Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика
статья по английскому языку на тему

Жаркова Наталья Леонидовна

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Жаркова Наталья Леонидовна

            учитель английского языка

     МОУ Болтинская СОШ                                                                                                                                                                                                                                                      

                  Рыбинского района Ярославской области                                                                                                                                  

Исследовательская деятельность:                                      от успеха учителя – к успеху ученика                            (из опыта работы)

        В XXI  веке успешность приходит к тому, кто обладает информацией и умеет правильно ей распорядиться. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать; а цель школы – даже не научить, а лишь ознакомить учащихся с методикой проведения исследовательских работ.

Условием выживания человека в современном мире является исследовательская компетентность, т.е. способность осваивать и применять на практике метод научного познания, умение получать, обрабатывать информацию, владеть современными возможностями. Средством формирования личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося,  является  исследовательская деятельность.

        Исследовательская деятельность  - деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных  для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий и собственные выводы.1

Работу по данной тематике я начала в 2003 году,  когда в школе было открыто научное общество учащихся «Поиск и творчество». Тогда впервые мы задумались о целесообразности внедрения различных форм  исследовательской деятельности в учебный процесс.

Научное общество школьников создано с целью узнать, что ценит ученик, какая область науки его интересует, для чего он пытается заглянуть за страницы школьных учебников.

____________________

 Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся как условие формирования системы работы с одаренными детьми.//Материалы Всероссийской научно-практической конференции, М.,

Опыт деятельности научного общества школьников нашей школы показывает положительные возможности использования исследований для повышения эффективности образовательного процесса.

        Иностранный язык (в частности, английский) представляет благодатное поле формирования и развития личности ребенка: развивается интеллект, воображение, речемыслительные и творческие способности, новые технологии помогают активно воздействовать на формирование и развитие языковой, социокультурной и других компетенций учащихся, воспитание творческой, социально-активной личности.

        На протяжении 6 лет я являюсь научным руководителем, курирующим исследовательские работы по языкознанию. За эти годы появились свои наработки и подходы к развитию у детей навыков ведения исследовательской работы, но  иногда я сталкиваюсь с целым рядом препятствий на своем пути. Прежде всего, своей главной задачей в начале года я считаю выявление детей, которые бы хотели участвовать в исследовательской работе по английскому языку. Ни для кого не секрет, что далеко не все учащиеся, склонные к научно-исследовательской работе, всегда проявляют сами инициативу к участию в подобной деятельности. Поэтому для выявления интересов детей их намерений я провожу анкетирование, беседу, где подробно раскрываю суть предстоящей работы.

        Существует мнение, что учащиеся с трудом проводят исследование на родном языке, поэтому об иностранном языке не может быть и речи. Однако это не совсем так. Именно исследование на иностранном языке открывает перед учеником огромные преимущества, В первую очередь, это:

  1. Возможность ближе познакомиться с особенностями культуры, традициями и обычаями, историей страны изучаемого языка.
  2. Возможность максимально использовать имеющие теоретические знания, умения, и навыки иностранного языка в реальной практической ситуации.
  3. Возможность познакомиться с художественной и специальной литературой на иностранном языке.
  4. Возможность совершенствовать  языковую, речевую и социокультурную компетенции.
  5. Возможность улучшить свои знания по иностранному языку, развить свой словарный запас.
  6. Повысить собственную значимость в глазах своих сверстников, педагогов, семьи.

Разве не здорово самостоятельно «познавать истины», делать открытия, находить неизвестное? Ученик современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешного существования  в социуме, поэтому желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной активно проявляется в применении продуктивных методов обучения.

В условиях модернизации современного образования  элементы исследовательской деятельности могут  использоваться на уроках, что способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам. Многие учителя, отказывающиеся от применения этого инновационного метода обучения, как правило, приводят неоспоримый довод  - организация исследования требует больших временных затрат. Согласна, но это мелочь в сравнении с тем положительным эффектом, который дает использование исследовательского метода обучения. Он позволяет осуществлять максимальную способность и творческую активность учащихся, а так же он дает возможность развития у учащихся важнейшего инструмента оперативного освоения действительности – возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.

        Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь ознакомление учащихся с различными способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать выводы.

Главная педагогическая цель любого исследования (в том числе и компьютерного) – формирование различных ключевых компетенций.          

       Основная цель работы преподавателя иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции, а все остальные цели реализуются в процессе осуществления главной. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. Кроме этого, она теснейшим образом связана с лингвистической, а также социокультурной компетенциями. Следовательно, система обучения английскому языку должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка.

        Все компетенции невозможно сформировать одинаково равно на уроках. Исследовательская деятельность служит средством формирования компетенций на уроках и во внеурочной деятельности.

Английский язык не только связан со своей научной основой,  но также тесно  связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной  деятельностью школьников.  

       Работа старшеклассников с процессе исследования той или иной темы – хорошая возможность реализовать свои творческие способности через международное общение (международные телекоммуникационные проекты), что создает благоприятные условия для общения в реальной, языковой среде со сверстниками из разных стран мира и для совершенствования коммуникативных навыков.

       Одной из самых значительных трудностей ведения  поисковой работы является обеспечение учащихся необходимыми  литературными и архивными источниками по интересующим их темам. Это довольно сложная проблема, так как не всегда удается отыскать тот ценный материал, который четко раскрывал бы цель той или иной исследовательской работы.

         Проводя исследование, учащиеся не только находят решение проблемы, но и пытаются применить теоретические  знания на практике во время уроков английского и русского языков. Обращается  внимание на использование компьютерных технологий с целью развития творческого отношения к учению.

Компьютерные презентации – это шаг в будущее школы. В  презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся демонстрировать результаты собственной деятельности, показывать практическую значимость их работы.

       Самое главное качество настоящего исследователя – желание думать и дойти до самой сути!

В настоящее время учителю необходимо научить учащихся хотя бы простейшим методам современных исследований, развить способность получать новые знания самому, но прежде, чем «широко внедрять» исследовательскую деятельность в образовательный процесс, педагог должен определить, есть ли у него способные учащиеся и есть ли у него самого возможности помочь реализовать способности школьников.

Необходимо помнить, что тема исследовательской работы не должна навязываться учащимся, инициатива должна исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся знаний и опыта должны попытаться решить поставленную задачу. Учитель же оказывает им языковую и организаторскую поддержку.  

Важно учитывать тот факт, что успех работы во многом зависит от умения учителя создать условия, необходимые для формирования и развития творческих и коммуникативных умений учащихся, но в настоящее время есть один отрицательный момент – недостаточное количество времени, отведенное на подготовку и проведение исследования. В чем причина? Многие старшеклассники объясняют нежелание заниматься исследовательской деятельностью только по причине подготовки к ЕГЭ (консультации, дополнительные занятия, репетиторы). Если хорошо готовиться к ЕГЭ, то исследовательская деятельность не нужна? Нет, всегда можно найти выход.

Анализ практики позволяет говорить о том, что осуществление замыслов зависит от сочетания следующих факторов:

  1. Позиция учителя (учитель-ученик, коллега – коллега, наставник – младший товарищ);
  2. Образовательные потребности ребенка;
  3. Специфика работы;
  4. Материально-техническая база;
  5. Готовность и способность ученика (его внутреннее состояние, чувства, эмоции, свойства характера…).

        Самое сложное для учителя и учащегося в данной деятельности – не потерять интерес к проблеме исследования, так как  он является основой успеха реализации исследовательской деятельности. Важно, чтобы дети сами пришли к какому-либо результату. Возможно, для науки он не является новым, а для школьника – это открытие!

        Мало провести исследование,   даже изложить на бумаге свою работу недостаточно, необходимо еще уметь донести ее до слушателя. А это, поверьте, не менее трудно. Существует мнение, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех обеспечен. Но это не так. Мне приходилось наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не оцениваются высоко из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину я вижу в том, что дети оказались психологически не готовы к выступлению. Как  научиться представлять работу? Опыт. Где его взять? Найти себе аудиторию, готовую выслушать, желательно не один раз, научиться  отвечать на вопросы слушателей и экспертов – это, без сомнения, облегчит путь к намеченной цели, а учитель всегда готов помочь верным советом.

         Научные  конференции школьников  предоставляют прекрасную возможность для  публичного выступления. Доброжелательные эксперты выслушают участника, зададут вопросы, вступят в дискуссию.

 На протяжении последних 6 лет учащиеся Болтинской школы принимают участие в научных конференциях школьников различного уровня в секции «Языкознание» и нередко становятся призерами:

  1. Глебова  Наталья  в  2003-2004  у.г. на  XI  муниципальной  научной    конференции школьников  памяти  академика  А.А.Ухтомского  получила  диплом  3   степени с работой «Функционирование жанров устного народного творчества (пословиц и поговорок) в современном английском и русском языках»;
  1. Табакова  Оксана в 2004-2005  у.г. на XII научной конференции школьников памяти академика А.А.Ухтомского получила диплом 3 степени с работой  ««Англичане» в современном русском языке»;
  2. Таева  Вера   в   2005-2006  у.г.  на   XIII   научной   конференции     школьников  памяти академика А.А.Ухтомского получила диплом 2 степени с работой ««Звуковые загадки» в современном английском языке»;
  3. Таева Вера  в 2006-2007 у.г. являлась участницей очного тура X Всероссийской научной конференции школьников «Открытие» с работой ««Звуковые загадки» в современном английском языке»;
  4. Зимина Ольга в 2008-2009 у.г. являлась участницей очного тура XII Всероссийской научной конференции школьников «Открытие» с работой «Сопоставительный анализ английских и русских пословиц и поговорок с прилагательными»;
  5. В данный момент Зимина Ольга занимается сопоставительным анализом  фразеологических единиц с лексемой «кошка» в английском и русском языках. Надеемся, что эта работа также заслужит общественного признания.

           Учащиеся гордятся высокой оценкой своих работ, а  также представившейся возможностью защищать честь школы.

          Результат проделанной работы позволяет сделать вывод о том, что успех достигается благодаря взаимосвязи следующих компонентов: ребенок хочет быть успешным, имеет позитивную мотивацию, реально оценивает собственные возможности, располагает необходимой информацией, находится в эмоционально-благополучном состоянии, у него достаточно сил, энергии для реализации своих планов и замыслов, и не менее важно обратить внимание на то, что рядом будет находиться опытный и успешный наставник, который всегда поможет выбрать правильное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

«Внеурочная деятельность – ключ к успеху учителя и ученика»

Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...

Эссе на тему: "Успех учителя – успех ученика"

Сегодня весь мир сталкивается с разными проблемами. Время, очень сложное, интересное и противоречивое. Сложившийся уклад жизни людей подвергается коренным изменениям. Происходят политические, экономич...

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика

Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...