Программа элективного курса "A Visit to an English Speaking Country"
рабочая программа по английскому языку (11 класс) по теме

Чойбсонова Сэсэг Гуржаповна

В данной программе  предлагается один из способов развития навыков диалогической речи старшеклассников и освоения задания высокого уровня сложности раздела «Говорение» — «Диалог с целью обмена оценочной информацией».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

                              Программа

      “A Visit to an English-Speaking Country”

                        Развитие диалогической речи

             с целью обмена оценочной информацией                              

                                                       Пояснительная записка

На современном этапе изучения английского языка в школе актуальным является не только формирование умений и навыков в определенных видах речевой деятельности, но и параллельная подготовка к единому государственному экзамену.Безусловно, реализация целей государственного стандарта на практике способствует овладению всеми видами речевой деятельности, а также умениями и навыками, необходимыми для практического владения языком и для сдачи ЕГЭ. Однако, целенаправленное выполнение типовых заданий, включаемых в ЕГЭ, и овладение стратегиями их выполнения на уроках, позволяют эффективно сочетать изучение английского языка и систематическую подготовку к единому государственному экзамену.

В данной программе  предлагается один из способов развития навыков диалогической речи старшеклассников и освоения задания высокого уровня сложности раздела «Говорение» — «Диалог с целью обмена оценочной информацией».

Новый государственный стандарт по английскому языку предъявляет следующие требования к уровню подготовки выпускников в области говорения: «Вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, о своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/ прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/ стран изучаемого языка».В соответствии с этим задачей ЕГЭ в разделе «Говорение» является проверка уровня сформированности умения использовать устную речь для решения коммуникативных задач. С целью выполнения поставленной задачи экзаменуемым предлагаются следующие тестовые задания: «Тематическое монологическое высказывание» базового уровня, «Диалог с целью обмена фактической информацией» повышенного уровня и «Диалог с целью обмена оценочной информацией» высокого уровня сложности. Уровни сложности проверяемых умений различаются по степени самостоятельности высказывания, сложности тематики, сложности используемых языковых функций, сложности используемого языкового материала.

Содержание обучения

   Рогова Г.В. считает, что современный уровень методической теории обучения иностранным языкам, использование достижений смежных наук позволяет определить содержание обучения. По ее мнению, оно включает:

лингвистический компонент, объединяющий языковой материал;

психологический компонент, включающий формируемые навыки и умение, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым предметом при общении;

методологический компонент, связанный с овладением учащимися приёмами учения, познанием нового для них предмета, развитием у них самодеятельного труда.

  Лингвистический компонент содержания обучения в разработанной программе

представлен в виде строго отобранного лексического  материала, образцы речевых высказываний, программа речевых реакций по теме «A Visit to an English – Speaking Country», которая состоит из следующих разделов: «At a Travel Agency», “At a Hotel”, “At A Restaurant”, “Getting About Town”, “Shopping”.

      Второй компонент  представлен в  применении  и использовании опор и стимулов, с помощью которых можно развивать диалогические умения, при этом необходимо учитывать психологические особенности усвоения инициативных реплик (вопросительных, побудительных) – с одной стороны, и реактивных (реплик-ответов, реплик-подтверждений, реплик-сомнений, реплик-отрицаний) с другой. и умений речевого поведения при общении, обращении, знакомстве.

      Методологический компонент представлен в виде методических рекомендаций по развитию умений речевой деятельности, то есть это умение вести оценочную диалогическую речь.

     Учащийся должен завладеть вниманием слушающего, добиться приёма своего сообщения, получить на него реакцию, учитывать при производстве высказываний ситуацию общения, личность слушающего.

     Таким образом, в данной программе имеют  место 3 компонента содержания обучения иностранному языку, что способствовует  выполнению задач уроков, а следовательно и достижению конечной цели обучению иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции, умение добиваться взаимопонимания, учебной компетенции, а также социокультурной компетенции ( поведенческая и этикетная).

                                                        Принципы

« В основе обучения любому предмету лежат дидактические принципы - исходные положения, определяющие стратегию обучения в каждой точке учебного процесса, поскольку они связаны с целями, содержанием, методами, приёмами, организацией обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимозависимости» (Рогова Г.В. 1991г.)

