Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Степура Людмила Александровна

Урок русского языка для 5 класса разработан по ФГОС в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Косиди Т.Г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»

  1. Степура Людмила Александровна, Косиди Татьяна Григорьевна.
  2. МБОУ СОШ №66 г. Краснодар
  3. Учителя русского языка и литературы
  4. Русский язык
  5. 5 класс
  6. «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов», урок №23.
  7. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Учебник. 5 класс.
  8. Цель урока: сформировать представление о способе выбора о-ё в корнях слов после шипящих, уметь определять написание о-ё в корнях слов и комментировать условия написания, закрепить знания этапов учебной деятельность и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя
  9. Задачи:

-обучающие: обосновывать выбор о-ё в корнях слов после шипящих, владеть приемами устной и письменной речи, различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой, владение новыми видами тематических ответов, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, умение коллективно работать.

-развивающие: развитие речи, мышление умственной деятельности, выполнять операции анализа, классификации, способность наблюдать делать выводы.

-воспитательные: формировать нравственные и эстетические представления, мотивы социального поведения, формировать положительную эмоциональную обстановку в процессе работы.

10.  Тип урока: введение в новые знания

11.  Формы работы учащихся: диалог, работа по вариантам,            . . .                   .                 письменная работа.

12.  Техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник.  . . . . . .     для каждого обучающегося

Структура и ход урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятий

личностные:  внимание,

уважение к окружающим;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителями, сверстниками; регулятивные:

саморегуляция.

Психологический настрой детей на урок.

Психологический настрой детей на урок.

Постановка учебной задачи

Личностные, коммуникативные.

-Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография»

-Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место)

-Для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми)

-Пригодится ли в жизни это качество-быть грамотным человеком?(да, конечно)

-Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют)

-С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? (раст-ращ-рос)

-Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы. (Слова на интерактивной доске) С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, в.дяной, выр.с, выр.щенный, ж.сткий, реш.тка, ш.фер.

-Все ли справились с заданием?(не совсем, возникли затруднения)

-Почему они возникли.

-Может, мы чего-то не знаем?

-Итак, какова наша с вами учебная задача?

-Какую цель мы преследуем на уроке.

-Что сегодня предстоит нам выяснить?

Предлагаю вам проверить запись этих слов по словарю.

  Исправление ошибок, допущенных учащимися.    

Дети не знают, как правильно, написать о или ё после шипящих в корне слова.

Дети высказываются формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Вывод: где шипящая-там орфограмма.

«Открытие нового знания»

Коммуникативные познавательные регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания в корне букв о-ё после шипящих? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности предлагаю следующие задание выполнить в группах.

-Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их запищите, выделите корень, сравните их и выведите закономерность в правописании. (слова записанные на интерактивной доске)

Жёлтый, чертёж, дешевизна, решето, шептать, жердочка, шелк, пришел, шепот.

-Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв о-ё после шипящих в корне слова.

-Попытайтесь сами составить схему данного правила.

Возможный вариант:

ж                      крыжовник

ш                      шорох

щ            ё, но: шов

ч                       капюшон

-Сопоставьте данное правило с таким правилом: жёлтый-желтеть, шепот-шептать.

  Запомните! (слова на интерактивной доске) Шорох, шорты, крыжовник, обжора, изжога, чащоба, трещотка, шов, шок.

-Сделайте вывод.

-Предлагаю вам прочитать это правило в учебнике.

   

Вывод. Можно пользоваться и тем и другим правилам. Надо их хорошо знать и уметь применять.

Дети самостоятельно знакомятся с правилом в учебнике.  

Первичное закрепление.

Рефлексия, саморегуляция, поиск и выделение необходимой информации, планирования учебного сотрудничества с учителем сверстниками, умение доказывать анализировать, выражать свои мысли.

-Предлагаю выполнить упражнения №442. Учитель показывает (с помощью ПК) правильные ответы. Первая группа выполняет первое задание вторая второе задание, третья все три задания.

Выполнение заданий, сверка с ответами на доске, контроль в вариантах.

Тренировочные упражнения.

Отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

Учитель сообщает о работе над этимологическим анализом слов.

-Предлагаю в этимологическом словаре найти анализ слов, первая группа-решетка, вторая группа крыжовник, третья группа капюшон.

-Подберите гнездо однокоренных слов от слова чесать (прическа, расческа, зачесывать)

-Ребята, обратите внимание на предложение, записанное на интерактивной доске: Если б дали березе расческу, изменила б береза прическу.(И.Токмакова)

-Докажите, что это сложноподчиненное предложение.

-Угадайте слово по его значению, запишите в тетрадь и запомните.(На доске записаны ответы) Стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии (шомпол).

  Профессиональный наездник на скачках и бегах (жокей). Тот, кто управляет оркестром во время музыкального исполнения (дирижер).

  Цирковой акробат, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов (жонглер)  

Работают с этимологичес-ким словарем, записывают в тетрадь.

Подбирают однокоренные слова записывают.

Дети доказывают и записывают в тетрадь предложения.

Угадывают, записывают в тетрадь и сверяют с записью на доске.

-Ребята, предлагаю выполнить упражнение №444.

Выполняется самостоятель-но.

Итоги урока.

-Какую цель мы ставили на уроке? Достигли её? Докажите оцените свою деятельность и своих одноклассников.

-Предлагаю выполнить домашние задание по выбору:

1.Выполнить упражнение №446.

2.Составить карточку для соседа на изученное правило (десять слов с пропущенными буквами в корнях)

3.Из книги С.Лагерлефа. «Путешествие Нильса с дикими гусями» выписать десять слов на изученную орфограмму (отрывок Нильс в магазине)

Оценивают работу и ставят себе или товарищам оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов Знать : способ выбора о-ё в корнях слов после шипящих. Уметь : обосновать выбор о-ё в корнях слов после шипящих.

Слайд 2

В корне ……………..в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс –а- ; буква о пишется, если за корнем нет суффикса –а- . Орф.№12 В корне -…….- -…….- безударная а пишется перед ст, щ . Слова-исключения: Орф.№13

Слайд 3

Подр…сла выр…сла зар…сли водор…сли Ра………..и Выра…………и ра…………ение ра…………ительный Выра……енный Взра…….ённый ---………….--- ---………--- --………---

Слайд 4

Вставить необходимые буквы, графически обозначить условия выбора . Р…сти, р…стительность, отр…сли, зар..сла, р…стения, р..сточек, взр…стить, зар…сли, подр…стать, выр…сла, отр…сль, р…сток, водор…сли, произр…стать, выр…с, подр…сти, нар…стить, отр…сла, выр…стить, выр…щивать, р…сли, выр…стать, прир…щение, обр…стать, разр…стись, выр…щенный, обр…сла.

Слайд 5

Словарь трудных слов Росток Отрасль Ростов Крыжовник Шов Шорох Капюшон Шоссе Шофёр Шоколад

Слайд 6

Буквы о-ё после шипящих в корне Ж ё лудь (ж е лудевый) Ш ё пот (ш е птать) Пч ё лы (пч е линый) Ш ё лк (ш е лковистый)

Слайд 7

Составить предложения по схемам: , и , Разобрать предложение и составить схему Мы зажгли сухой хворост, и взметнулись в звездное небо желтые языки огня.

Слайд 8

Вставить необходимые буквы, графически обозначить условия выбора . Отр…сти ч…лку, выр…стить крыж…вник, …дать отч…т, предл…гать ш…колад, тяж…лый человек, поч…тный караул, ш…лковый халат, неясный ш…пот, красивый капюш…н, ж…сткая дисциплина, ч…рствый человек, маленькая щ…лка, ровный ш…в, мягкая ш…рстка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...

Конспект урока "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слова" 5 класс

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебному комплексу М.М. Разумовской по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов"....

Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».

Цель: добиться осознанного правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.Задачи:- образовательные: организовать деятельность учащихся по выявлению правила употребления «Букв О-Ё после шипящи...

Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников....