Использование метода проектов с элементами исследовательской деятельности
методическая разработка по английскому языку (5 класс) по теме

Семенченко Светлана Викторовна

Программа дополнительного образования расчитана на учащихся 4-5 классов, изучающих английский язык. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

      Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

                           общеобразовательная школа № 16

   

«Утверждено»

решение педсовета протокол №__4____

от «___»____________20__   года

Председатель педсовета

                                                                                      Козаченко Т. Н.____________________

  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по  __________                    английскому языку________________________ 

класс           4 -5_____________________________________________ 

Учитель              Семенченко Светлана Викторовна______________

Программа разработана на основе

          М. З. Биболетова. Иностранные языки. Примерные программы среднего ( полного )    

          образования. Просвещение, 2007.__________________________________________

         ЭКСПЕРТЫ:

 Учитель английского языка  Л. М. Терновая ________________    / Л. М. Терновая /                    

 Руководитель МО учителей английского языка, учитель английского

           языка  Н. Н. Резникова________________________________  / Н. Н. Резникова /

       

          Зам. Директора по УВР  Т. Н. Магомадова_________________ / Т. Н. Магомадова /

        Рецензент:  кандидат психологических наук, доцент Тюменского государственного  

        университета  Е.Г. Белякова______________________________________________

                                         Пояснительная записка

  1. Место программы в образовательном процессе

        Данная программа предназначена для учащихся 4 – 5 классов общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка.         Представляя собой органичную часть процесса изучения иностранного языка, программа рассчитана на два года обучения.

       Программа направлена на расширение и углубление знаний и умений, которые приобретаются на уроках английского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, программа знакомит учащихся с методом проектной деятельности и исследовательской работы на ранних этапах изучения английского языка в 4 классах и расширяет знания и способы работы в 5 классе по данной теме.    

         Таким образом, программа обеспечивает развитие навыков самостоятельного приобретения знаний учащимися, получение опыта познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,   научится анализировать и обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

                                   Актуальность

      Современный этап развития отечественной методики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении иностранным языкам. В повседневной школьной жизни мы сталкиваемся с такими трудностями как отсутствие интереса или мотивации у школьника, трудности во взаимоотношениях с другими учениками, отсутствие или не раскрытие творческого потенциала учеников, не умение школьников пользоваться дополнительной литературой. Работа над проектом дает им возможность проявить таланты; групповая работа носит творческий характер; появляется необходимость учиться работать с дополнительным материалом, повышается интерес и мотивация учебной деятельности.                                                                                                                                                          

      Основная задача этой программы заключается в том, чтобы помочь проектам занять должное место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в   новой учебной, социально – культурной ситуации, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно       3 

решать задачи личностно – ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

                  Использование проектной методики дает возможность учащимся больше работать самостоятельно, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личностная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Работая над проектом, школьники учатся самостоятельно  добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом, а так же такая совместная работа сплачивает коллектив: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся и  ответственность за общее дело.

          Выбор метода проектов, на котором строится вся система работы нашего клуба, обусловлен прежде всего Концепцией модернизации российского образования, т.к. данная методика относится к передовым технологиям 21 века.

  1.   Новизна

        Многие ученые и педагоги определяют метод проектов как один из основных видов работы учащихся в современном образовании. Так, например, доктор педагогических наук Е.С. Полат, отводит этой технологии особое место; а автор учебников английского языка Кузовлев В.П. широко представил проектную  методику в своих работах.

 Новизна .   Но что касается именно английского языка, выбор этой методики был сделан нами не случайно. В нашей школе дети занимаются непосредственно по учебникам В.П. Кузовлева со 2 класса, а работа над проектной деятельностью начинается с 6 класса. Поэтому в работу школы полного дня были включены именно ученики 4-5 классов, где проектная методика не рассматривается на уроках, и можно ввести начальное обучение над созданием проектов для этих школьников.                                                                                                                                                       

 Если педагог будет широко применять метод проектов в своей практике на начальном этапе обучения, то он «подготовит почву» для младших школьников и они успешно смогут на полученном материале взаимодействовать с развивающейся средой нашего времени, создавать условия для оформления собственной проблемы и работать над ней.  

