Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Варанкина Ирина Владимировна

Цель: добиться осознанного правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.

Задачи:

- образовательные: организовать деятельность учащихся по выявлению правила употребления «Букв О-Ё после шипящих в корнях слов»; способствовать формированию навыка обоснованного правописания изученной орфограммы;

- развивающие: содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, а также обогащению словарного запаса учащихся;

- воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: знать условия выбора букв О-Ё после шипящих, выделять и объяснять изученную орфограмму графически.

Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение другому к другу, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология исследования.

Методы: деятельностный, словесно-иллюстративный.

Формы обучения: сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения; формы контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Оборудование: презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-yo_posle_shipyashchih_v_kornyah_slov.docx29.44 КБ
Файл Презентация407.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов».

Цель: добиться осознанного правописания букв О-Ё после шипящих в корнях слов.

Задачи:

- образовательные: организовать деятельность учащихся по выявлению правила употребления «Букв О-Ё после шипящих в корнях слов»; способствовать формированию навыка обоснованного правописания изученной орфограммы;

- развивающие: содействовать развитию внимания, орфографической зоркости, а также обогащению словарного запаса учащихся;

- воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: знать условия выбора букв О-Ё после шипящих, выделять и объяснять изученную орфограмму графически.

Метапредметные: овладевать новым материалом на основе имеющихся знаний, задавать вопросы, отыскивать причинно-следственные связи, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение другому к другу, готовность и способность вести диалог с людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология исследования.

Методы: деятельностный, словесно-иллюстративный.

Формы обучения: сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения; формы контроля и самоконтроля.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах.

Оборудование: презентация.

План урока

I. Мотивационный этап. С-1

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

На уроках русского мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. И сегодняшний урок не будет исключением.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний и выявление причины затруднения.

С-2 1. Ребята, скажите, какие орфограммы гласных в корне вы знаете? (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся). Почему они так называются? (проверяем, запоминаем, вспоминаем условия, от которых они зависят и делаем выбор).

С-3 2. Наблюдения.

- Сравните        две группы слов. В корнях слов какой группы есть орфограммы гласных? Почему?

яд                             жёлтый

обозначить              крыжовник

дикий                       чёрный

увлечь                      чёрствый

                                 щёки

- Что объединяет слова второго столбика? (гласные О-Ё стоят после шипящих)

- В какой позиции? (под ударением).

- Давайте сформулируем тему урока? О чём будем говорить?

        Буквы о-ё после шипящих в корне  

- Какие задачи перед собой поставим? Что важно в теме?

III. «Открытие» нового знания.

С-4 – Как вы думаете, когда в корне после шипящих пишется буква Ё?  К словам какого столбика можно подобрать однокоренные с буквой Е?

        Давайте сделаем вывод о правописании букв О-Ё после шипящих в корне и проверим его по учебнику: п.39, стр. 112.

- Запишите таблицу в словарь.

- А о какой новой информации вы узнали из словарной статьи? (Слов, в корнях которых пишется буква О после шипящих под ударением, немного. Мы о них узнали, но есть ещё некоторые иноязычные слова, в которых пишется буква О.

- Есть ли среди них новые для вас слова? С-5, 6 Новые слова

Чопорный –

        чрезмерно строгий в соблюдении приличий, напыщенный, важный.

Трущобы –

   1) лесной бурелом          

   2) ветхое жилье

   3) неблагоустроенная часть   города на окраине, где живёт беднота.

Шомпол –

 металлический стержень для чистки ружья.

Жокей –

 профессиональный наездник на скачках, бегах.

Жонглёр –

 цирковой артист, занимающийся жонглированием.

С-7 Физкультминутка.

IV. Первичное закрепление.

1. Составление алгоритма. С-8

Давайте составим алгоритм (способ рассуждения и применения правила)

- Как будем действовать, применяя данное правило? (Определим, в какой морфеме орфограмма. Если орфограмма в корне, то смотрим, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего была буква  Е. Если ДА – пишем Е, если нет – пишем И.

Алгоритм ( способ рассуждения и применения правила):

1. Определяем …

2.  Если орфограмма в корне, то ...

смотрим, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего была Е

3. Если    

    Да- пишу …..               Нет – пишу  …..

Ч..рный, ш..ссе, ж..лтый, ш..колад

-        Давайте поработаем со словами: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад, рассуждая по плану.

2. Работа со словарными словами.

Ребята, в этом правиле встречается много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами следующим образом.

Перед вами текст, вы должны выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами, которые вам необходимо записать в словарь и запомнить.

Текст.

     Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось! 8 слов

V. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

1. Распределительный диктант (1 ученик у доски, остальные самостоятельно)

Распределите слова по двум столбикам: с О и Ё.

О                                                   Ё

шоколад                                  пчёлка

жокей                                      решётка

шорох                                     чёлка

капюшон                                 жёрдочка

                                                щётка

Шоколад, пчёлка, жокей, шорох, решётка, капюшон, чёлка, жёрдочка, щётка.

Проверка (класс)

2. Выборочный диктант с заданием.

Из предложений выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне слов».

1) Сто бесстрашных лягушат цаплю шёпотом страшат. 2) Машину вёл замечательный шофёр. 3) Жонглёры много раз выступали в цирке. 4) Застонала тяжёлая решётка, заскрипел засов. 5) Жёлтое пыльное облако окутало федеральное шоссе. 6) Конструкция была устойчива благодаря жёсткому покрытию. 7) После крепкого мороза щёки горят.

Слова: шёпотом, шофёр, жонглёры, решётка, жёлтое, шоссе, жёсткому, щёки.

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять (работа в парах).

       Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - …, разыгрался с метелями. Засыпал ….. так, что ….. с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл …… балконов инеем. …… солнце не согревает …. . Тяжёлые сугробы стоят,  как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и …… жалуется на …… февраль.              

(А. Иллюминарская)

С-9 Взаимопроверка (пары меняются работами, проверяют и оценивают: написание слов 0- «5», 1-2 «4», 3-4 «3»; +, - 1 б. за текст)

VI. Включение в систему знаний и умений.

  1. Реши тест.
  2. Взаимопроверка по эталону. С-10

VII. Рефлексия.

 - Что нового узнали на уроке?

- Были трудности в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку своей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне.

VIII. Домашнее задание.

 П. 39, выучить слова-исключения, упр. 313 (добавить по 2-3 слова) или 314.

«Буквы О и Ё после шипящих в корне».     1в.

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ш..у   б) ж..лтый   в) ч..лка   г) ч...рный

2.  В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) обж..ра   б) ш..рох   в) ч...рствый   г) ш..колад

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ж..нглер   б) пч..лка   в) деш...вый   г) ж..лтый

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) трущ..ба   б) ш..фёрский   в) пш...нка   г) капюш...н

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) ш...мпол   б) ш..ссе   в) прищ...лкивать   г) ш..рох

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) щ..ки   б) ш..в   в) расч..ска   г) реш...тка

_______________________________________________________________

«Буквы О и Ё после шипящих в корне».     2 в.

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ж..лтый   б) ж..кей   в) ч..рточка   г) ш..пот

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ш..лк   б) ч..рный   в) пч..лка   г) ж..нглёр

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) щ..чки б) изж..га   в) прож..рливый   г) крыж..вник

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) капюш..н   б) ж...лтый   в) щ...тка   г) ж..сткий

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) ш..колад   б) ш..потом   в) ж..лтый   г) расч..ска

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

а) обж..ра б) ш...мпол   в) ш..ссе   г)  щ..лкнуть

Работа в парах

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.

       Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем.  ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят,  как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.              

(А. Иллюминарская)

__________________________________________________________________

Работа в парах

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.

       Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем.  ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят,  как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.              

(А. Иллюминарская)

__________________________________________________________________

Работа в парах

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.

       Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем.  ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят,  как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.              

(А. Иллюминарская)

__________________________________________________________________

Работа в парах

Задание: по выписанным словам восстановите текст. Формы слов можно изменять.

       Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник - __________, разыгрался с метелями. Засыпал ________ так, что __________ с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл __________ балконов инеем.  ___________ солнце не согревает ________ . Тяжёлые сугробы стоят,  как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ___________ жалуется на ___________ февраль.              

(А. Иллюминарская)

__________________________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!

_____________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!

_____________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!

_____________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!

_____________________________________________________

Выпишите из текста слова с О после шипящей в словарик и постарайтесь запомнить их правописание.

Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную трущобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги. Настоящее шоу получилось!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Десятое декабря. Классная работа.

Слайд 2

Гласные в корне проверяемые чередующиеся непроверяемые

Слайд 3

Буквы о-ё после шипящих в корне яд обозначить дикий увлечь жёлтый крыжовник шов чёрствый щёки

Слайд 4

Буквы о-ё после шипящих в корне ж ё лудь ш о в капюш о н ш ё пот ш о рох трущ о ба п ч ё лы ч о порный ш ё лк ч о каться крыж о вник (ж е лудевый) (ш е птать) (пч е линый) (ш е лковистый )

Слайд 5

Новые слова Ч о порный – чрезмерно строгий в соблюдении приличий, напыщенный, важный. Трущ о бы – 1) лесной бурелом 2) ветхое жилье 3) неблагоустроенная часть города на окраине, где живёт беднота.

Слайд 6

Новые слова Ш о мпол – металлический стержень для чистки ружья. Ж о кей – профессиональный наездник на скачках, бегах. Ж о нглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием.

Слайд 7

Физкультминутка

Слайд 8

О или Ё после шипящих? Алгоритм 1. Определяем … 2 . Если орфограмма в корне, то ... смотрим, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего была Е 3. Если Да - пишу ….. Нет – пишу ….. Ч.. рный , ш.. ссе , ж.. лтый , ш.. колад ч асть слова (морфему) . Ё О

Слайд 9

Проверка Пришел месяц февраль. Он, словно волшебник- ж о нглёр , разыгрался с метелями. Засыпал ш о ссе так, что ш о фёры с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл реш ё тки балконов инеем. Ж ё лтое солнце не согревает щ ё ки . Тяжёлые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и ш ё потом жалуется на ж ё сткий февраль. (А. Иллюминарская ) 0- «5», 1-2 «4», 3-4 «3»; +, - 1 б. за текст

Слайд 10

Проверь и оцени работу! 1в . 1. а 2. в 3. а 4. в 5. в 6. б 2 в. 1. б 2. г 3. а 4. а 5. а 6. г 0 – «5» , 1-2 – «4» , 3-4 – «3»

Слайд 11

Домашнее задание П. 39, выучить слова-исключения, упр. 313 (добавить по 2-3 слова) или 314.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Урок русского языка в 5 классе по теме "О и Ё после шипящих в корне слова"

Данный урок был разработан в рамках аттестации на высшую категорию.  Цели урока:Образовательная: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно пи...

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Немой диктант для 5 класса по теме: "Буквы Ё - О после шипящих в корне"

Диктант обучающего карактера по теме "Буквы Ё - О после шипящих в корне". Цель диктанта - проверить знания учащихся по теме, развивать зрительное внимание и конкретное мышление учащихся чере...

Разработка урока на тему "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"

Данный урок составлен по ФГОС с учетом возрастных особеннойтей пятиклассников....