Статья «Международное школьное сотрудничество как фактор формирования кросс-культурной грамотности учащихся» или руководство к действию.
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Уважаемые коллеги - учителя английского языка! Если у вас есть классное руководство и вы не знаете какое направление воспитательной работы выбрать, прочитатйте мою статью и, возможно, она поможет вам сделать выбор. Оставляйте ваши комментарии, пожелания, вопросы в "гостевой", отвечу всем. Добро пожаловать в увлекательный мир международных школьных проектов.

Зарегистрировать свою школу и найти международных партнеров в любой точке земного шара вы сможете на сайте: http://schoolsonline.britishcouncil.org/Global-Gateway

Желаю Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_pomoshch_uchitelyam_angl_yazyka.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

        Я учитель английского языка и классный руководитель в 8 классе. Когда я стала классным руководителем тогда еще 5А класса, я задумалась, какое направление воспитательной работы выбрать, чтобы оно было одинаково интересно и моим ученикам и мне как учителю предметнику. Хорошо знаю из практики других учителей и собственного опыта, что невозможно заинтересовать детей тем, что тебе самой не близко и не интересно. Моей методической темой как учителя иностранного языка является «Проектная деятельность на уроках английского языка как средство развития кросс-культурной и коммуникативной компетенции учащихся», таким образом,  было бы логично продолжить работать в этом направлении со своим классом во внеурочное время.  А международные школьные проекты  могли бы стать идеальной формой для формирования кросс-культурной грамотности учащихся.  Я занялась поиском  литературы по этому вопросу, привлекая, как печатные издания, так и электронные ресурсы. Мне было интересно узнать об опыте работы других учителей или существовании программ воспитательной работы по этому направлению, но ничего подобного  я не нашла. Хотя, некоторые педагоги-практики занимались и занимаются изучением проблемы формирования и воспитания кросс-культурной грамотности учащихся. Цели и задачи, реализуемые в процессе осуществления воспитательной работы по формированию кросс-культурной грамотности школьников, не только соответствуют потребностям современного общества, государственному образовательному стандарту общего образования,  но и на этапе среднего общего образования являются маленькой ступенькой к решению глобальных проблем - реализации основных целей и задач Болонского процесса.  

       В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания и воспитания школьников.  Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Одной  из таких технологий является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.      

     Что такое Global Gateway и как он работает.            

       Сегодня, в век глобализации и межкультурной коммуникации, все проще и проще становится найти и выразить себя. Существует огромное количество международных проектов, в которых любой учащийся, владеющий английским языком, может принять участие, в основном они все направлены на исследование культурного наследия разных стран, социальных и экологических проблем.

     Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. Так я узнала о существовании международного образовательного сайта Global Gateway. 

      Шаг первый: зарегистрируйся  на сайте и найди партнера школе

 Мы зарегистрировали нашу школу на сайте. С помощью интерактивных карт нашли школу-партнера по ссылке и вошли в контакт.

       Шаг второй: начни разговор

Как только наша школа зарегистрировалась, мы присоединились к форумам сайта, чтобы узнать больше.

       Шаг третий: поделись своими целями обучения

Пользуясь он-лайн ресурсами, создавали совместные образовательные проекты.      

      Шаг четвертый: получи признание

Получи международную школьную премию.

______________________________________________________________

     

Примечание: сайт Global Gateway был создан в 2005 году при поддержке Британского Совета и действует от имени Департамента по делам детей, школ и семей. В настоящее время установил более 4000 постоянных партнерств между школами в Великобритании и другими странами. Британский Совет поддерживает и аккредитует  сотрудничество между школами и сторонниками  глобального гражданства для молодых людей.

Международная школьная премия  (М,Ш.П.)- признание школьных достижений в области воспитания «гражданина мира». М.Ш.П. существует в рамках аккредитации Британского Совета для школ. Это первый проект, в котором британская награда выдается школам других стран.

      Какие проекты нам удалось реализовать:

  1. Рождественские и Новогодние открытки

     Это был первый опыт обмена кросс-культурной информацией с реальными носителями языка, т.к условием проекта было изготовление Рождественских и Новогодних открыток с элементами национальной культуры или национальной символикой Рождества и Нового года стран-участниц проекта- США, Канада, Шотландия. Итак, нами было решено изобразить русских снеговиков – символов русской зимы в валенках с рябиновыми бусами, снегирями и матрешками. Особое впечатление на наших ребят произвели открытки из Канады, которые были выполнены в стиле популярного в Канаде автора и иллюстратора своих книг Тэда Хариссона с изображениями дельфинов в океане и маяков, а также  Шотландские открытки в форме килтов и кусочками настоящего тартана и символами Шотландии – чертополохом, хагисом и овечками. Все открытки сопровождались небольшими рассказами детей о себе и о том, как они празднуют Рождество. В свою очередь, в своих открытках наши ребята написали о праздновании Нового Года в России. Эта работа помогала школьникам находить общее и различное в разных культурах, т.к. ученикам предлагалось не только найти дополнительную информацию по данному вопросу, но и расспросить своих англоязычных  друзей об этих праздниках в личной переписке.