                        

                                                                                                                        4

        ГЛАВА I              Содержание программы

                                             РАЗДЕЛ I.

  1. Основная цель программы и задачи ее реализации.

      Цель программы – введение и расширение в школьную практику,  на начальном этапе обучения английскому языку, метода проектов с элементами исследовательской деятельности.

      Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  Сформировать мотивацию учащихся на участие в проектной деятельности.
  2. Реализовать интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести этот результат до заинтересованной аудитории.
  3. Продемонстрировать уровень обученности английскому языку.
  4.  Совершенствовать умения участвовать в коллективных формах общения.
  5. Поднять учащихся на более высокую ступень обученности, образованности и развития социальной зрелости.

 

  1. Концептуальные основы программы.

                  Принципы и аспекты педагогической деятельности

                               в работе над проектной методикой

 1. Вариативность деятельности предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, комиксы, карты. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.

2. Решение проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая они учатся. Поэтому процесс изучения иностранного языка должен осуществляться через решение проблем.

3. Когнитивный подход к грамматике.  Не все ученики легко усваивают правила и структуры, поэтому необходимо  им давать самим поработать над ними. У школьников исчезает страх перед грамматикой, и они лучше      усваивают ее логическую систему. Школьникам предоставляется возможность применять пройденные грамматические структуры и явления на практике.

4. Учение с увлечением.  Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия – это одно из главных условий эффективности обучения.

5. Адаптация заданий. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не сможет выполнить. Задания должны соответствовать уровню,                   5

на котором находится обучаемый. Проектная методика может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.

     Выполнение проектов так же предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.    

                                           Информационный диапазон.

Это обозначает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников ( письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

                                                 Исследовательский аспект

Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности,

познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

                                                   Языковой аспект

Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами иностранного языка ход и результат своего исследования. По жанру изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер.

                                                  РАЗДЕЛ II

  1. Методы и формы, используемые при реализации программы.

  Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих         результатов. Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

     Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы ( задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

   Формы работы:

- практические занятия;

- внеклассные мероприятия ( игры, конкурсы)

   Методы работы:                                                                                 6

- работа со словарями и литературой;

- использование наглядно – демонстрационного материала

                  Методы организации деятельности:

  1. Приучение
  2. Упражнение
  3. Показ
  4. Подражание
  5. Поручение

                 Методы стимулирования поведения:

  1. Похвала
  2. Поощрение
  3. Взаимооценка

2.        Механизмы и пути осуществления программы.  

  1. выявление и постановка проблемы исследования;
  2. формулирование гипотезы;
  3. планирование и разработка исследовательских действий;
  4. сбор данных ( накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
  5. подготовка и написание ( оформление) сообщения;
  6. выступление с подготовленным сообщением;
  7. переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
  8. построение выводов, заключений.

3.          Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо:

                                                                                                                                       

  1. Материально- техническое обеспечение ( ТСО – телевизор и видеоаппаратура, СD проигрыватель, компьютер; канцтовары);
  2. Дидактическое обеспечение ( набор аудиозаписей с текстами по темам; карточки с речевыми упражнениями; карточки с лексическими, грамматическими упражнениями; раздаточный материал по темам; лексико-грамматические тесты по темам; индивидуальные карточки ; наглядные пособия -карты Великобритании, США, России; наборы ситуативных картинок по темам; лексические таблицы по темам; схемы построения предложений; таблицы по грамматике английского языка; англо-русские и русско-английские словари )                                           7
  3. Социально- психологическое обеспечение ( создание атмосферы комфорта и доброжелательности)
  4. Социальное партнерство ( помощь родителей, работников и учащихся школы №16 в сборе необходимых материалов для исследовательской работы)

4. Формы контроля уровня достижений учащихся

                               и критерии оценки  

     Языковое тестирование

    Предлагаемая концепция тестов – результат систематизации    практической деятельности.  Каждый модуль содержит 5 тестов ( по количеству разделов), которые построены по единой схеме:

  1. лексико – грамматический тест, в котором требуется заполнить пробелы подходящими  по смыслу артиклями, предлогами, местоимениями, глагольными формами и т.п.;
  2. тесты на понимание письменного и устного текстов.

