Методика организации групповой работы на занятиях английским языком
методическая разработка по английскому языку по теме
ПОКАЗАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ РАЗРАБОТКИ ФОРМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМНА ОСНОВЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Ржевское медицинское училище(техникум)»
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: СИЛАЕВА Т.А.
2012
Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности студентов, эффективность её использования на занятиях английского языка на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в группах с разным уровнем подготовленности студентов., осуществляет развитие навыков личностного общения студентов, побуждает их к рефлексивной деятельности.
Характеристика групповой деятельности, её признаки и организационные принципы.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности обучающихся, в ходе которой происходит раздел функций между студентами достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Первый этап – овладение умением оценивать чужую деятельность в соответствии с эталоном.
Второй этап – овладение умением оценивать свою деятельность в соответствии с эталоном.
Третий этап – овладение умениями оценки своего взаимодействия с другими студентами в разных формах деятельности (работа в парах, работа в группах) через распределение функций, их усложнение.
Для работы в группах характерными признаками являются:
- Положительная взаимозависимость участников (цель осознается как единая, требующая объединения усилий всех членов группы).
- Личная отчетность каждого о проделанной работе в группе (организация деятельности предполагает разделение труда, установление отношения ответственности за свою часть работы).
- Одновременное взаимодействие студентовя (при подготовке группового задания и выступления группы на занятиях).
- Равноправное участие каждого в работе группы.
- Отчетность групп (контроль деятельности частично осуществляется самими студентами).
- Рефлексивная деятельность в группах (коллективный анализ и самоанализ).
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности студентов:
- Определить цели и задачи занятия:
- какие знания студенты должны усвоить;
- какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
- какие качества будут проявлять;
- какие чувства будут выражать;
- как будет осуществляться рефлексивная деятельность обучающихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
- Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
- Определить задания для групп студентов в соответствии с целями занятия.
- Продумать методы создания групп.
- Выбрать помощников (руководителей групп).
- Определить этапы работы групп.
- Продумать методы вовлечения обучающихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
- Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
- Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
- Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого студента, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:
Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося
Список студентов | Взаимооценка работы в группе | Самооценка | Оценка итоговая |
|
|
|
|
Групповая работа на занятии может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней студентов.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы студентов, например, с учебным текстом, новым лексическим материалом,грамматическим материалом.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте студентов в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию студентов или самим преподавателем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на одно занятие (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, преподавателю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого студента с тем, чтобы в группе были студенты с разными учебными возможностями.
Рекомендации по созданию групп
- Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей деятельности, , уровня обученности и обучаемости , наличия учебных материалов, специфике задания.
- Состав групп и распределение студентов по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые студенты находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если преподаватель помогает им в работе.
- Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие студенты, пользующиеся авторитетом среди одногруппников
- Распределение заданий (подготовленного материала преподавателем для каждой группы и инструктаж
- Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы студенты могли видеть друг друга и спокойно общаться. Преподаватель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.
Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке
- Преподаватель рассаживает студентов по группам за заранее подготовленные для групп столы.
- Преподаватель дает четкий инструктаж студентам, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
- С началом работы студенты в группах преподаватель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных студентов.
- Необходимо выдерживать график работы групп.
- Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
- Проводится анализ работы в каждой группе самими студентами:
- Что удалось сделать?
- Почему?
- Что не удалось сделать?
- Почему?
- Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
- Работа преподавателя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого студента в группе).
- Результаты работы групп анализируются преподавателем, который оценивает деятельность всей группы, анализирует характер взаимодействия студентов, отмечает успехи и просчеты занятия.
Коллективная деятельность может быть организована не только на занятии, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, семестр.
С овладением студентами умениями кооперативной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. обучающиеся будут искать сами.
Конечно, не на каждом занятии, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на занятиях изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.
Изучая на первом курсе тему " Мой город", мною были подготовлены занятия с использованием групповой работы студентов. Группа разделилась на 4 группы, каждая из них получила предварительно задание, в соответствии со своей темой:
1 группа – Из истории Ржева
2 группа – Ржевская битва
3 группа – Ржев современный
4 группа -Достопримечательности Ржева
Определение темы и основных заданий для группы происходит за 2-3 недели до начала работы на занятии. Каждая группа получает инструктаж преподавателя и консультации, выбирает руководителя, распределяет внутри группы задания. Все материалы оформляются в специальную папку.
Задания делятся условно на теорию (теоретический лекционный материал, например: характеристика своеобразия древнего Ржева), и практику (подготовленные самими студентами вопрос ов по теме, проверочные тесты и кроссворды).
Творческие задания, например: рассказ от имени представителя жителей города Ржева о наилучшем их достижении .
На занятии выступает экспертная группа по теме своего задания (например, 1 группа), а остальные группы студентов слушают их выступление и оформляют таблицу по теоретическому материалу (дополнительному), который рассказывает выступающая группа (эксперты темы).
Затем в группах идет обсуждение услышанного материала и проверка записей в тетрадях.
Группа экспертов раздает подготовленные задания (вопросы, тесты, кроссворды), объясняет остальным группам как их выполнять.
Задания распределяются внутри групп, а эксперты, работая с каждой группой, проверяют, консультируют студентов , оценивая их работу.
Затем каждая группа подводит итоги по теме занятия и тезисно их записывает, а затем выступает пред группой. Так складывается общий вывод, итог занятия
В конце занятия студенты высказывают свое мнение, анализируя "плюсы" и "минусы" своей работы, оценивая подготовку и выступление экспертной группы.
Так как занятие очень насыщено, необходимо иметь в программе не один, а два занятия по данной теме.
В конце занятия слово предоставляется преподавателю, который подводит итоги и оценивает, в ходе обсуждения, работу не только экспертной группы, но и каждого студента на занятии.
В ходе занятия руководители групп заполняют "рабочий лист", где отмечается личное участие каждого члена группы в работе на уроке .
Анкетирование студентов первого курса показало, что такие занятия им интересны, надолго запоминаются, учат не только находить материал, готовить его, но и взаимодействовать, совместно решать поставленные задачи, работать в команде единомышленников.
Все это позволяет сделать целый ряд важных выводов о значимости и результативности использования групповой формы деятельности студентов на занятиях английского языка.
Что положительного дает групповая форма работы учащихся?
Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность студентов в результатах своей работы.
Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.
В-третьих, меняется роль преподавателя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что студенты самостоятельно находят решение поставленных проблем.
В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход студентов и использованию уже полученных знаний.
В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на занятиях обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность студентов в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.
Эта форма деятельности студентов опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения английского языка рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности обучающихся.
Таким образом, рационально организованная групповая (коллективная) деятельность студентов не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности английскому языку , но помогает становлению личности студента, сплочению и развитию студенческого коллектива ..
Студенты обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь.
Это очень важно для социализации личности и формирования гуманистического мировоззрения.
Литература: Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-546241-1417963260.jpg)
Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС
Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-742090-1453559788.jpg)
Организация групповой работы на уроках английского языка
Организация групповой работы на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/22/picture-1143904-1558540598.jpg)
Организация групповой работы на занятиях в ГПД
Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-311912-1381661354.gif)
Организация групповой работы на занятии в системе дополнительного образования
Задача педагога дополнительного образования. Плюсы и минусы групповой работы. Задачи учителя при организации групповой работы. Принципы формирования групп....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-565299-1421331402.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся н...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/19/picture-263000-1447953024.jpg)
Презентация "Организация групповой работы на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве"
В презентации представлен алгоритм действий учителя при организация групповой работы учащихся на уроках английского языка с использованием технологии обучения в сотрудничестве...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-1296045-1607269844.jpg)
Статья по теме "Организация групповой работы на уроках английского языка"
Статья посвящена одному из важных видов деятельности на уроке - групповой работе, рассказывает о ее видах, целях, и результатах....