       2.“Вокруг Света  в 80 фотографий”- проект-фоторепортаж о школьной жизни. Всем нам было интересно посмотреть, чем и как живут дети из самых разных уголков мира! Из фоторепортажа Шотландских школьников мы узнали, как ребята этой страны отмечают национальный праздник – День Роберта Бернса и Китайский Новый Год. Из фоторепортажа  американских школьников наши ребята узнали, что в Америке не захламляют территорию пустыми бутылками, как у нас, а что они сортируются по контейнерам разного цвета, специально предназначенных для разных бутылок.  Наряду с этим, они могли получить дополнительную информацию по данному вопросу с официального сайта "Greenpeace".   Таким образом, мои ученики совершили заочное путешествие по школам  Шотландии, Америки и Таиланда!  Дети узнали много нового и интересного из школьной жизни, национальных особенностях школьного быта и культуре ребят из других стран. О своих впечатлениях ребята написали в очередном номере школьного печатного издания «Проект 57».

        3.Экологический проект заключался в изготовлении экологических плакатов для Шотландской школы, которая имеет официальный статус «eco friendly school».  В дальнейшем, русские  эко-постеры приняли участие в международной экологической выставке в Шотландии. Плакаты наших ребят сейчас украшают стены Шотландской школы.

      4.Проект Бернс-Пушкин проходил в три этапа. Данный проект позволил учащимся обеих стран узнать о величайших национальных поэтах России и Шотландии, познакомиться с их творчеством через призму восприятия самих школьников, а моим учащимся еще и принять заочное участие в праздновании дня Роберта Бернса и даже попробовать традиционные Шотландские блюда – хагис и оуткэйкс, которые нам прислали шотландские школьники. Нам также приятно было узнать, что учителя Шотландской школы купили книжку «Русские сказки» А.Пушкина на английском языке, чтобы применять ее на своих уроках. Открытки Шотландских школьников сопровождались комментариями о том, что им нравится в праздновании дня Роберта Бернса.

        В процессе работы над проектами я стремилась создать непринуждённую атмосферу, ситуацию успеха, постоянно поддерживая и одобряя любую инициативу ребят, чтобы облегчить проникновение в мир иноязычной культуры путём использования ИКТ. Многие проектные задания требовали от учащихся поиск необходимой информации в Интернете. Благодаря этому значительно повысилась мотивация учащихся на уроках, так как во время выполнения проектных заданий ребята чувствовали себя более расковано и выполняли их с большим желанием и интересом.

        Безусловно, в процессе работы над проектами были  некоторые  трудности. Работа в таких проектах помимо больших временных затрат во внеурочное время, требует высокую степень организованности самого учителя, согласованность действий руководителей проектов из разных стран, умение грамотно скоординировать свою работу и организовать ребят, чтобы вовремя и качественно выполнять этапные задания проектов и не подвести школу-партнера.

       Я уже два года подряд  занимаюсь организацией международных проектов со своим классом, и считаю,  что участие в таких проектах расширяет кругозор учащихся, знакомит их с обычаями, культурой, национальными особенностями других стран, позволяет видеть сходство и различия наций по  всему миру. Через такое партнерство развивается доверие и понимание молодежи разных стран, что способствует в будущем созиданию более безопасного и толерантного всемирного сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьное издание как фактор формирования информационного пространства образовательного учреждения

Школьное издание является частью информационной среды образовательного учреждения и, при условии осуществления информационных и психолого-педагогических функций, оказывает влияние на формирование инфо...

Видеофрагменты на уроках английского языка как средство формирования кросс - культурной грамотности учащихся

Применение видео оказывается очень эффек­тивным при формировании коммуникативной культуры, так как видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуац...

Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....

Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)

В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...

"Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"

Материал содержит описание форм и методов, используемых на уроках истории и обществознания для создании ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося. Бо...

Формирование кросс-культурной грамотности.

Статья посвящена проблеме формирования у учащихся гуманистического планетарного восприятия - целостного видения мира....