             Текущий контроль  

     Основной задачей программы является развитие творческого потенциала учащихся, их интеллектуальной, культурологической, организаторской активности. В связи с этим наиболее перспективной оказывается накопительная оценка достижений типа портфолио, которая выставляется по завершении каждого раздела.

      Критерии оценки могут быть обсуждены и уточнены учащимися под руководством педагога:                                                                                                  

  1. самооценка ( ответ на три основных вопроса: Что я узнал? Что я умею делать? Что я сделал?);
  2. аттестация в рабочей группе ( оценка вклада каждого с точки зрения интеллектуальной, кооперативной и организационной ценности);
  3. мнение рецензента;
  4. оценка за контрольный тест;
  5. оценка, выставляемая преподавателем;
  6. финальная оценка, представляющая собой сумму всех полученных оценок.

      Хочется отметить, что проект ориентирован главным образом на результат, т.е. на продукт деятельности. Этот продукт может принимать любую форму: стенгазета, видеофильм, выставка, спектакль, скульптура, акция, инфокиоск,  учебная кассета, фотовыставка, экскурсия,                    8

 справочник, праздник, коллаж и пр. Но важным является скорее процесс, чем продукт деятельности. Т.к. суть проектной деятельности при изучении иностранного языка -  это прежде всего коммуникативная деятельность, включенная в другие виды деятельности.

5.      Особенности программы

  1. Включение исследовательской работы в метод проектной деятельности на начальном этапе обучения 4-5 классов
  2. Включение программы в экспериментальную площадку « Школы полного дня», основанной на базе МОУ СОШ №16 г. Новый Уренгой
  3. Комплексность программы: 2 модуля, входящие в программу, представляют последовательную совокупность их использования.
  4. Каждый модуль программы имеет свою тематику и может применяться автономно.
  5. Темы, входящие в разделы программы являются актуальными для учащихся 4-5 классов и помогают расширять жизненный опыт школьников, формировать их мировоззрение и подготавливают к вхождению во взрослую жизнь.
  6. При проведении занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения, что повышает мотивацию детей к занятиям , развивает познавательную активность.
  7. Разработан оценочно-результативный блок, позволяющий оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка.  
  1.   Сроки реализации программы и ожидаемые результаты.

      Реализация программы рассчитана на 2 года как на оптимальный срок, позволяющий школьникам приобрести основные навыки и умения работы над проектами с элементами исследовательской  деятельности, пройдя обучение по разделам, включающим достаточный объем теории и практики.

                                     Ожидаемый конечный результат  

  1. повышение уровня раскрытия творческих, коммуникативных и познавательных способностей;
  2. повышение культуры общения, сплочение коллектива;
  3. развитие способностей к иностранным языкам одаренных детей;
  4. применение проектной деятельности в школьном обучении;
  5. углубление знаний учащихся по иностранному языку;
  6. умение вести поиск, сбор информации и выбирать необходимый источник информации школьниками;                                              9
  7. сотрудничать и достигать коллективной цели при работе в творческих группах;
  8. пользоваться современными техническими средствами обучения и создавать презентации своих работ на компьютере;
  9. использование приобретенного в школе исследовательского опыта.

                                        ГЛАВА II . Структура программы

  1.     Модули программы   

           Данный курс рассчитан на 2 группы школьников 4 и 5 классов соответственно. Занятия в каждой группе проводятся по 1,5ч. два раза в неделю.

            В программе 2 модуля,  каждый из которых рассчитан на детей  4 и 5 классов. Весь материал представляет собой последовательность, организованную по принципу нарастающей трудности -  от уже  известного к незнакомому. Каждый модуль является автономным, т.е. имеет свою структуру и собственную тематику, но в совокупности их использования получается единая программа развития проектно – ориентированного обучения. 

       Первый модуль (первый год обучения) предназначен для школьников с углубленным изучением английского языка. Он состоит из 5 разделов:         1.“Families” , который включает материал посвященный семье. Ученики работают над монопроектом.

2.“Our pets”, коллективный проект с социологическим опросом. Данная работа посвящена рассмотрению домашних животных, их разнообразию, привычкам ; сравнительному анализу выбора домашнего животного жителями нашего города.

