Использование краеведческого материала как средство обучения и воспитания на уроках английского языка
статья (английский язык) по теме

Говорова Юлия Николаевна

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ю.Н. Колтыкова,

преподаватель английского языка

ГБОУ СПО «Валуйский колледж»

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщая к ценностям, созданными другими народами. Одновременно язык является ключом для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.

В последние годы рассматривается вопрос о применении новых информационных технологий в обучении. Это не только использование технических средств, но и новые формы и методы преподавания, а также новые подходы к процессу обучения. Поэтому ведущей целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной культуры обучения, и практическое овладение изучаемым языком.

В рамках личностно-ориентированного подхода неотъемлемой задачей обучения иностранному языку является формирование личности обучающегося, способной и желающей вести беседу на английском языке.

Опираясь на опыт использования краеведческого материала на своих уроках, можно сделать вывод, что данный материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту студентов и позволяет им оперировать в рамках учебной беседы сведениями и фактами из личной жизни. Все это способствует формированию навыков разговорной речи на английском языке.

Использование краеведческого материала дает возможность студентам работать самостоятельно: искать фотографии, картины и информацию в Интернете, посещать местные музеи. Кроме того, в целях получения информации, студенты общаются с представителями старшего поколения. Это общение дает возможность узнать много нового об истории родного края, знаменитых земляках, а также воспитывает уважительное отношение к пожилым людям. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что краеведческий материал выступает как средство обучения и воспитания на уроках английского языка.

Краеведение может быть частью, этапом или отдельным уроком. Работая с краеведческим материалом можно использовать разнообразные типы заданий: самостоятельную работу с книгой, экскурсии, проектную деятельность, беседы и встречи с интересными людьми, выступление с сообщениями и докладами. Поэтому на таких уроках преподаватель может применить современные методы обучения, такие как проблемное обучение, информационные, поисковые технологии, ролевые игры, метод проектов.  

На современном этапе кроме практического овладения иностранным языком необходимым компонентом является развитие личности обучающегося, способной участвовать в межкультурной коммуникации, развитие умений критического мышления, культуры умственного труда, умений креативно подходить к решению разнообразных проблем. Метод проектов, являясь по своей сути комплексным методом, решает практически все вышеперечисленные задачи.

При обучении иностранному языку можно проводить интегрированные уроки (английский + краеведение, английский + литература) с использованием метода проектов. Формой реализации данного метода могут выступать: экскурсия по города, доклад, создание географической модели или карты. Студенты могут выступать в роли гидов во время экскурсии.

В качестве примера использования метода проектов на уроках английского языка рассмотрим проект «Мой родной город Валуйки». Работая над проектом, студенты должны составить карту города, маршрут путешествия, а также провести экскурсию по городу.

Данный проект строится на основе 4 этапов, которые будет рассмотрены ниже.

1. Ценностно-ориентированный этап.

Данный этап включает в себя организационную деятельность преподавателя по совместному обсуждению проекта и организации его выполнения. Озвучивается тема проекта. Студенты высказывают свои идеи по реализации проекта, определяют источники необходимой информации.

2. Конструктивный этап.

На данном этапе обучачающиеся самостоятельно собирают необходимую информацию, составляют план и выбирают форму его реализации. Интересно, что на конструктивном этапе, преподаватель только инструктирует студентов, организовывая их деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя. Такой вид работы помогает снять напряжение и коммуникативный барьер в общении на английском языке.

3. Оценочно-рефлексивный этап.

В условиях этого этапа оформляется сам проект, распределяются роли и проект готовится к презентации.

4. Презентативный этап.

Данный этап проходит на уроке с использованием ТСО, электронной презентации с фотографиями достопримечательностей города. Гиды рассказывают об истории города, интересных местах, а также отвечают на вопросы, интересующие туристов. При этом выступления гидов должны быть на английском языке и соответствовать лексическому запасу слов обучающихся.

Работая над проектом, студенты учатся самостоятельно получать информацию, используя различные источники. Преподаватель при этом выступает в роли партнера и консультанта. Совместная работа, укрепляющая коллектив, повышает взаимопонимание, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.

Метод проектов на уроках иностранного языка с использованием краеведческого материала способствует формированию у студентов познавательного интереса к изучению английского языка и истории родного города, развитию самостоятельности, умения сотрудничать, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков.

Конечно же, региональный компонент не может заменить собою другие средства обучения иностранному языку. Но использование метода проектов, игр, кроссвордов на базе краеведческого материала помогают внести разнообразие в уроки, повысить коммуникативную компетентность студентов и развить их речевую активность, что является необходимыми показателями успешного обучения иностранному языку.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала как средство воспитания любви к малой Родине в обучении географии

В работе рассмотрела региональный компонент содержания географического образования, методический аспект программы развития школы, региональный образовательный стандарт по географии Пермского края...

Доклад "Использование краеведческого материала как средство повышения воспитательной ценности урока математики"

Использование краеведческого материала на уроках математики позволяет давать детям не только предметные знания, а и воспитывать такие качества как: любовь к близким, к родному краю, к своей Роди...

Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка.

Данный материал позволяет учителям использовать в своей работе опыт в проведении уроков-проектов...

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса

Ролевая игра как средство обучения разговорной речи на уроках английского языка на примере 9-го класса...

Ролевая игра как средство обучения развития речи на уроках английского языка

Обучение устной разговорной речи очень важно, поскольку разговорная речь значительно отличается от литературной. Одной из задач обучения иностранному языку является включение обучаемых в повседневное ...

УЧЕБНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Как мы уже неоднократно говорили, главной целью обучения иностранному языку, является умение общаться на данном языке. А, как известно, научить этому можно только в условиях общения, т.е. обучение ино...