Урок русского языка в 5 классе по теме "О и Ё после шипящих в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный урок был разработан в рамках аттестации на высшую категорию. 

 

Цели урока:

Образовательная: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и обосновывать условия их выбора.

Развивающая: учить анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличительное, самостоятельно делать выводы ).

 

Воспитательная: осознание  социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения русского языка, повышения качества грамотного письма.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Применяемые технологии: информационные технологии, диалогическая технология педагогики сотрудничества, проблемно-развивающая (М.М.Махмутов, Н.Г. Мошкина), здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

№ п\п

Этапы работы

Содержание этапа

1.

I. Оргмомент.

Мотивация учащихся.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

- включиться в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;

- подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую  учитель хочет достичь на данном  этапе урока:

- способствовать созданию условий для эффективной работы учащихся на уроке.

Дидактические задачи этапа:

- вызвать интерес  учащихся к предстоящей учебной деятельности путем создания педагогической ситуации, в результате которой возникнет необходимость поиска ответа на поставленный вопрос.

Методы: проблемный метод, метод стимулирования познавательного интереса.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.  СЛАЙД 1.

 - Еще в начальной школе вы начали длительное и увлекательное путешествие по огромной загадочной стране Орфографии, и мы, теперь уже вместе, став взрослей,  продолжаем его. Сегодня мы с вами сделаем еще одну остановку в этой стране, где живет одна капризная Орфограмма, с которой нам просто необходимо лучше познакомиться,  

 - А как вы думаете, для чего нам надо знакомиться с орфограммами и изучать их?

(Чтобы грамотно владеть своим родным языком, успешно писать контрольные работы и, конечно же, пройти итоговую аттестацию.)

 - Но чтобы попасть туда, нам надо выполнить ряд заданий. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий  актуализацию изученного с элементами проверки домашнего задания.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

-повторить   сведения о  правописании ь после шипящих в конце имен существительных, а также правописание букв и, а, у после шипящих;

 

Цель, которую  учитель хочет достичь на данном  этапе урока:

- актуализировать    знания учащихся по  изучаемой теме;

- подготовить учащихся к восприятию нового материала;

- формировать орфографические навыки;

-учить соблюдать нормы орфоэпического общения

Методы и приёмы:

- прием опорного повторения;

- метод закрепления и проверки знаний, умений и навыков (по классификации Данилова М.А., Есипова Б.П.)

- метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (по классификации Бабанского Ю.К.)

- репродуктивный (фронтальный опрос, беседа, обобщение);

- методы мотивации и стимулирования через создание ситуации успеха.

Педагог, опираясь на субъективный опыт учащихся, подводит к осознанию  необходимости  получения новых знаний для решения определенного типа  заданий.

Дидактическая задача этапа:

- формировать личную заинтересованность ученика в получении новых знаний путем создания проблемной ситуации,

- развивать коммуникативные компетенции учащихся: формулировать ответы на поставленные вопросы, аргументировать их, сопоставлять речевые высказывания одноклассников с собственным мнением.

Критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: верные  ответы на вопросы, их логическая аргументация, правильное выполнение заданий.

- А отправимся в путешествие мы с вами на сказочном паровозике. В добрый путь. СЛАЙД 2.

- И первая станция, на которой наш паровоз совершит остановку, «Проверяйка». СЛАЙД 3. На данной станции нам   предстоит вспомнить все, что мы выучили на прошлых уроках и повторяли дома.

 - Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера): СЛАЙД 4. Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)

– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде.

-  Проверьте себя. (Самопроверка проводится с помощью следующего СЛАЙД  4.:

ночь                           чаща      

дрожь                           круча      

роскошь                   жизнь    

ключ                           шило      

пустошь                  чудо )               

        

- Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.

– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)

– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.

– Назовите условия выбора орфограмм.

– На основе графических обозначений сформулируйте правила.

 - Итак, продолжаем наше путешествие.

3.

Этап открытия новых знаний, предполагающий:  

учебную цель для учащихся:

-сформулировать цели урока;

-изучить теоретический материал по теме «О-Е после шипящих в корне слова»;

- осмыслить общие  закономерности  правописания о, е после шипящих,

- освоить схему  рассуждения при  правильном написании данной орфограммы;

 

Цель, которую  учитель хочет достичь на данном  этапе урока:

- организовать активную  деятельность учащихся  для освоения нового учебного материала, в результате которой  школьники должны узнать правило правописания орфограммы;

- развивать коммуникативные компетенции учащихся: понимать коммуникативную цель чтения и в соответствии с этим организовывать процесс чтения  (в данном случае изучающего), отвечать на вопросы по содержанию учебной статьи, оценивать степень понимания прочитанного содержания,  вести  диалог, строить устные монологические высказывания, следуя логике научного рассуждения по теме урока.

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала:

-  получения новых знаний

(по классификации М.А. Данилова и Б.П. Есипова)

- репродуктивный;

- исследовательский;

- частично-поисковый;

-объяснительно-иллюстративный

(по классификации И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина);

-метод логического рассуждения;

- метод сравнения.

Опираясь на сформулированные цели урока, учитель организует репродуктивную и частично-поисковую деятельность школьников,  направленную на осмысление новой, значимой для них информации, расширяет кругозор учащихся на основе системы мотивационных установок, способствует развитию коммуникационных компетенций школьников  

Школьники «учатся учиться»,  искать ответы на поставленные вопросы, отстаивать свою позицию, считаться с мнением других.

Учитель выстраивает систему мотивационных установок, работает над формированием личной потребности ребёнка в получении нового знания, вызывает внутреннюю мотивацию у учащихся в получении нового знания

- Ребята, мы уже достигли станции «Объясняйка» . СЛАЙД 5. На данной станции мы наконец-то узнаем, к какой орфограмме мы ехали в гости и попробуем с ней подружиться. А пока мы  остановились у самых ворот, но чтобы их приоткрыть, необходимо сделать  следующее задание, при его выполнении очень важную роль будут играть те же шипящие.  

  - Перед вами слова:     

                                                   бочка                         чё/олка

                                          мёд                          шё/олк

                                          лодка                       щё/отка

                                          тёплый                    жё/олтый

-  Вставьте, пожалуйста, пропущенные буквы. СЛАЙД 6. Сравните полученные результаты. Ребята, в каком случае возникла проблема при выборе гласной? А как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.  (Возникла проблема во втором случае, потому что правильно выбрать букву в корне помешали шипящие. После них слышится только один звук-О).

- Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (О-Ё после шипящих в корне слова).

-Запишите тему урока в тетрадь. СЛАЙД 7.

- А как вы думаете, какова цель нашего урока? (Научиться правильно выбирать буквы О или Ё после шипящих).

- Ребята, как вы думаете, это орфограмма? СЛАЙД 8. Почему? (Потому что мы здесь можем допустить ошибку при выборе гласной. Чтобы правильно выбрать букву, мы должны знать правило). А каковы ее отличительные признаки? (Шипящий звук и ударение).

- А теперь попробуйте сформулировать проблему урока.

Какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего?

- А теперь давайте проверим свои предположения о проблеме по учебнику. Открываем Теорию на стр. 53, ч.2 параграфа 41.(Ученик читает материал вслух).

 -Ребята, подтвердились наши предположения о проблеме в учебнике, нашли мы ответ на свой вопрос? ДА.

- Так что же мы должны делать, чтобы правильно выбирать букву после шипящего в корне? (Попытаться подобрать проверочное слово).

- Вот мы, наконец,  встретились и познакомились с нашей орфограммой, а чтобы подружиться отправимся вместе на станцию «Закрепляйка». СЛАЙД 9.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

-постановку конкретной учебной цели перед учащимися:

- определять место    изученной орфограммы в слове;

-уметь отличать данную орфограмму от орфограммы «Безударная гласная после шипящего в корне слова»;

- различать названные правила

Определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока:

-закрепить умение учащихся  осуществлять выбор гласных о, е, а

-развивать коммуникативные компетенции учащихся (понимание коммуникативной цели чтения), отвечать на вопросы, используя при этом алгоритм рассуждения, владеть основными нормами построения устного высказывания, ведение учебного диалога);

-способствовать развитию навыков сотрудничества.

Описание форм и методов достижения поставленных целей:

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

-приемы групповой и самостоятельной работы учащихся по  осмыслению  и  усвоению

нового материала;

 -учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков;

-наблюдение над языковым материалом;

-методы  стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (по классификации Бабанского Ю.К.): создание ситуации успеха, организация само- и взаимопроверки.                      