       При разработке данной программы я придерживалась коммуникативного подхода к обучению, который основан на частно - методических принципах: коммуникативной направленности, ситуативности и новизны. Принцип коммуникативной направленности проявляется в том, что ребята постоянно находятся в процессе речевого общения и учитель создаёт у ученика мотивированную потребность в иноязычно - речевой деятельности.

       В программе сделана попытка создать ситуации, содержащие проблемы по данной тематике.

       Принцип новизны проявился в новизне ситуации общения, их вариативности, а также в новизне речевых партнёров.

По Г.В. Роговой, в изучении иностранного языка, следует различать интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, так как в совокупности они определяют и обеспечивают благоприятные условия для овладения языком.

       Эмоциональная активность проявляется в выполнении программы реакций, когда ученик должен отвечать на все виды вопросов в диалогической речи. Положительное эмоциональное состояние на уроке достигается  путём создания интересных заданий, которые ситуативно  обусловлены, в которых учитываются индивидуальные способности учащихся. Речевая активность при устном общении и во многом определяется интеллектуальной и эмоциональной активностью.

       Доступность в обучении обеспечивается блочной подачей материала, повторяемостью в различном режиме. Посильность предполагает построение процесса с учетом реальных возможностей учащихся. Прочность обеспечивается единством предыдущих принципов, которые достигаются достаточно большой тренировкой в восприятии и воспроизведении, самостоятельным творческим применением при решении коммуникативных задач, систематическим контролем за усвоением материала.

      Таким образом, использование в программе общедидактических и частно  - методологических принципов способствовало приближению к конечной цели обучения иностранному языку.

Методы

      По мнению Роговой Г.В., метод указывает на путь и способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Методы , используемые учителем должны отражать его организующую, обучающую и контролирующую функции и обеспечивают учащемуся возможность ознакомления, тренировки и применения учебного материала. Методы учителя призваны стимулировать учение обучаемого и вести его по пути овладения иностранным языком, управлять учением обучаемого.                                                                  

                                             Планируемые результаты.

К концу изучения курса учащиеся должны:

Диалог с целью обмена оценочной информацией (не менее  10 реплик, 4-5 минут)

При этом проверяются следующие умения: 

Уметь начать, поддержать и закончить беседу,

предлагать варианты к обсуждению,

выражать свою аргументированную точку зрения и отношение к обсуждаемому    

вопросу,

соблюдать очередность при обмене репликами

выбирать адекватный стиль речи, употребляя формулы речевого этикета

принимать совместное решение

                                                       Средства:

Презентация лексического материала через мульти-медиа

Слушание аутентчного диалога носителя языка и повторение

Речевое взаимодействие по ситуациям

       

Стратегия и тактика подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Раздел «Говорение»

Важной задачей является разработка  стратегии и тактики подготовки учащихся к ЕГЭ. Стратегия-это общий план, задачи на перспективу. Тактика - способы и методы выполнения этого плана и задач. Короче….

Стратегия- Что делать? Тактика- Как это делать?

Стратегии работы над диалогическим  высказыванием

объясните своему собеседнику, что надо сделать и почему ( на базе задания)

выберите один из предложенных вариантов в задании и предложите его собеседнику,    

объясните, почему он подходит, представив 1 аргумент

спросите, что думает ваш собеседник об этом предложении

продолжайте отстаивать своё мнение, представив ещё один аргумент ( или 2 аргумента) в пользу своего мнения

предложите рассмотреть другой вариант, далее действуйте по предыдущей схеме

спросите, что может предложить ваш собеседник

вежливо не согласитесь с предложением собеседника

после обсуждения всех вариантов предложите своё решение и придите к единому мнению             

                          Как готовить учащихся к диалогу по ситуации?

Второе экзаменационное задание предполагает диалог с целью обмена оценочной информацией. Студенту предлагается какая-то проблема / ситуация и  обычно три или четыре варианта её решения. Задача студента обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию  ( с экзаменатором) решения данной проблемы. Я предлагаю студентам работать над двумя типами диалогов:

диалог с обменом информацией (ролевая игра)

диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация)

             Любой из этих диалогов проходит 3 стадии:

               1. Инициирование разговора

Объяснение ситуации

Запрос информации

Выдвижение предложений

            2. Развитие разговора

Ответная реплика (согласие/ несогласие, выражение предпочтения /удивления/ сожаления/ уверенности…..)