3.“Hobby”, включает устно-речевой и письменный вид проектной деятельности. Предполагает продукт деятельности в виде провидения утренников, инсценировок, а так же  оформление в виде сочинений, стихотворений и газет. Цель раздела – изучить, систематизировать и представить информацию о способах проведения свободного времени учащихся, их увлечениях и количестве посещаемых кружков и секций.

4.  “ Sport”, рассматривает изучение новой лексики по теме « Спорт»; включает различные виды учебной деятельности: чтение текстов, отработка различных видов чтения; воссоздание целого текста из разрозненных абзацев, выделение основной мысли абзаца и ее формулировка в вид заголовка, разные виды конспектирования и реферирования;                  10

составление лингвистических карточек; карточек аналитического характера для последующего анкетирования и написания словаря- справочника с иллюстрированным приложением.

5. “ That’s amazing!”, раздел посвящен изучению человека: строению тела, возможностям человека, его деятельности и жизнеспособности. Ведется изучение книги Рекордов Гиннеса; исследование достижений человека в различных областях жизни ( спорт, культура, еда, обучение и т.п). Работа направлена на создание монопроектов и коллективного проекта, результатом деятельности является создание своей книги рекордов ( класса, группы или отдельного коллектива мальчиков и девочек).

                Второй модуль ( второй год обучения) предназначен для учащихся с углубленным изучением английского языка. Модуль так же состоит из 5 разделов:

1.“ New friends”, включает знакомство школьников с новым лексическим материалом по темам: « Страны и языки», « История страны», « Интересные фамилии и имена», « Культура и традиции разных стран». В разделе рассматривается лингвострановедческий материал; устойчивые фразы и выражения; представлена нормативная модель устно- порождаемой речи для наблюдения и имитации; развивается культурный кругозор учащихся.

2.“ Weather” , раздел посвящен погоде и природе, ее разнообразию, непредсказуемости, признакам времен года и их особенностям.  Исследуется погода стран США, Великобритании и России в определенные времена года и ведется сравнительный анализ полученных данных. Особое внимание уделяется погоде Крайнего Севера и нашему региону. Работа предназначена для создания « Карты погоды».                                                                                            

3“ School” , раздел направлен на изучение структуры школы, наполняемости классов и их комплектации, а так же самому зданию школы. Идет исследование школьных предметов, рассмотрение любимых –нелюбимых предметов , правил поведения в школе и дрескод. Предусматривается самостоятельная работа учащихся  по сбору информации для проведения собственного опроса по теме. Осуществляется работа по обучению школьников на компьютере  в программе  Word Point и создании презентаций.

4“ Food and Lifestyle”, раздел направлен на изучение еды и ее влиянии на организм и поведение школьников. Рассматривается здоровая и нездоровая пища, значение еды на рост организма  и его укрепление. Ведется исследовательская работа по здоровому образу жизни учеников школы № 16. Для этого предусматривается составление опросников, беседы и интервью работников питания школы и медперсонала, а так же изучение меню школьной столовой. Делаются выводы в виде аналитических статей, графиков, иллюстраций и даются рекомендации школьникам по здоровому образу жизни, а так же советы работникам пищеблока. Результатом деятельности является выпуск школьной газеты по изученной проблеме.11

5“ Traveling”,  данный раздел направлен на рассмотрение способов путешествия и познание мира. Ведется исследовательская работа по изучению наиболее приемлемых и любимых способов путешествия нашими жителями города. Ведется социологический опрос ( по возрасту, профессиям и т.п), подводятся итоги  в виде таблиц, диаграмм, графиков и статей. Оформляется калейдоскоп путешествий.

  1.         Учебно – тематический план  I модуля

Разделы программы

                   Колич-во   часов

Всего

Теория

Практика

1.

Семья ( “ My family”)

24

8

16

2.

Наши дом. питомцы  ( “Our pets”)

24

5

19

3.

 Хобби ( “Hobby”)

18

4

14

4.

Спорт  ( “Sport”)

18

4,5

13,5

5.

Это поразительно! ( “ That’s amazing!”)

24

5,5

18,5

108

27

81

  1. Учебно – тематический план  II модуля

Разделы программы

                    Колич-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Новые друзья (“New friends!”)

24

8

16

2.

Погода  (“ Weather”)

24

5

19

3.

Школа  (“ School”)

18

4

14

4.

Еда и образ жизни   (“ Food and Lifestyle”)

19

4

15

5.

Путешествие     ( “ Traveling”)

27

6,5

20,5

112

27,5

84,5

                                                                                                                         12

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Таким образом, благодаря проектной методике дополнительные занятия по иностранному языку отличаются коммуникативной направленностью, самостоятельностью и творчеством учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении языка, а так же равно-партнерским сотрудничеством учителя и учащихся.

    Можно сделать вывод, что метод проектов с элементами исследовательской деятельностью  действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентированного восприятия и обучения, дающей возможность использовать современные подходы к воспитанию и обучению, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение ученика в различные среды, а так же в личностно-ориентированную ситуацию в процессе воспитания обучающихся средствами предмета « Иностранный язык». Кроме того, реальные практические результаты, которые учатся делать школьники  в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовки доклада, презентации и выступление с ними на конференции, демонстрации рекламы и т.д. усиливают мотивацию учащихся, создают основу для их дальнейшего развития и употребления в старших классах.

    При такой форме работы учащиеся имеют условия для развития речевых умений, так как они вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения. Все это способствует росту мотивации к изучению языка и помогает достижению целей обучения; развитию навыков говорения; формированию монологической и диалогической речи.

   Таким образом, использование программы в образовательном процессе создаст важные предпосылки для формирования проектно – исследовательской деятельности у учащихся 4 -5 классов.

                                                                                                                      13                                                                                                    

Литература

  1. Англо – русские словари
  2. Брюсова Н.Г,  Васильева И.М.,  Истомина И.Ю. и др.

    « Английский язык. 2770 упражнений и тестов для школьников» .- М.: Дрофа, 1999.

  1.  Варфоломеева Н.Н. « 250 тестов по английскому языку». - М. : « Дом Славянской книги», 2004.
  2.  Гацкевич М.Н. « Грамматика английского языка для школьников. Сборник упражнений. Книги 1 -3». - СПб .: КАРО, 2002.
  3.  Гиндлина И.И. « 1000 устных тем по английскому языку». Учебное пособие. – М.: « Родник и К». « Издательство Астрель», 2000.
  4.  Грей Э. .“The express picture dictionary” . – Express Publishing, 2006.
  5.  Грей Э. .“ The express picture dictionary”  ( Activity Book) –Express Publishing, 2006.
  6.  Дзюина Е.В. « Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке» . 5-9 классы. – М.:ВАКО,2007.
  7.  Илюшкина А.В.  « Изучаем английский легко и весело» - СПб. :Издательский дом « Литера»,2008.
  8.   Книга Рекордов Гиннеса - А/О М.: « Диво», « Русская книга», 2006.
  9.   Левитте И.Ю. « Разговорный английский для младших школьников» .- СПб.: Издательский дом « Литера», 2008.
  10.      Маслыко Е.А.,  Бабинская П.К. и др. « Настольная книга преподавателя иностранного языка». - Издательство: « Вышэйшая школа», 1997.
  11.  Русско – английские словари
  12.   Стренж Д.,  Холл Д. “ Pacesetter. Student’s  Book”.  - Oxford : University Press, 2007.
  13.  Стренж Д.,  Холл Д.“ Pacesetter.  Work Book”.  - Oxford : University Press, 2007.
  14.  Эвенс В.“ Round – up – 1(2)”.  English Grammar Book. – Longman, 2006.
  15.  Эвенс В. “ Round – up. Starter.” English Grammar Book. – Longman, 2006.
  16. “ Let’s get creative ! Recipe book for tired teachers”. -Издательство : “ End. – Rus.”, 1995.
  17. “ Celebrate English” Преврати свой урок в праздник. -Издательство: “ Eng.- Rus.”, 1996.                                                                                                  
  18.  “ Speak out” Журналы для изучающих английский язык. -Издательство: « Глосса – Пресс», 2002 -2009.                                                                                 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся.

Творчество – это процесс создания нового продукта деятельности или новых ее способов, который требует выхода за существующие границы знания. Творческая деятельность осуществляется на основе единства л...

Роль метода проектов в научно-исследовательской деятельности учащихся

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развити...

Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся

Цели: -                  развитие эмоционально-мотивационных механизмов;-...

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ....