Творческие упражнения в самостоятельной работе учащихся
статья по английскому языку по теме

Половинщикова Ирина Александровна

Выступление на окружной педагогической конференции. Способы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_uprazhneniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие задания в самостоятельной работе учащихся.

                                 Половинщикова И. А.,

             учитель английского языка

              государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1« Образовательный центр»

 с.Борское муниципального района Борский Самарской области

Руководствуясь новыми государственными документами, в качестве важнейшей задачи концепции иноязычного образования выделяют  формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Эффективная организация самостоятельной работы детей при овладении  иностранным языком  возможна лишь при условии формирования самостоятельности учения.

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя.

Учащиеся не всегда могут спланировать свою работу, делают только то, что показано и предложено, не умеют найти, а  иногда и не знают, откуда взять информацию, -      предпочитают получать готовые знания. Но  хорошо известно, что успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без интенсивной  самостоятельной работы учащихся. Исходя из сказанного, определилась цель и поставлены задачи моей педагогической работы.

Цель: формировать потребность самостоятельно приобретать знания и умение ориентироваться в быстро растущем потоке информации.

Задачи:

  1. повысить сознательность и прочность усвоения знаний;
  2. развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
  3. создавать условия практического овладения языком для каждого учащегося;
  4. выбирать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить сою активность и творчество.

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, при котором учащиеся с определенной долей самостоятельности, а при необходимости, при частичном руководстве учителя, выполняют различного рода задания, прилагая для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции.

Процесс изучения иностранного языка способствует формированию творческой самостоятельности, т.к. в рамках данного предмета есть возможность использовать творческие задания и упражнения, которые требуют от учащихся самостоятельной работы и учат их пользоваться языковым материалом для выражения своих мыслей в диалогической и монологической речи.

Одним из важных этапов в обучении английскому языку считаю обучению чтению и подготовки устного сообщения по прочитанному тексту. Полагаю, что для совершенствования умения в чтении текстов на изучаемом языке нужно при многократном прочтении их каждый раз давать разные задания, чтобы чтение носило осмысленный характер. Например, когда мы читаем тексты, описывающие действительность страны изучаемого языка, я рекомендую учащимся читать и запоминать существенные факты, таким образом, расширяя свои знания об этой стране. Так, в текстах   юнита 3 учебника Милли 4 класс, авторов Азаровой, Дружининой, дается информация об английских праздниках. Сначала я предлагаю учащимся прочитать текст несколько раз, и выписать из него факты, касающиеся, различных межнациональных праздников, и почему их празднуют в Великобритании. При подготовки устного сообщения по прочитанному я объясняю, как нужно сократить текст, чтобы передать главное, рекомендую составить план и подобрать, или выписать ключевые слова, что поможет при пересказе. Обучение школьников самостоятельной работе по выполнению заданий вооружит их определенной совокупностью приемов учения, расширит их знания об изучаемом предмете.

Не менее важным этапом в уроке при организации самостоятельной работе является ролевая игра. Ролевая игра, будучи наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке и во внеурочное время.

После изучения темы в 9 классах, «Творчество», мы провели игру «Творческий ли ты человек?». Класс разделился на группы, каждая группа выбрала обычный предмет: школьная доска, школьная сумка, ручка, телефон, школа, городской парк и т.д. В процессе игры ребята должны были усовершенствовать эти предметы. После обсуждения в группах ребята представили свои абсолютно новые, изобретенные ими предметы.

Уже начиная со 2 класса, я стараюсь вести урок на английском языке. Одной из возможных форм обучения учащихся самостоятельным иноязычным высказываниям, творческой, а, в конечном счете, и инициативной речи, может быть использование ситуативно-семантических единств в виде нестандартных форм выражения подтверждения или отрицания в ответных репликах.

После отработки диалогов, представленных в учебниках, я предлагаю ребятам составить свои собственные диалоги. Очень часто для отработки диалогической речи, я использую на уроки речевые ситуации, в которых реализуется экспрессивная устная речь. Я хочу научить ребят использовать в речи реплики нестандартного типа. Время на обдумывание ответа сведено до минимума. Учащиеся должны ответить, как бы «на ходу». Вот пример такой ситуации: на вопрос «У тебя есть ручка?» (Have you got a pen?), в пределах школьного уровня владения языка будут такие ответы, как «Вот она» (Here it is), «Возьми» (Take it), «У меня нет ручки» (I have no pen), «У меня только карандаш» (I have got only a pencil), и т.д.

Для развития инициативной иноязычной речи стараюсь приучать учащихся к самостоятельной постановке вопросов, могущих привести к нестандартным ответам. При проведении тренировочной работы даю классу установку, чтобы на один и тот же вопрос разные ученики давали, различные ответы и чтобы в учебной группе не было ни одного ученика, уклоняющегося от этой работы.

Еще один этап самостоятельной работы учащихся - работа с Интернет. Например, по учебнику New Millennium English в 5 классе, некоторые задания предполагают найти информацию на сайтах Интернета. Однако приводимая на них информация не всегда адаптирована для обучающих технологий. Как правило, она актуальна, соответствует последним данным, многопланова, выставлена носителями языка. Поэтому ребятам приходится самостоятельно выбирать нужный материал, перерабатывать его так, чтобы он был доступен для всех учащихся класса. Эта работа очень интересна всем учащимся, и вниманию класса всегда представляется доступный материал.

Все описанные приемы обучения и виды работы помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.

   Презентация находится на сайте forlangteacher.ru.


Список использованной литературы.

 1.Азарова С. И., Дружинина Э. Н.   Английский язык: Милли/Millie:Учебник для 2-4 кл. общеобразовательных учреждений. – Обнинск: Титул, 2010.

2.Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам.– ИЯШ. - № 4. – 2001. – с. 5-8.

3. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 2002.

4.Литтлджон Э., Хикс Д./ Под ред. Виноградовой О. И.  Английский язык 5- 7 класс - М.: Дрофа, 2006.

5. Хлыбова, Г.Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам.

// Иностранные языки в школе. – 2007. – № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Данная статья представляет опыт работы педагога над методической темой.В работе автор:раскрывает содержание этапов работы над методической темой;приводит данные исследований и диагностики учащихся, пр...

Дистанционное обучение. Серия упражнений для самостоятельного выполнения учащимися с нарушением письма.

Одним из методов дистанционного обучения является размещение тренинговых упражнений для учащихся с нарушением письма на сайте учителя-логопеда. Дети, посещающие логопедические занят...

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....

Развитие исследовательских навыков, творческих способностей в процессе самостоятельной работы учащихся по литературе и русскому языку

Методический доклад на тему "Развитие исследовательских навыков, творческих способностей в процессе самостоятельной работы учащихся  по литературе и русскому языку"...

Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."

Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления"  поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...

Творческие упражнения и самостоятельная работа на уроках иностранного языка.

Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам в средней школе – ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых. Самостоятельная работа...

Комплекс упражнений по формированию навыков самостоятельной работы учащихся по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

Комплекс упражнений по формированию навыков самостоятельной работы учащихся по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»...