ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку по теме

Невструева Ольга Викторовна

Использование ИКТ на уроках английского языка. Моё выступление на ШМП. Кое-что из личного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_angliyskogo_yazyka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 

         В последнее время в образовательных учреждениях широко используются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). Данное явление способствовало интенсивному развитию учебного программного обеспечения, которое позволяет успешно решать многие задачи современной образовательной системы: разнообразие форм представления учебного материала, доступность образования, использование новых технологий и методов образования и многие другие. Следует заметить, как и в большинстве других сфер общественной жизни, в области образования ответом на принципиально новые вопросы, возникающие в связи с изменением обстановки во всём мире, может стать использование ИКТ, которые позволяют достичь необходимого сейчас уровня организации процессов и систем. Ассортимент доступных и сравнительно дешёвых технологических средств сегодня чрезвычайно велик и включает в себя, например, устройства типа CD-ROM и разнообразные Web-сервисы. Они уже успели получить широчайшее распространение и применяются как в домашних условиях, так и на профессиональных рабочих местах. С ростом государственной заинтересованности в обеспечении связей образовательных учреждений с информационными сетями повышается и степень информационно-технологической поддержки учебных курсов и программ, а также уровень подготовленности преподавателей к работе с использованием новых информационных источников и технологических инструментов.  Ученые стали отмечать необходимость выявления условий, связанных с формированием положительного отношения к учебной деятельности, с развитием мотивации, которые обеспечивают саморазвитие, самовоспитание личности школьника.

         Информационно-коммуникативные технологии — средство развития мотивации учебной деятельности на уроках английского языка.

        В то же время ими рассматривается развитие различных форм мотивации школьников. Использованию ИКТ в образовательном процессе школы посвящены исследования многих педагогов – новаторов,  которые рассматривают особенности использования средств ИКТ в учебной деятельности, принципы создания образовательных программных средств ИКТ, роль информационно-коммуникационных технологий в развитии системы образования, педагогические возможности отдельных программных продуктов. Педагоги рассматривают проблему мотивации в контексте личностно-ориентированного обучения, изучают дидактические возможности использования ИКТ в учебном процессе, отдельные программные средства ИКТ  плане их влияния на мотивацию учебной деятельности. Проблема развития мотивации учебной деятельности учащихся требует комплексного подхода к ее решению, заключающегося в выявлении совокупности педагогических условий и тщательном отборе принципов создания программных средств ИКТ, предназначенных для использования в образовательном процессе школы. Для решения исследовательских задач  также используются ИКТ, но в это время преобразуется его ценностно-смысловая сфера.

        У учащихся формируется ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения своего уровня знаний.  Учащийся специально не обучается ИКТ, а осваивает их параллельно программе учебника английского языка, по которому он проходит повышение уровня своих знаний.

         Важно отметить, что на сегодняшний день универсального метода обучения учащихся английскому языку через ИКТ пока не существует. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки и характерен для конкретного типа урока (будь то урок – повторение, урок-обзор нового материала или урок- презентация). Очень многое зависит и от личности самого педагога, его профессиональной компетенции в области предмета и ИКТ. Хорошие программы ИКТ по английскому языку способствуют росту мотивации по отношению к предмету, выработке хороших навыков говорения, письма, аудирования и т.д., а также навыков контроля и самоконтроля учащихся. Развитие мотивации при помощи ИКТ является малоизученной проблемой. Кроме того, не все преподаватели готовы и имеют необходимые знания для использования ИКТ на своих занятиях. В большей степени это объясняется пока ещё слабым методическим обеспечением использования ИКТ в образовательном процессе и в преподавании английского языка. Актуальность данного исследования определяется рядом противоречий между необходимостью развития мотивации учебной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках английского языка и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ для решения этой задачи; между растущими требованиями к мотивационной составляющей образовательного процесса и низким уровнем ее реализации в большинстве современных программных средств ИКТ по английскому языку, между увеличением числа компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации учебной деятельности учащихся образовательных программных средств ИКТ на занятиях в классе и в самостоятельной работе.

         Не могу похвастаться тем, что ИКТ -  обычнее явление на каждом моём уроке. Хотя я к этому готова. За годы работы и постоянного поиска мною собрана большая коллекция дисков – это отличные электронные словари и энциклопедии, учебные фильмы, тематические курсы и просто детские игры на материале английский язык.  Чаще всего эти диски я и мои ученики используют для самостоятельной работы дома и на индивидуальных занятиях.

Ребята активно используют ресурсы Интернета на уроках английского языка и во внеурочное время. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации.


Сначала я использовала Интернет как средство получения информации по интересующей меня теме. Например, мне нужен был материал для подготовки обучающихся к экзамену или о погоде в разных странах. Я использовала Интернет и для получения информации по страноведческой тематике. Ведь в учебниках этот страноведческий материал часто преподносится не так интересно, красочно и часто без наглядности. Посмотреть на достопримечательности Нью-Йорка было потрясающе не только для моих учащихся, но и для меня лично. Затем я начала использовать ресурсы Интернета в процессе урока.

Использование World Wide Web сайтов помогают развивать межкультурную компетенцию учащихся. Cайт City Net (http://www.city.net/) делает возможным путешествие по разным странам, посещение парков, осмотр памятников и любых других достопримечательностей. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на изучаемом языке.


Можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или гидов. Они смогут сами упаковать багаж и заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта. Сайт Metro Link (Метро
http://www.subwaynavigator.com) - сайт позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.


Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама рассчитывает приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той или иной станции, затраченное время.


Для формирования навыков чтения Интернет - эффективное средство. Чтение при изучении иностранных языков делится на изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. В реальной жизни человек сталкивается с необходимостью владеть всеми видами чтения. К сожалению, учебники не содержат текстов в нужном количестве для всех указанных видов чтения. С помощью Интернета можно восполнить этот пробел. Изучающее чтение является наиболее трудным видом, так как необходимо знать все слова, содержащиеся в тексте.


Незнакомые слова нужно выписать, перевести, можно проработать их в наиболее похожих словосочетаниях. Можно использовать данный текст в качестве теста, в котором учащиеся восполняют пропущенную информацию. Если предусматривается работа по формированию навыков ознакомительного, просмотрового, поискового чтения, то можно сначала подыскать подходящие тексты, а можно и сохранить ссылку в папке «Избранное», и затем с учащимся выйти в сеть и прочесть данный текст.


Если посетить страничку MEDIA LINK(
http://www.mediainfo.com/emedia/) можно узнать, где и какие существуют газеты в мире и превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности я использую в работе со старшеклассниками, так как он включает в себя объемное чтение. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы.


Media сайты на английском языке: THE WASHINGTON POST (
http://www.washingtonpost.com/) CNN World News (http://cnn.com/world), ABC News (http://www.abcnews.go.com/index.html), BBC World Service (http://www.bbc.co.uk/worldservice), The Washington Times (http://www.washtimes.com/ ) The New York Times (http://www.nytimes.com/)


Эти сайты предоставляют возможность не только прочитать статьи, но и прослушать новости, на многих языках; сопровождают свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением.


Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.


В дополнение к работе над навыками чтения, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях. Результатом такой работы может стать создание своей странички, посвященной одному конкретному событию, где необходимо попытаться дать свое видение проблемы, основываясь на анализе информации различных новостных агентств.


Овладение коммуникативной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо. Это действительно средство коммуникации. Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться следующим образом:


1. Установление дружеской переписки. Обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка. 2. Создание совместных учебных проектов.


Существуют бесплатные сайты, такие как KidLink и iEARN. Оба эти сайта работают по проектной методике. KidLink (
http://www.kidlink.org/english/general/intro.html) - это некоммерческая организация, которая объединяет более 15,000 школ и 100 стран. Цель Kidlink - объединить ребят разных стран мира. Средством коммуникации служит лист рассылки Listserve. С его помощью учащимся можно участвовать в дискуссиях со сверстниками, в международных проектах. Для участия в программе нужно заполнить специальную анкету и ответить на 4 вопроса: Кто я? Кем я хочу быть, когда вырасту?   Как я хочу сделать мир лучше, когда вырасту? Что я могу сделать сейчас, чтобы это произошло? Перед тем, как отвечать, можно прочесть ответы на эти вопросы ребят. Можно посетить страничку “План ответа“, чтобы было легче рассказать о себе на неродном языке. Имеются и другие вопросы, например: Где я живу? Мои права, Моя семья и мои друзья, Мои предки. Если все правильно было написано, вскоре учащийся получит имя и пароль для участия в работе сайта. Программа может выполняться на 14 языках мира.
Каждый месяц по электронной почте рассылаются новости на английском языке, где указано, кто и в какой стране заявляет проект, кому требуются партнеры, а также объем работ учащихся и сроки их подачи. Участвовать можно и по электронной почте, только не выходя в сеть надолго. Выбрав проект, надо написать небольшое сочинение на английском языке, отослать его координатору. Вместо абстрактного мистера Вайта у учащихся появляется реальный партнер по общению. Если научить ребят правильно общаться, то, вполне вероятно, жизнь на нашей планете станет лучше.

Мой опыт применения Интернета очень небольшой. Сайт Kidlink я только начала применять в своей практике. Я постоянно использую информацию, полученную в Интернете. Из своего опыта общения с Интернетом я могу посоветовать учителям любого предмета “поплавать” в бескрайнем море информации. По Интернету можно заказывать книги, фильмы, диски, видео. Можно получить исчерпывающую информацию, чем славен тот или иной день в истории.
На сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве Интернет-ресурсов, которые, обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, а также в значительной степени облегчают работу преподавателя, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.

Урок английского языка  в 4 классе  по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт».  Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...

План-конспект урока английского языка в 7 классе (с углубленным изучением английского языка) по теме "Времена английского глагола"

Урок содержит элементы метапредмета "Знак". Проводился в рамках школьной методической недели "Мыследеятельностная педагогика и метапредметный метод обучения"...

Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка

Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...