МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
статья по химии (11 класс)

Таскаева Любовь Григорьевна

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_shkolnikov_s.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Таскаева Л.Г.

В мировой практике проектный метод признан достаточно эффективным для реализации междисциплинарного подхода в различных областях образования и воспитания.  Метод проектов  основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Проектный метод — один из тех, что относятся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.

 Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Освоение учителем проектного метода как способа организации своей профессиональной деятельности  дает ему возможность  критически взглянуть на свой стиль преподавания, на учебный процесс, на школьную организацию.  Реализация метода проектов  на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя новых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского характера. В проектной деятельности учитель имеет возможность кооперироваться с другими преподавателями на более глубоком уровне, чем координация тематических планов и учебных материалов. [4]

Метод проектов — это  учебная школьная или внешкольная деятельность с определенной целью, по определенной программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной надпредметной основе. 

Метод проектов  предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов   дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями. В методе проектов  реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения. По замыслу проект должен моделировать обстановку реальной профессиональной деятельности — ставится проблема и ее надо решить в заданный срок.  В процессе его реализации организуется тесное взаимодействие со специалистами  в различных образовательных областях, проведение установочных семинаров и конференций для педагогов. Предполагаемый результат  внедрения проектной методики — повышение уровня активности школьников и качества знаний учащихся в предметных областях. [4]

По предметно-содержательной области можно выделить следующие типы проектов: 

•        монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два - три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему. [5]

Учебный проект — это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, подразумевающая: 

•        поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;

•        выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

•        социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Учебные проекты классифицируют  по принципу включения в педагогическую практику учителя: 

•        учебные проекты, осуществление которых реализуется только в рамках урочной деятельности (проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения);

•        учебные проекты как вид дополнительного образования (проектные мастерские учащихся, функционирующие во второй половине учебного дня);

•        учебные проекты в рамках внеклассной и внеурочной деятельности [5]

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным: с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Затем следует предпроектное исследование, в ходе которого происходит ориентация в теме и подготовка учащихся к работе.

На третьем этапе происходит постановка цели и конкретизация задач. Цель должна быть в виде конкретной и позитивной формулировки, связанной с контекстом и реальным сроком. Правильно сформулированными целями называют в том случае, если в их формулировке содержится вся информация, которая указывает, в чем заключается цель и по каким признакам можно определить, что она достигнута. Задачи разбивают цель на отдельные части и намечают путь реализации цели.

Четвертой следует стадия планирования деятельности: Что? Как? Когда? Кто? В это время необходимо знать свои ресурсы, предполагать возможные препятствия, учитывать время на подготовку.  Закрытый подход в проекте требует жесткой регламентации всех видов деятельности, направленной на достижение запланированного результата; при этом учитель является инструктором. Открытый подход в проектной деятельности более гибкий, в нем предусматривается самостоятельное планирование работы участниками, что делает необходимыми определенные знания; поощряется самостоятельная корректировка учащимися своей деятельности и определение микрозадач; учитель в этом случае выступает равноправным членом команды, а не инструктором. Особый акцент делается на произвольном формировании групп.

Стадия реализации задач должна сопровождаться мониторингом и рефлексией. Рефлексия в проектном обучении может помочь выявить проблемы содержательного, структурного и групподинамического характера и способность их разрешению. С помощью рефлексии можно  обобщать результаты совместной работы в группе, а так же  сопоставлять достигнутые результаты с целями, которые были поставлены. Мониторинг (фиксирование происходящего) и рефлексия (осмысление происходящего) неразрывно связаны друг с другом и осуществляются в произвольной форме (дневники, стенгазеты, фотоотчеты и т.д.). 

Шестая стадия – отображение результатов и представление проекта. Школьные проекты обязательно должны завершаться презентацией проекта, что способствует самооценке учащихся и маркетингу результатов. [2,3]

Стадия оценки проекта оказывается наиболее сложной. Успешным признается проект, результат которого имеет самостоятельную ценность или, что важнее, предполагает дальнейшее саморазвитие после сроков окончания проекта. Какие вопросы ставят перед участниками проектной команды в ходе оценки? «что следует оценивать?» (процессы в группе или результат), «кто будет оценивать?» (ученики, учителя, внешние эксперты), «в какой момент нужно начинать оценку?». Ответы на эти вопросы всецело определяет выбор подходящих методов. 

Необходимо организовать внешнюю оценку всех проектов, которая  зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения;  она принимает различные формы, в зависимости от множества факторов.

Параметры внешней оценки проекта:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

• корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• коллективный характер принимаемых решений;

• характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

• эстетика оформления результатов выполненного проекта;

• умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

       Завершающая стадия работы состоит в анализе и обсуждении результатов эксперимента и оформление работы в виде отчета, доклада, статьи и т.д. В отчете должны быть следующие разделы: цели и задачи работы, литературный обзор, описание экспериментальной части, выводы, список использованной литературы. В литературном обзоре указывают сведения об исследуемом объекте, методы его изучения и т.д. Затем помещают план работы, описывают подготовительный период и сам эксперимент. Описание подтверждают схемами, чертежами, таблицами или фотографиями. Обязательно указывают достоинства и недостатки этого метода, использованной аппаратуры, определенных условий ведения процесса и т.д. В конце отчета делают краткие выводы о значении проделанной работы. Отчет подписывают автор и консультант, и утверждает руководитель.

Рукопись, проекта - это выполненное в соответствии с определенными правилами развернутое описание деятельности, направленной на достижение цели проекта. Рукопись отражает содержание деятельности, направленной на достижение цели проекта, и отражает определенную структуру :

Структура работы: 

1.        Титульный   лист   рукописи   включает   следующую   информацию: название организации (учреждения, ведомства), под эгидой которой выполняется проект, название темы проекта, название научного направления (в рамках которого был выполнен проект), сведения об авторе (авторах) проекта (фамилия, имя, отчество, место учебы), сведения о научном руководителе проекта (фамилия, имя, отчество, научное звание, место работы и должность), название места (населенного пункта) и года выполнения проекта.

2.        Оглавление представляет структуру рукописи и информирует о названии разделов и их расположения в рукописи.

3.        Введение   включает   обоснование   темы.    Обязательные   компоненты  введения: актуальность проекта, его цели и задачи

Актуальность проекта - это обоснование целесообразности и значимости осуществления проекта на указанную тему со ссыпкой на мнения известных исследователей и убедительные факты.

Цель проекта - свернутое описание предполагаемого описания результата деятельности.

Задачи проекта - краткое описание действий, которые необходимо предпринять для достижения цели проекта.

Формулировка цели и задач, как правило, начинается с глагола в повелительном наклонении: «изучить», «проанализировать», «раскрыть» и других

4.        Глава первая представляет обзор информации по теме проекта.

Литературный обзор - обзор работ, уже выполненных когда-либо и кем-либо для решения поставленной проблемы. Это теоретическая основа проекта, которая является результатом анализа, обсуждения и уточнения содержания понятий по теме. Глава завершается выводами, в которых кратко описывается важность рассматриваемой в проекте проблемы; указывается, за какой период времени был проведен поиск, какие издания были охвачены информационным поиском.

5.        Глава вторая раскрывает изучение предмета проектной деятельности. Здесь следует представить

-        описание объектов или явлений, которые изучались,

-        описание материалов и оборудования, которые использовались для изучения объектов или явлений;

-        описание методики изучения объектов;

-        описание результатов практического изучения объектов,

-        обсуждение полученных результатов.

Глава завершается выводами.

6.        Глава третья. Эту главу включают в состав рукописи в том случае, если предмет исследования имеет преобразовательный или коммуникативный характер. Содержание главы направлено  на подробное  описание  действий,  нацеленных на преобразование  предмета проектной деятельности; подробное описание действий, направленных на распространение в обществе информации о предмете проектной деятельности. Глава завершается выводами, в которых    кратко    оценивается    успешность    применения    преобразованного    предмета; распространения информации, полученной в результате исследования

7.        Выводы - раздел рукописи, в котором в сжатом виде описываются основные результаты проектной деятельности. Выводы нумеруются. Их число определяется числом задач проекта и содержанием результатов проектной деятельности. Выводы должны быть краткими, четкими,  лаконичными,  содержательно  связанными  с   целью   и  представлять  результаты исключительно собственной деятельности.

8.        Список литературы (библиография)  - раздел рукописи,  в котором описаны источники  информации,  использованные  при  выполнении   проекта.    Список  литературы оформляется соответственно общепринятым требованиям.

9.        Благодарности   -   возможный   раздел   рукописи   в   котором   автор   выражает благодарность людям, способствовавшим достижению цели проекта.

10. Приложения - раздел рукописи, в котором представлен материал, не вошедший в основное содержание рукописи, но имеет прямое отношение к проекту. Приложения могут быть сброшюрованы отдельно. [1]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кириллова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании. / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005. – 54 с.
  2. Кочнева Г.И. Из опыта организации проектно-ориентированной формы обучения // Химия в школе – 2002. - № 5 – с. 46-48.
  3. Кочнева Г.И. Организация проектно-созидательной формы обучения // Химия в школе – 2000. - № 8 – с. 38-40.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
  5. Экологическое образование: учебно-методическое пособие. СПб.: издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2000. - 321с. (Под ред. Н.В. Гороховатской, О.Г. Роговой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Метод проектов как пробуждение исследовательской активности".

Организация исследовательской деятельности старшеклассников в обединении "Парикмахерское дело"...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Использование метода проектов с элементами исследовательской деятельности

Программа дополнительного образования расчитана на учащихся 4-5 классов, изучающих английский язык....

Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся.

Творчество – это процесс создания нового продукта деятельности или новых ее способов, который требует выхода за существующие границы знания. Творческая деятельность осуществляется на основе единства л...

Роль метода проектов в научно-исследовательской деятельности учащихся

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развити...

Использование метода проектов при формировании исследовательских способностей обучающихся

Цели: -                  развитие эмоционально-мотивационных механизмов;-...