Статья по теме "Организация групповой работы на уроках английского языка"
статья

Заболотных Инна Константиновна

Статья посвящена одному из важных видов деятельности на уроке  - групповой работе, рассказывает о ее видах, целях, и результатах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме «Student Team Learning (STL, обучение в команде)»

Учитель английского языка

Заболотных Инна Константиновна

Student Team Learning (STL, обучение в команде).

Этот вариант метода обучения в сотрудничестве был разработан в Университете Джона Хопкинса. Большинство вариантов метода обучения в сотрудничестве, так или иначе, используют идеологию этого варианта.

STL уделяет особое внимание “групповым целям” (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы. Вкратце STL сводится к трем основным принципам:

а) “награды” (team rewards) – команда/группа получает ОДНУ на всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы ОДНО задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную “ планку” и время на ее достижение;

б) индивидуальная (персональная) ответственность (individual accountability) каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга, и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя готовым к любому виду тестирования, контрольной проверке, которые могут быть предложены учителем каждому ученику отдельно, вне группы;

в) равные возможности каждому ученику для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с СОБСТВЕННЫМИ, ранее достигнутыми результатами. Это дает РАВНЫЕ возможности продвинутым, средним и отстающим ученикам в получении очков для своей команды. Стараясь улучшить результаты предыдущего опроса, теста, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и слабый ученики могут принести своей команде равное количество баллов, что (как показали исследования в J.Hopkins University, R.Slavin) позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную “планку”. Как показывают экспериментальные исследования, поощрение всей команды и персональная ответственность каждого члена команды – существенные составляющие успешного формирования необходимых умений и навыков каждым учеником группы. Недостаточно дать ребятам указание работать вместе. Необходимо, как подчеркивает Р.Славин, чтобы у них была действительно серьезная заинтересованность в успехе друг друга. Кроме того, поощрение достигнутого успеха по сравнению с ранее достигнутыми результатами того же ученика оказывается значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, потому что в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.

Было разработано четыре варианта STL (работы в команде): два из них могут использоваться применительно к любому школьному предмету и любой ступени обучения: совместное обучение в малых группах – командах (Student Teams – Achievement Division, or STAD) и обучение в командах на сонове игры, турнира (Teams-Games-Tournament, or TGT). Другие два варианта в большей мере предназначена для конкретного предмета и конкретного возраста учащихся: индивидуализация обучения в командах (Team Assisted Individualization, or TAI) для уроков математики в 3-6 классах и обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (Cooperative Integrated Reading and Composition, or CIRC) для учащихся 3-5 классов.

1.1. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах (STAD, Славин, 1986) предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек (разного уровня обученности, мальчиков и девочек). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необхо-

димые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.

После выполнения заданий всеми группами на каждом уроке, учитель организует общее обсуждение выполнения этого задания разными группами (если задание было одинаковое для всех групп, например, упражнение или задача, серия задач), либо выполнения заданий каждой группой, если задания были разные. Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он дает тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Задания теста учащиеся выполняют ИНДИВИДУАЛЬНО, вне группы. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка груп-

пе. Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить СВОИ задания, как бы соревнуется САМ С СОБОЙ, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик , таким образом, могут принести группе ОДИНАКОВЫЕ оценки или баллы. Такая работа может использоваться на многих предметах, начиная от математики и кончая языковыми предметами, в начальных и старших классах. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала КАЖДЫМ учеником.

1.2.Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель также, как и в предыдущем случае объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это особенно рекомендуется для уроков математики, естественно-научных дисциплин. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от "планки" стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.

1.3. Другой разновидностью совместной групповой работы может служить, как указывалось выше, индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualization – TAI, Славин, 1986). Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственные задания. В принципе разные команды могут работать над разными заданиями. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы и оцениваются самими учениками (специально выделенными в группе оценщиками). Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий по программе и планам уроков, выполненных каждой командой, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи. Такая работа особенно хороша для уроков математики.