Реакция на сбой разговора (просьба разъяснить/ объяснить)

Вовлечение партнёра в разговор (выяснение мнения партнёра; заставить партнёра делать предложения, выдвигать свои идеи…..)

          3. Завершение разговора

Прийти к определённому мнению /согласию

Подвести итоги дискуссии

Выдвинуть основания закончить разговор

Диалогическая речь на иностранном языке сложнее, чем монологическая, поскольку в ней должны быть задействованы умения не только говорения, но и аудирования. Реакция партнёра по общению непредсказуема, кроме того, логика развития диалога неизвестна партнёрам заранее.

Работу по подготовке учащихся к диалогу можно условно разбить на три этапа.

Первый этап подготовки – составить свой диалог на основе готовых диалогов и выучить его. Контроль диалогической речи  проводится в классе ( пары постоянного состава) , но это контроль подготовленной речи дома.

Второй этап подготовки – учитель задаёт ситуацию (т.е. ученики  знают тематическую ситуацию заранее и могут повторить  лексический материал), а для парной беседы в классе учитель сам выбирает пары  (т.е. ученики не знают, кто с кем будет беседовать и как будет развиваться беседа). Контроль диалогической речи проводится в классе ( пары сменного состава) , при этом речь неподготовлена заранее.

Третий этап подготовки – учитель задаёт только тему, по которой будет проходить беседа, но учащиеся не знают ни ситуацию, ни собеседника. В данном варианте проходит контроль неподготовленной речи.

При обучении диалогу большое значение имеет обучение спонтанному реагированию на реплики партнёра. Естественно, диалог не может звучать вне тематической ситуации. Источником порождения диалогической речи может быть тематическая ситуация, основанная на программе школьного курса, (например, « В магазине», «Разговор по телефону» и т.п.) или на свободном общении   ( интервью, дискуссия, диспут).

Диалог с целью обмена оценочной информацией

                                  Примерная схема модулированной ситуации

Ученик 1: Введение в ситуацию диалога (на базе задания). What can you suggest?

Ученик 2: Выдвижение предложения 1 + 2 аргумента "за"

Ученик 1:Реакция.Отказ+2 аргумента "против".Выдвижение предложения 2+2 аргумента  "за".

Ученик 2:Реакция.Отказ+2 аргумента "против".Выдвижение  предложения 3+2аргумента  "за".

Ученик 1:Реакция.Отказ+2 аргумента "против".Выдвижение предложения 4+2 аргумента  "за"

Ученик 2:Реакция. Согласие + 2 подтверждающих аргумента.

Ученик 1:Реакция. Согласие.

Речевые образцы для диалогического высказывания

1. Как инициировать диалог                                   

There are several possibilities for…. /  So,  we have to… /  Let’s talk about……first,  shall we?    

What do you think?  What shall we do first?

2. Выражение просьбы  / Реагирование на просьбу

Excuse me.  Can I ask you  a personal question? – Of course, go ahead / Would you mind if  I ask you…..

I’d also like to know some information about……

Could you tell me about……..?

Could I have a …..Could you take this….. to…., please? /   Would you mind  +Ving ? /  Is it all right if …..?    Could you possibly……. ? /   Would it be possible to ………?

OK / Yes, sure / Yes, certainly / Yes, of course / Yes, I’ll do that / I’m sorry, but…..

 Thank you.                                           – You’re welcome.

3. Как внести предложение

Why don’t we do this? /   How about …+Ving? /     What about…+ Ving  ?    

 Let’s do this /           Let’s decide about…first, shall we?

What do you think…? / Do you think we should…?

 Perhaps we should… / What shall we do first?  /  So, what do you think we should do……..?

 How do you feel about this?

It’d be a good idea if we…     /  What would be really great is if we… /     It’s about time we…          

 OK, let’s do that /    Why don’t we both do that?

4. Как согласиться или не согласиться с чьим-то предложением                  

That’s a good point /   I absolutely agree /  You’re right       /  That’s true /     Yes, but…..

I’m afraid you’re wrong     /       I see what you mean, but don’t you think……….  ?      

 I don’t think I would go along with that  /   Yes, but isn’t it also true that……..?

That sounds like a good idea   /  I’m not sure about that

What a pity /  Never mind   I don’t like………. / I can’t stand……….. / I hate…….

Personally, I’m not that keen on…/  You know, it’s not really my thing /  Don’t you think……? / And, to be honest…./  That’s not the point

5. Как отреагировать на чьи-то предложения /  реплики

Wow! / Really! / Goodness! Oh dear.  /  What a surprise!   / It can't be true./ You must be joking  

I (really) like/ enjoy /  love  /       I really like doing that too     /     I’m not keen on…/  

That’s a good idea …..        / Surely, it’d be better…

That sounds like a good idea /   I think the best  thing to do would be to… / It would be a good idea to…/ I’ve got a good idea…/   I’ve got a better idea ……./   That sounds a bit boring…/  I don’t think that’s such a good idea because……..

I find it really….(interesting / awful….) /    It looks a bit……(strange / difficult…)

It makes me….(angry/ worried / smile  /  want to…..)

Как сделать выбор

I prefer…..to……./   I’d rather …..(do/have…) than…/  I’d rather we had……than……/  I much prefer………/    I  wouldn’t mind +Ving          

I find it really….(interesting / awful….) /    It looks a bit……(strange / difficult…)

7. Как высказать мнение

It’s very difficult to say, but I think……/  What I mean is……/  In my opinion…..

It’s not something I feel very strongly about, but………

Actually I feel quite strongly that……./   I’m quite certain that………

Personally , I feel…/  think…/ suppose…/  guess…

I’ve never really thought about it, but I suppose…/  I don’t really like…but if I had to choose….

I think it’d be better if…./  I think we should…

8. Как прийти к обоюдному согласию

 Neither of us liked…………/  So that was the conclusion we reached:……………

What have we decided then? /     So, let’s decide which one……… / OK, so which (two) are the best?

I think we’ve agreed that…….. / So, we’ve decided………

Well, I chose……../ We both agreed that………/  N. was in favour of…..but I thought…….

Task1.  Choosing a way of travelling" – a 3-4 minute talk (Модулированная ситуация)

You are staying with your friend who lives in the UK. You would like to travel across the country    together. Discuss the following options and choose one kind of transport that appeals to both of   you:

                       * train          *ship                  *bicycle             * car

                Remember to:

Discuss all the options

Take an active part in the conversation and be polite

Come up with ideas  and give good reasons

Find out your friend's attitudes and take them into account

Invite your friend to come up with suggestions

Come to an agreement

A Help!

                           -

                                          +

Train

They travel too fast, so we won’t be able to see much. We’ll have to change trains. Some trains aren't very comfortable and if you sleep on the upper berth, you may be afraid of falling down. Sometimes the neighbours in the compartment are unpleasant and very talkative.

It's not expensive. You cab buy a return ticket and spend the rest of your money on other things. We’ll be able to see much as trains cover very long distances. Trains in the UK are very comfortable. They are always on time. There are no traffic jams.

Ship

A cruise holiday  can  be too expensive for us. There is usually nothing much to see in the ports. Young people may feel lonely and get bored. You may be sea-sick. You have to follow a strict time-table and are not able to explore places as much as you'd like.

I think it’s the most comfortable and relaxing way of traveling. We’ll be given a chance to see many different sights at each port within a short time. We don’t have to worry about travel arrangements during the trip and we can spend all day sunbathing and swimming. Many ships have swimming pools.

Bicycle

We’ll never be protected from weather (sunny or rainy). It’s very tiring. We can’t take much luggage with us.  It's dangerous as a cyclist can be knocked over. It's not good for long trips.

It’s a well-balanced combination of rest and exercise. It’s very economical. We’ll be able to stop where we want. It's environmentally friendly. We are not afraid of traffic jams.

Car

We can get into traffic jams on motorways and that’s very stressful. I always get tired of sitting in a chair for a long time. I get sick travelling long distances. Petrol is expensive. It's difficult to find a parking lot.

Travelling by car is safer and more comfortable than walking. We don’t have to look for a seat. We can leave when we want and we can stop when we want, we don't depend on time table. We can take more luggage.

Подготовительные упражнения для совершенствования навыков диалогического высказывания

Exercise 1. Как реагировать на реплики?  Отреагируйте на различные высказывания.

I'm interested in taking a holiday abroad. Could you tell me what holidays are on offer?…………..

I hate packed holidays- too many excursions……………

It's too crowded there and we wouldn't feel comfortable ……………………….

Well, what do you think about travelling by ship. I think that it would be fun…………

Well, I still doubt it would be nice to travel by car………..

Our friends would enjoy the view of these buildings. What do you think of it?

It's dangerous as a cyclist can be knocked over. It's not good for long trips……………

Trains in the UK are very comfortable and they are always on time……….

Exercise 2.  Как выразить согласие / несогласие на просьбу? Прочитайте следующие предложения  и ответьте на них согласием и несогласием.

Cooking meals over the fire is great fun. Agree: / Disagree:

Travelling by car is safer and more comfortable than walking. Agree:/Disagree:

3.  Sometimes the neighbors in the compartment are unpleasant and very talkative. Agree:/ Disagree

4. Travelling by train is more economical than travelling by taxi. Agree:/ Disagree

5. The best way of spending your holiday is in Spain. Agree:/ Disagree

Exercise 3.          Как внести предложение и как сделать выбор? Выскажите своё мнение.

You are discussing with your friend where to go in summer. You have some options:

Spain, Bulgaria, Canada, England, Scotland, Italy, Egypt, Africa, North Pole, Japan.

Работа в парах По очереди выдвигайте предложение и делайте выбор где провести лето, используя фразы:

Why don't we…          How about…          Do you want to… Do you feel like…Would you like to… Do you think we should … What do you think of… Do you fancy…

I …….if we should……. Maybe the best…….would be to…… What do you think……? I think the ……thing might be to… I'm not……..I agree, to be honest……… I'm not convinced it's a good…….because….

Exercise 4.   Как закончить диалог? Прочитайте высказывания одного участника разговора и подберите  подходящую реплику партнёра.

Excuse me, could you tell me where School  #45 is?......................

Excuse me, is it possible to buy postcards here? ………………

Do you happen to know when the supermarket closes? ……………

Could you tell me where I can find a police station? ………………

………………….There are two planes to London on Saturday –at 2.30 and 8.00

…………………. It's about 20 minutes by bus and 10 minutes by taxi.

…………………...We have classes from 9 a.m. to 1 p.m. and some optional classes after lunch.

Exercise 5.  Как составить диалог? Прочитайте эти фразы и составьте короткий диалог.

Travelling by…….would be a good idea because……………

One thing we should remember is that………

Personally, I suggest………because………

One advantage of traveling by……is………….

In my opinion, the way to…………….

Maybe the best………would be……..

I think it's not a good idea……because…….

I wonder…………….if we should……….

I'm not convinced it's a good idea………..because……….

Let's think about………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

English-speaking countries

Тема: “English-speaking countriesEnglish-speaking countries : Great Britain, Australia, America.” (“Страны, говорящие на английском языке: США, Австралия, Великобритания)Цели: обобщение изученно...

Travelling to English-speaking countries. Урок в 7 классе по программе М.З. Биболетовой

Урок является уроком закрепления лексико-грамматического материала и одновременно служит для тренировки грамматического материала по теме: Пассивный залог, урок сопровождается учебной презентацией по ...

English-speaking Countries

Презентация...

Урок по теме English-speaking countries

Урок для 8 класса по УМК Афанасьевой О.В., Верещагиной И.Н....

«Education System in the English - Speaking Countries and Russia»

ОТКРЫТЫЙ УРОК английского языка в 9 класс по теме "Education System in the English - Speaking Countries and Russia" "Образование в странах изучаемого языка и России". ...

конспект урока-викторины по английскому языку в 9-11 классах в рамках недели английского языка “How do you know English and English-speaking countries”

викторина предназначена как для совершенствования лексических, грамматических умений учащихся, так и для расширения их кругозора...

Внеклассное мероприятие "How do you know English and English-speaking countries" (9-11 класс)

Внеклассное мероприятие по английскому языку How do you know English and English-speaking countries (для обучающихся 9-11 классов)...