« Развитие языковой компетенции учащихся на уроках английского языка через проектную методику»
статья по английскому языку по теме

Резникова Наталья Николаевна

 

Метод проектов позволяет мотивировать моих учеников на самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, на систематизацию и приобретение знаний. Эту методику я успешно практикую на протяжении последних лет, так как использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Данный метод достаточно широко представлен на страницах учебника О.В. Афанасьевой, «Английский язык» (углубленное изучение) и Кузовлева В.П. «АНГЛИИСКИИ ЯЗЫК». Предложенный материал является обобщением накопленного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

« Развитие языковой компетенции учащихся на уроках английского языка через проектную методику»

Актуальность темы

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником информации для школьника. Приоритетной целью школьного образования становится формирование у учащихся умения учиться. Соответственно, на первый план выдвигается становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний, приобретение метапредметных и межпредметных знаний, т.е. развитие универсальных учебных умений (УУД). Метод проектов позволяет решить многие из перечисленных проблем.

   Цель использования метода проектов на уроках английского языка является- развитие универсальных учебных действий.

   Задачи:

- личностные:

Помочь ученику осознать, исследовать и принять жизненные ценности, сориентироваться в нравственных нормах, правилах и оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

- регулятивные:

Обеспечить ученику возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

- познавательные:

Научить детей методам исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, моделировать содержание, действия и операции.

- коммуникативные

Научить детей возможностям сотрудничества – умению слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.                                                                                                                                                                                            

Актуальность метода проектов обусловлена несколькими факторами, один из которых - реализация Концепции модернизации российского образования, в частности, перехода на Компетентностное образование, реализация национального Приоритетного проекта «Образование». «Информатизация». Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве - показатель прогрессивной методики обучения и развития учащегося. Недаром эта технология относится к технологии 21 века. Метод проектов обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и обучение, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные, а не только полученные в ходе деятельности результаты своего труда. В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно.

Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

Теоретическая интерпретация опыта

Сущность опыта

Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых объектов и т.д. Использование метода проекта способствует развитию самостоятельности учащихся, учит их объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. Кроме того, внедрение проектного обучения позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с подростками.

Теоретическая база опыта

Доктор педагогических наук, известная в области современных технологий обучения Е.С.Полат определяет метод проектов как «определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата.

Продуктивность опыта

Ценность проекта заключается в том, что поиск материалов происходит с использованием английского языка, тем самым увеличивается словарный запас (образовательная компетентность). Навыки работы в группе способствуют формированию социокультурной компетенции. Коммуникативная компетентность развивается во время опроса общественного мнения по составленному заранее опросному листу. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, делать выводы и заключения, то он легче адаптируется в жизни, правильно выберет будущую профессию.

Трудоемкость опыта.

Заключается в присутствии некоторых отрицательных моментов, которые возникают при работе над проектами:

  1. Языковые трудности при изложении материала.
  2. Нежелание учащихся работать в намеченных группах. ( возможно, нужно поменять пары или позволить работать индивидуально).
  3. Проект имеет незаконченный вид, тема обозначена, но решения проблемы нет (выход: помочь и отдать проект на доработку).
  4. Нежелание работать над проектами (необходимо сделать перерыв и переключиться на другие виды работы по учебному материалу).
  5. Отрицательное восприятие учащимися работы над проектами: опять проект! (нужна мотивировка учащихся на успех).

Система работы учителя

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным и злободневным является вопрос о повышении эффективности обучения. Этот вопрос требует постоянного поиска решений, поэтому постоянно приходится задумываться об оптимизации процесса обучения. Метод проектов позволяет мотивировать моих учеников на самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, на систематизацию и приобретение знаний. Эту методику я успешно практикую на протяжении последних лет, так как использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Данный метод достаточно широко представлен на страницах учебника О.В. Афанасьевой, «Английский язык» (углубленное изучение) и Кузовлева В.П. «АНГЛИИСКИИ ЯЗЫК». В каждом из тематических блоков УМК я использую индивидуальные и групповые проекты, которые воплощаются в постерах, буклетах, различных докладах обучающихся и т.д. и представляются на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.

За счет информативной насыщенности каждого урока с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить учащихся, развить у них интерес к получению знаний об иноязычной культуре. Названные мною учебники создают прекрасные условия для активного "добывания" информации. Развивающий аспект обучения достигается на подобных уроках за счет использования проектной технологии, которая направлена на развитие личностной активности обучающихся.

Так как методическим содержанием современного урока иностранного языка является коммуникативность, то обучение иностранному языку мною организуется так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации, т.е. общению. Обращаясь к практике использования проектной деятельности на уроках английского языка, хотелось бы отметить следующее: вначале проекты в основном краткосрочны; в 6-7 классах проекты предлагаются лишь как итог изучения раздела, а в последующих классах обучающиеся выполняют проекты в течение изучения разделов. Детально проработаны учебные проекты для 10, 11, 9 классов. Каждая ступень обучения проектной деятельности на уроках английского языка имеет свои особенности. Для меня отправной точкой именно в этом виде работы являются, конечно же, особенности возрастной психологии. Известно, что для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно ориентированным видом работы, в котором ребята пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях, создание проектов обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, подбирать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно делать аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать своими руками. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов. В этом возрасте учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который ещё недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или владеет компьютерными технологиями.

На начальной ступени изучения английского языка (5 класс) я так же предлагаю учащимся выполнение микро-проектов (альбомов, коллажей, постеров и открыток). Дети знакомятся с новым для них видом деятельности, делают пробные шаги на пути реализации своих творческих идей. Это позволяет не только формировать позитивную учебную мотивацию, но и подготовить школьников к исследовательской работе в старших классах.

При изучении темы "The World of Education” О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, английский язык. 8 класс) на первых уроках я остаточные знания учащихся о школьном  образовании нашей страны и Британии. В учебнике предлагаются определенные темы проектов, но ученики могут придумать и предложить свои темы.

Работа над проектом занимает определенное количество уроков. Вначале ученикам предлагается проблема в скрытом виде. Помогают наводящие вопросы: Всё ли тебе нравится в школе? Хотел бы ты что-то изменить? Есть ли в школе кружки и клубы? Нравится ли тебе оснащение кабинетов? Нравится ли тебе питание в школьной столовой? Почему? В результате ученики приходят к выводу: в школе нужно что-то изменить. На подготовительном этапе происходит развитие языковых и речевых умений учащихся. Тексты из учебника служат отличной базой для развития речевых и исследовательских навыков учащихся. Ребята описывают здание школы, расписание уроков, учебные предметы, сравнивают с прогрессивными школами.

Таким образом, идёт работа над всем учебным материалом. Большое значение имеет обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале дети учатся выражать своё мнение, используя клише типа: I think.., It seems to me..., I’m sure., As far as I know..., То my mind.., In my opinion... Затем для итоговой дискуссии  предлагаются фразы согласия и несогласия.

 Результатом проделанной работы является их презентация.

Оценка проектной работы - нелёгкое дело. Её нельзя оценивать исходя  из общих принципов оценки работы учеников. В связи с этим проектные работы  оцениваются     не     только     на     основе     лингвистической  правильности. Выставляется оценка за проект в  целом, за его многоплановость, уровень   проявленного   творчества,    чёткость презентации, проявленную фантазию.

Конечно,    проект   не   может   решить    все    проблемы   в обучении  иностранному  языку,   но  это  эффективное   средство,   которое  способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект - это реальная возможность использовать знания, полученные при     изучении     других     предметов     средствами     иностранного языка.

                                     Заключение

Таким образом, благодаря проектной методике занятия по иностранному языку отличаются коммуникативной направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка, а также равно-партнерским сотрудничеством учащихся и учителя.

Можно сделать вывод, что метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного воспитания, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета "Иностранный язык". Кроме того, реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовки доклада, презентации и выступления с ними на конференции, демонстрации рекламы и т.д. усиливают мотивацию учащихся.

При такой форме работы учащиеся имеют условия для развития речевых умений, так как они вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения. Всё это способствует росту мотивации к изучению языка и помогает достижению целей обучения; формированию коммуникативной компетенции (развитию навыков монологической и диалогической речи).

Список использованной литературы:

Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯТТТ №1-3, 2000г.

Н. Д. Гальскова. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва, 2004 г.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Народное образование, 1998г.

Пассов Е. И. Уроки иностранного языка в средней школе. Москва, «Просвещение», 1998 г.

Пассов Е. П., Царькова В. Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. Москва, « Просвещение», 1993г.

Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Москва, « Просвещение», 1978 г.

Зимняя И. А. Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку. ИЯШ № 3, 1991 г.

Теслина О. В. Проектные формы работы на уроке английского языка. ИЯШ № 3, 2002 г.

Кон Е. Э. Я творю свой урок. ИЯШ № 2, 1993 г.

Журналы ИЯШ. Методическая мозаика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения

Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через речевые клише.

Формирование коммуникативной компетенции-цель изучения ИЯ. Как можно сделать это проще и интереснее? Через джазовые чанты...

Статья обобщение опыта по теме: "Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин".

При изучении иностранного языка большинство учащихся испытывает  трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими ст...