1.4.Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению (CIRC) в большей мере предназначено для начальной школы. Работа может быть организована по-разному:

  • В группе по четыре ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие пары самостоятельно читают друг другу, составляют план персказа, персказывают рассказы друг другу, выделяя главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту, практикуются в правописании, в словарной работе;
  • Если класс не делится на однородные группы, все учащиеся во всех группах работают совместно, стараясь определить главную идею текста, понять общий смысл рассказа, отвечая на проблемные вопросы по тексту. Ребята работают единой командой. На уроках родного или иностранного языков ребята могут тренироваться в правописании, словарной работе, пересказе текста, редактировании и корректировании работ друг друга, готовить свои сочинения к “публикации”. Вся работа в группах строится под контролем учителя. Тесты даются учащимся только тогда, когла учитель убеждается, что ребята готовы к нему.
  1. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning) был разработан проф. Elliot Aronson в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила". Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, тема "Биография выдающегося писателя или деятеля" может быть разбита на: ранние годы жизни, первые достижения, средние и поздние годы жизни, влияние на историю. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется " встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 г. Р.Славин разработал модификацию этого метода "Пила -2"(Jigsaw-2), который предусматривал работу учащихся группами в 4-5 человек (как в TGT или STAD). Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работает над одним и

тем же материалом (например, читает всю биографию). Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп остаются. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты учащихся суммирутся. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

  1. Вариант метода обучения в сотрудничестве “Учимся вместе” (Learning Together) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы: награды - всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь.

Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание): отслеживания, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально–психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.

  1. Исследовательская работа учащихся в группах, также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве (Шломо Шаран, Университет Тель-Авива, 1976). В этом варианте акцент делается на самостоятельную работу. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему тй темы, которая подлежит изучению всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый таким образом должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

При организации групповых дискуссий, работы над проектами познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной работы учащихся в классе. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется результатами, как самостоятельной групповой работы, так и коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым заданием /проектом/проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Знаете известное изречение мудрецов: "Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!" Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если продвинутый ученик затрачивает определенные усилия на достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

"Работа в группах, кроме всего прочего, - говорит одна из учениц, - позволяет мне научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни".

Педагогическое общение, психология и культура общения все это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А.А.Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании - это многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность - взаимодействие - общение - контакт/2/.Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них.

Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Как видно из описания, разница между предложенными вариантами, не столь существенна. Главное, что основные принципы – одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей – соблюдаются при всех вариантах. Но нам хотелось бы обратить внимание на то, что, как мы уже подчеркивали выше, совокупность всех указанных вариантов для решения конкретных дидактических задач, позволяет наиболее полно реализовать личностно-ориентированный подход в различных педагогических ситуациях. В частности, не только израильский (и соответственно, европейский) вариант этого метода, но американские варианты позволяют самым эффективным образом подготовить учащихся к работе над проектом. В дальнейшем мы более подробно остановимся на этом факте. Но здесь хотелось бы обратить внимание читателя на этой дидактической функции данного метода, различных его вариантов. При работе над проектом необходимо хорошее знание материала всеми учащимися исследовательской, проектной группы. Обучение в сотрудничестве по американскому варианту выполняет именно эту задачу. При работе над проектом приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, выстраивать логику исследования. Работа в малых группах по методу сотрудничества по израильскому и европейскому варианту позволяет подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Поэтому, изучая возможности использования данного метода в практике отечественной школы, мы пришли к выводу, что совокупность технологий сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования необходимых интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах.

Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению материала одного учебника и объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно. Из 154 опрошенных учащихся экономико-математической гимназии N 1512 г. Москвы, где эти технологии используются уже на протяжении ряда лет, 92% учащихся ответили, что материала учебника и объяснений учителя им не хватает, требуется дополнительный материал. Уже в начальной школе ученики обращаются к дополнительным источникам знаний, к справочнойлитературе. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа - совместная работа в группах – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке английского языка

В настоящее время в теории и практике образования идет поиск форм и методов, которые могут создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков работы в ко­манде, другими словами, ра...

Приемы организации групповой работы на уроках английского языка в рамках ФГОС

Использование интерактивных методов и приемов насовременном уроке английского языка.Сущностные характеристики интерактивного обучения. Описание возможности использования некоторых инновационных интера...

Статья на тему :" Групповое взаимодействие на уроках английского языка"

На мой взгляд, групповая форма работы на уроках английского языка - это эффективный способ повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. В процессе групповой работы совершенствуются навы...

Программа для начальной школы "Парная и групповая работа на уроках английского языка"

Цель образовательной программы является обучение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению....

Организация групповой работы на уроках английского языка

Организация групповой работы на уроках английского языка...