Критерии достижения

целей и задач:

-учащиеся  верно отвечают на  вопросы по теме урока,  умеют  логично аргументировать свой ответ.

Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: осознанное выполнение предложенных учителем заданий, полный комментарий  выполненных заданий, достаточно свободное владение терминологией по теме урока.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал:

-дополнительный комментарий к заданию;

-система наводящих вопросов  при выполнении заданий;

-организация работы с консультантами;

-индивидуальная работа с учащимся после занятия.

  1. На  СЛАЙДЕ 10 с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения. 

-   Ребята, обратимся к доске. Перед вами слова.

жёлтый                   крыжовник

шёпот                   шорох

чёрный                 шов

щёлка                   капюшон

- Прочитайте их вслух.  Какой звук слышится под ударением после шипящих в корне слова? А какие буквы пишутся? Почему? Обсудите это в парах и выполните следующее задание.

- Подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова (глаголы и существительное). Запишите рядом пары однокоренных слов, выделите корень.
Попробуйте сделать то же со словами 2-го столбика. Что получилось?

          ( Далее учащиеся устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов.

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне.  СЛАЙД 11.

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД  12)

  1. А теперь, ребята, чтобы еще крепче подружиться с орфограммой, выполним упражнения 422-группа Б и 423 –группа А учебника. (Самостоятельная работа с последующим фронтальным опросом).
  2. Молодцы, а сейчас я хочу обратить ваше  внимание на доску.

На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, ш_фёр, ж_нглёр. СЛАЙД 13.

– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?

– Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой ?(Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)

– Каким правилом вы пользовались, когда вставляли буквы в эти слова?

– Проверим себя. Посмотрите на стр. 130 слова под рубрикой «Запомни».

– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)

– Как вы думаете, почему это правило включено в § 41? (Здесь есть два сходных условия  выбора с орфограммой О/Ё  – это написание после букв шипящих в корне слова.)

 -Ребята, помочь нам запомнить, когда в словах в корне после шипящего пишется буква О может такое небольшое стихотворение: СЛАЙД 14.

Если вы запомните этот стишок, вы не будете ошибаться при выборе гласной после шипящего.

Новые слова: шорник, жокей.

5.

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута

учащимися:

-осознание учащимися своей учебной деятельности.

Методы: словесный, наглядный

-Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали и, наконец достигли станции «Прибывайка», СЛАЙД 15 на которой нам предлагается ответить на вопросы. СЛАЙД 16

-Что вы узнали сегодня на уроке, чему научились?

-Удалось нам подружиться с нашей капризной орфограммой?

-Попробуйте оценить себя, насколько вы успешны были на уроке?

6.

Задание на дом.

Цель, которая должна быть достигнута  учащимися:

-закрепить полученные знания.

Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания: выполнение обязательной части домашнего задания, осознанное выполнение по алгоритму заданий, желательность выполнения дополнительной работы.

Домашнее задание: гр.А-упр.425, гр.Б-упр.426 ,задание для тех, кто очень хорошо разобрался в материале и чувствует в себе силы приготовить задание для других: составить словарный диктант из 15 слов на изученную сегодня орфограмму. СЛАЙД 17,18

Конспект урока по русскому языку.

Аттестуемый педагог (ФИО):                                        Александрина Надежда Евгеньевна

Предмет:                                                                           Русский язык              Класс      5            

Тема урока:                                                                       О и Ё после шипящих в корне слова.

Цели урока:

Образовательная: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и обосновывать условия их выбора.

Развивающая: учить анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличительное, самостоятельно делать выводы ).

Воспитательная: осознание  социальной, практической и личностной значимости учебного материала, необходимости изучения русского языка, повышения качества грамотного письма.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Применяемые технологии: информационные технологии, диалогическая технология педагогики сотрудничества, проблемно-развивающая (М.М.Махмутов, Н.Г. Мошкина), здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".

Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...

Конспект урока Русский язык по теме "Буквы О и Е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных"

Конспект составлен с учётом ФГОС. На уроках использованы разные формы и методы работы. Урок проведён с использованием мультимедийной презентации. На уроке использован оценочный лист. Он составляе...

Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")

Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....