Главные вкладки

    Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика" по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корне слов"
    план-конспект урока по русскому языку по теме

    Открытый урок в рамках методического дня "От успехов школы к успехам ученика"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл o-yo.docx21.18 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya.ppt230 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

    Задачи урока:

    • Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть её в тексте.
    • Развивающая: развивать орфографическую зоркость, содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности.
    • Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создавать условия для формирования у школьников чувство взаимоуважения, развивать умение работать в коллективе.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Методы: частично-поисковый, исследовательский.

    Структура урока:

    • Организационный момент.
    • Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
    • Синтаксическая пятиминутка.
    • Постановка проблемы и актуализация знаний.
    • Объяснение нового материала.
    • Закрепление материала.
    • Подведение итогов. Рефлексия.
    • Домашнее задание по выбору.









    1.Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята!

    Прозвенел звонок весёлый. Он позвал нас на урок.

    Все задания сегодня выполнить должны мы в срок.

    Прежде чем начать работу на уроке, мы должны настроиться на рабочий лад. Закройте глаза и повторяйте то, что я буду вам говорить.

    • Я сейчас в школе на уроке.
    • Я люблю учиться.
    • Внимание моё растёт.
    • Память у меня хорошая.
    • У меня сегодня всё получится.

    2.Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

    Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали меня на прошлом уроке. Помните ли вы, когда в корнях –раст- рос- пишется буква А, а когда О? Кто расскажет правило о правописании корней –раст-рос-?

    3.Молодцы! А сейчас наша привычная синтаксическая пятиминутка. Я читаю предложение, а вы определяете количество грамматических основ в нём и составляете его схему

    Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в небо жёлтые языки огня.

    Разберите по составу слова взметнулись, жёлтые.

    Какой звук произносится под ударением в корне прилагательного жёлтые?

    4.Постановка проблемы и актуализация знаний.

    Ребята! Я предлагаю вам послушать небольшую сказку. Называется она «Капризные шипящие».

    Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То подавай этим шипящим букву О, то такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой Ё. Вот и приходится писать: НА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТОК ПРИЛЕТЕЛА ПЧЁЛКА. Тсс… Слышите, что говорят шипящие? «Осторожно! Мы – шипящие!»

    Поставьте, пожалуйста, ударение в словах жёлтый, пчёлка. Является ли буква Ё орфограммой?

    (Является, потому что пишется Ё, а слышится звук О)

    После каких звуков находится орфограмма?

    (После шипящих согласных)

    В какой морфеме находится орфограмма?

    (В корне)

    Давайте попытаемся сформулировать тему урока.

    (Буквы О-Ё в корне слов после шипящих)  Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Буквы О-Ё после шипящих в корне слов».

    Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? Попытайтесь сформулировать цель.

    (Мы научимся определять, какую гласную нужно писать после шипящих в корне слова: О или Ё) 

    5.Объяснение нового материала.

    1). Работа с таблицей «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова» 

    Шёрстка

    Шерсть

    Шёлк

    Шелковистый

    Щёки

    Щека

    Жёлтый

    Желтизна

    Посмотрите на таблицу. Прочитайте слова, помещённые в ней. Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв О или Ё после шипящих в корне слов. (В корне после шипящих под ударением пишется буква Ё. Мы можем к слову подобрать однокоренное слова с буквой Е в корне)

    Все ли слова подчиняются данному правилу? Посмотрите на следующие слова:шов, шорох, капюшон, крыжовник, шомпол. 

    Как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) Теперь вы можете сформулировать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова?

    Давайте посмотрим по учебнику, правильно ли вы сформулировали правило. Откройте учебник на странице 37. 

    (Читают вслух правило) Обратите внимание на оформление орфограммы. Итак, делаем вывод: под ударением в корне после шипящего пишем Ё. К слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Если такое слово подобрать нельзя, то в корне следует писать букву О.

    2). Слова-исключения.

    Ребята, мы с вами говорили о том, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в языке, поэтому в них пишется буква О. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение. 

    Наш «О» сегодня разозлён:

    Шов в капюшоне сделал он.

    Накинув вышитый наряд,

    Полез за ягодами в сад.

    Но шов цеплялся за крыжовник,

    И шорох услыхал садовник.

    3). Слова иноязычного происхождения.

    В некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется О. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Их правописание следует запомнить. В основном, это слова иноязычного происхождения. Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящей.

    - Жокей – наездник на скачках. 

    - Крюшон – прохладительный напиток. 

    Вывод: после шипящей в словах иноязычного происхождении пишется О.

    Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Какое лексическое значение этих слов, мы сможем узнать, заглянув в толковый словарь. Первый вариант ищет значение слова артишок, второй – анчоус.

    Физкультминутка.

    Мы хорошо поработали, давайте немного отдохнём. Встаньте со своих стульев и представьте себе, что вы пчёлки. Как, кстати, мы напишем это слово? А вокруг вас цветут жёлтые цветы, с которых вы должны собрать нектар. Прежде чем собрать нектар, давайте выясним, как пишется слово жёлтые? Ну а сейчас летаем по цветочкам, рассаживаемся на них и собираем нектар. (По полу разложены резиновые коврики – цветочки)

    6. Закрепление нового материала.

    1). Первичное закрепление

    Поработаем у доски. Мы будем записывать словосочетания, объясняя написание слов и графически оформляя орфограммы. Если вам встретится прилагательное, употреблённое переносном значении, подберите, пожалуйста, к нему синоним.

    Отрастить чёлку, вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, тяжёлый человек, почётный караул, шёлковый костюм, неясный шёпот, красивый капюшон, жёсткая дисциплина, чёрствый человек, маленькая щёлка, ровный шов, мягкая шёрстка.

    2). Диктант-молчанка

    Сейчас мы проведём диктант-молчанку. Я показываю вам рисунок, а вы записываете слово и графически оформляете орфограмму. 

     А теперь проверим, насколько хорошо вы справились с заданием. 

     3). Тренировочные упражнения на карточках (задание выполняется двумя учениками у доски, остальные работают в тетрадях).

    Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначьте графически орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа. 

    ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2

    Шёв Шопот

    Чёрточка Шёрты

    Щолкнуть Жёрдочка

    Шёк Пчолы

    Шорстка Щотка

    Проверка 

    7. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия.

    Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал.

    1.В какой позиции находятся гласные О-Ё после шипящих в корне слова? (Под ударением)

    2.При каком условии мы после шипящего пишем букву Ё? Приведите примеры.

    3.А при каком условии пишем букву О? Приведите примеры.

    4.Цель урока – научиться грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута ли цель?

    5.Что осталось непонятным?

    6.Что понравилось больше всего?

    7.Что показалось самым трудным?

    Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. На парте перед каждым лежат два жетона: один – улыбающийся, другой – невесёлый. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в данный момент.

    8. Домашнее задание по выбору 

    - Параграф 86, упр. 459.

    - Составить шуточный рассказ со словами-исключениями т с буквой Ё после шипящих – «Шипящий детектив».


    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     средняя общеобразовательная школа №3

     города Кузнецка

    Конспект урока  в рамках методического дня

     «От успехов школы к успехам ребёнка» в 5 «А» классе

    по теме

    «Буквы О - Ё после шипящих в корне слова»

    Составила: Яковишена М.В.

    2016-2017 учебный год


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    О – Ё после шипящих в корнях слов Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г.Кузнецка Яковишеной М.В.

    Слайд 2

    Цель Знать: Способ выбора О-Ё в корнях слов после шипящих Слова-исключения Уметь: Различать слова с О-Ё после шипящих в корне слова Обосновывать выбор О-Ё в корнях слов после шипящих

    Слайд 3

    Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение. Найдите в нем основы и составьте схему предложения. Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в звездное небе желтые языки огня. Разберите по составу слова взметнулись, желтые. Какой звук произносится под ударением в корне прилагательного желтые ?

    Слайд 4

    Слова-исключения Ш о в Ш о рох Ш о мпол Капюш о н Ш о колад Ш о фёр Ш о ссе Крыж о вник

    Слайд 5

    Словарный диктант Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму. Отрастить ч…лку, выр…стить крыж…вник, сдать отч…т, предл…гать ш…колад, тяж…лый человек, поч…тный караул, ш…лковый костюм, красивый капюш…н, неясный ш…пот, ж…сткая дисциплина, ч…рствый хлеб, маленькая щ…лка, ровный ш…в, мягкая ш…рстка.

    Слайд 6

    Предупредительный диктант Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы. Улыбнулись сонные березки, растрепали ш…лковые косы. Я помню осенние ночи, березовый ш…рох теней. За горами, за ж…лтыми долами протянулась тропа деревень. С.Есенин

    Слайд 7

    Задания в рамках ЕГЭ В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Реш…тка, щ…лкать Крыж…вник, ч…рный Ш…рстка, ш…колад Ж…нглер, ч…лка

    Слайд 8

    Задания в рамках ЕГЭ В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква? Расч…ска, ш…рох Ж…рнов, ж…кей Поч…тный, ж…лтый Капюш…н, пч…лы

    Слайд 9

    Задания в рамках ЕГЭ Из данного предложения выпишите слова с приставками. Алеша возвратился домой и весь вечер просидел один в классных комнатах.

    Слайд 10

    Задания в рамках ЕГЭ Из данного предложения выпишите слова с приставками. Чернушка оглянулась на него с сердитым видом, и он опомнился.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

    Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

    Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

    Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

    Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

    Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

    Урок русского языка в 5 классе по теме "О и Ё после шипящих в корне слова"

    Данный урок был разработан в рамках аттестации на высшую категорию.  Цели урока:Образовательная: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно пи...

    Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".

    Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...

    Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»

    Урок русского языка для 5 класса разработан по ФГОС в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Косиди Т.Г....