизни в условиях информационного общества при традиционной классно-урочной системе в школе практически невозможно. Проблема заключается в том, что в условиях традиционной образовательной системы учащимся отводится пассивная роль, основным носителем знаний является учитель, который "передает" эти знания в готовом виде.

 

Уже давно в педагогике широко внедряются новые информационные технологии, требующие перехода к парадигме личностно-ориентированной педагогики, использования новейших педагогических технологий, позволяющих осмысленно и творчески усваивать полученные знания, применять их при решении практических задач.

При всем разнообразии современных педагогических технологий наиболее часто выделяют следующие направления:

  • обучение в сотрудничестве
  • метод проектов
  • индивидуальное и дифференцированное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovs.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение

Вступительное слово

Обеспечить качественную подготовку выпускников школ к жизни в условиях информационного общества при традиционной классно-урочной системе в школе практически невозможно. Проблема заключается в том, что в условиях традиционной образовательной системы учащимся отводится пассивная роль, основным носителем знаний является учитель, который "передает" эти знания в готовом виде.

Уже давно в педагогике широко внедряются новые информационные технологии, требующие перехода к парадигме личностно-ориентированной педагогики, использования новейших педагогических технологий, позволяющих осмысленно и творчески усваивать полученные знания, применять их при решении практических задач.

При всем разнообразии современных педагогических технологий наиболее часто выделяют следующие направления:

  1. обучение в сотрудничестве
  2. метод проектов
  3. индивидуальное и дифференцированное обучение.

Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. 

При использовании указанных технологий наиболее эффективно решаются проблемы личностно-ориентированного обучения. Учащиеся получают реальную возможность в соответствии с индивидуальными задатками, способностями достигать определенных результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемые знания, в результате чего им удается формировать собственную аргументированную точку зрения на многие проблемы бытия.

В основе этих педагогических технологий лежит особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному главным образом на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

1. Итак, сейчас мы с вами попытаемся выяснить, что же представляет собой «Обучение в сотрудничестве». Для этого предлагаю вам разбиться на группы. Каждому в группе или паре будет предложено задание, на его выполнение отводится 10 - 15 минут.

2. А теперь все те, кто работали с карточкой № 1 соберитесь вместе,  все те, кто работали с карточкой № 2 соберитесь вместе и соответственно все остальные. Обсудите результаты своей работы в вашей новой группе и придите к общему выводу, так как после этого вы будете экспертом в этой области. Через  10 минут вам предстоит поделиться этим со своей прежней группой.

3. Эксперты возвращаются в свои группы и объясняют свой материал остальным членам группы.

4. Отчет групп. Каждая группа отчитывается по какому-то одному заданию, другие дополняют.

Итак, существуют несколько разновидностей технологии обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами. Давай те рассмотрим каждую из них.

5. Какой вид использовала я для подачи материала? ("Jigsaw" – мозаика)

Примерные вопросы проблемных заданий для дискуссии:

А) каким навыкам необходимо обучать уч-ся для работы по ОВС.(обучение в сотрудничестве)

Б) по какому принципу формировать группы?

6. Творческое домашнее задание

Разработать конспект урока по технологии ОВС по своему предмету и пригласить на этот урок коллег.

Карточка № 1

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. (Дж. Дьюи (1970)). Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса, университета Миннесота, основной идеей которых является самостоятельная работа учащихся в малых группах.

На смену фронтальным видам работ все больше приходят индивидуальные, парные и групповые. Работа учащихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, работа над одним проектом учащихся, объединенных одной идеей, оказываются намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов.

Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. 

Ученики разные – одни быстро схватывают материал, сами готовы отвечать на любые вопросы учителя, другим требуется не только время на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята в присутствии всего класса стесняются задавать вопросы, подчас не могут конкретно сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить их в небольшие группы (3-5 человек) и дать им ОДНО общее задание, оговорив роль каждого в группе в решении этого задания, возникает ситуация, в которой каждый ученик отвечает за результат не только своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но и за результат всей группы, поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все вопросы, а сильные имеют возможность удостовериться в правильном понимании вопроса.

Роль преподавателя также меняется. Он оказывается свободным, его функции сводятся к консультированию учащихся, он уделяет больше внимания отдельным ученикам или группе учащихся.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а непросто что-то вместе выполнять!

Существует много разнообразных вариантов ОВС, учитель всегда может их разнообразить своим творчеством, но при одном непременном условии: при четком соблюдении основных принципов ОВС:

  1. группы уч-ся формируются до урока, разумеется, с учетом их психологических особенностей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (за исключением тех случаев, если вам нужна специально группа сильных или слабых для отдельной задачи), девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, нет необходимости её менять, если в группе не клеится работа, от урока к уроку группу лучше менять.
  2. группе дается одно задание, если вы организуете работу не в первый раз роли могут распределять сами ученики, но в некоторых случаях учитель может дать свои рекомендации. (пример, если ребёнок властный и хочет во всем первенствовать, я даю ему роль председателя, который должен следить за тем, чтобы в группе высказался каждый, что значит ему самому придется молчать, если ребенок застенчивый, он будет секретарь и тогда он не будет бояться зачитывать общие выводы, а не свои и т.д.)
  3. оценивается работа всей группы, а не одного ученика, важно оценивать не только , а иногда и не столько знания, сколько усилия ученика, у каждого своя «планка».
  4. Учитель, а иногда сама группа выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый ученик способен ответить на вопросы других групп, доложить результаты совместной работы группы, значит цель достигнута, ибо цель любого задания – не формальное выполнение задания, а овладение материалом каждым уч-ся.

С первого взгляда может сложиться впечатление, что в основе метода обучения в сотрудничестве лежит хорошо известная в методике форма группового обучения. И все же можно выделить три отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм работы в малых группах:

  1. Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
  2. Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
  3. Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали, помогая друг другу. Они обсуждают свое поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

  1. Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися, и которую они могут достичь только совместными усилиями.
  2. Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи.
  3. Зависимость от формы поощрения. Каждый учащийся получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

Ниже приводятся примеры предлагаемых способов структурирования взаимозависимости по разным аспектам:

ЦЕЛИ:

  1. единый результат от всей группы (в виде одного сочинения, рисунка, задачи, модели, пр.);
  2. подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой от группы;
  3. каждый член группы заполняет собственный рабочий лист, любую работу, но учитель берет для анализа один/одну от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. материалы по типу "Jigsaw": каждый член группы имеет на руках только свою часть материала, задания, который он должен выполнить индивидуально, самостоятельно;
  2. письменное задание, в котором каждый ученик должен предложить свое решение;
  3. распределение ролей;
  4. ограничение материала.

ПООЩРЕНИЯ:

  1. балльная оценка;
  2. похвала учителя;
  3. поощрение группы путем:
    а) выделения дополнительного времени;б) предоставления свободного времени; в) определенной атрибутикой;

Взаимозависимость по указанным аспектам предполагает и индивидуальную ответственность за общий результат.

Цель, которая ставится перед группой, предполагает владение учебным материалом каждым учащимся группы. Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие:

  1. выделить одного из учащихся группы и попросить его рассказать об общем замысле решения задания, плане и т.д.;
  2. распределить учебный материал, виды деятельности между учащимися по типу "Jigsaw";
  3. оценка, которую получает группа, является как бы исходной, ее можно улучшить, если каждый учащийся группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному;
  4. выбрать по одному учащемуся из каждой группы и предложить им небольшую контрольную, тест.

Карточка № 2

Существуют несколько разновидностей технологии обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами.

Обучение в команде

Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" и успеху всей группы, которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого учащегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы. Данный метод сводится к трем основным принципам:

  1. "награды" - команды/группы могут получать её в любом виде (звездочка, сертификат, диплом) и других видах оценки их совместной деятельности, если они превзойдут установленный для них критерий. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" и время на ее достижение;
  2. "индивидуальная" (персональная) ответственность означает, что успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
  3. равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета (и улучшая их) и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку".

Вариантами такого подхода можно рассматривать индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае уч-ки разбиваются в группы по 4 человека (разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает уч-кам в группах закрепить его, постараться разобраться в деталях. После учитель даёт тест на проверку понимания нового материала. Задания дети выполняют уже индивидуально, при этом учитель, конечно же, дифференцирует задания для сильных и слабых уч-ся. В случае командно-игровой работы учитель предлагает соревнования, турниры между командами (одинаковые по уровню обученности), задания даются дифференцированно по сложности, победитель каждого стола приносит одинаковые очки за правильно выполненное задание, это означает, что слабый уч-к имеет равные шансы на успех для своей команды.

Карточка № 3

Разновидностью технологии обучения в сотрудничестве является: Jigsaw («Мозаика»)

Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который состоит из отдельных фрагментов. Например, тема "Биография" может быть разбита на: ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся чрезвычайно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и всей командой. На заключительном этапе учитель может попросить любого уч-ка команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Карточка № 4

«Учимся вместе» – также является разновидностью технологии обучения в сотрудничестве.

Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение ВСЕГО материала.

Основные принципы: награды команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого. Большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по методу ОВС становится как бы исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется результатами как групповой самостоятельной работы, так и коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым проектом/задачей/проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями команды/группы, членом которой они являлись.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам конструировать свои знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а, может быть, и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над проектом. Знаете известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!»

Итак, основная суть всех вариантов – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнования лежат в основе обучения в группе.

Задание к карточке № 1

  1. Прочитайте конспект о технологии ОВС.
  2. Выделите основные принципы данной технологии.
  3. Сравните ОВС и работу в группе.

4.Приведите примеры способов структурирования взаимозависимости по трем разным аспектам, например:

ЦЕЛИ: единый результат от всей группы (в виде одного сочинения, рисунка, задачи, модели, пр.);

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: письменное задание, в котором каждый ученик должен предложить свое решение;

ПООЩРЕНИЯ: балльная оценка;

5.Приведите возможные способы обеспечения индивидуальной ответственности за общий результат, например: можно предложит уч-ся по окончании работы самим выбрать тетрадь уч-ка из другой группы на проверку.

Задание к карточке № 2

1.Прочитайте текст и подготовьте сообщение о данном виде работы.

2. Сконструируйте этапы урока по данному виду ОВС.

3. Заполните таблицу

Цели обучения в команде

Принципы обучения в команде

Реализация данного подхода

4. Придумайте проблемное задание для организации групповой дискуссии.

Задание к карточке № 3

1. Прочитайте текст и подготовьте сообщение о данном виде работы.

2. Сконструируйте этапы урока по данному виду ОВС.

3. Приготовьте проблемное задание для организации групповой дискуссии на уроке.

Задание к карточке 4

1. Прочитайте текст и подготовьте сообщение о данном виде работы.

2. Сконструируйте этапы урока по данному виду ОВС.

3. Приготовьте проблемное задание для организации групповой дискуссии на уроке.

4. Заполните таблицу

Работа учителя при данном виде деятельности

Работа уч-ся

Литература

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
  2. Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск1, Самара,  2002
  3. Прокопьева Н.И. «Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии»
  4. Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
  5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.
  6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
  7. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика "Личностно ориентированный подход при подготовке к ЕГЭ.

В работе сделан анализ результатов ЕГЭ по биологии за последние 5 лет и обощен опыт работы по повышению качества подготовки к экзамену....

Проект по внедрению методики личностно-ориентированного планирования

Проект по внедрению методики личностно-ориентированного планирования Разработчики проекта: Асикритов В.Н. – директор ДДИ №1Сорокина Е.В. – директор ГБСКОУ школы №439Попова В.Н. – заместител...

Применение музыкальным руководителем Новгородовой Т.П. технологий и методик личностно ориентированного взаимодействия

Музыкальный руководитель Новгородова Т.П. строит свою педагогическую деятельность  с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Приоритетным направлением её деятельности являются личностно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

В настоящее время в России идет становление новой системы обра­зования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное про­странство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в п...

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и ...

"Методика личностно-ориентированного подхода в обучении"

quot;Методика личностно-ориентированного подхода в обучении"...