Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)
методическая разработка (8 класс) по теме

Сороколетова Ольга Владимировна

 

В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде». Однако в самом содержании для реализации данной цели предложено для изучения всего несколько тем («Химия и здоровье», «Рациональное питание», «Бытовые поверхностно-активные соединения», «Моющие и чистящие вещества», «Органические растворители», «Бытовые аэрозоли», «Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии»). Круг бытовых «интересов» химии этим не исчерпывается. При этом на изучение предмета на базовом уровне отводится по два часа в средней школе и по одному часу – в старшей. И львиная доля времени уходит именно на освоение основных химических понятий, подготовку к итоговой аттестации. Выходит, идея воспитания химически грамотного во всех отношениях выпускника хорошая, но времени на её реализацию в течение учебного процесса нет.

     Предлагаю систему работы по формированию у школьников бытовой химической грамотности средствами проектной и исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_khim._gram_kak_issled.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

     О.В. Сороколетова,

учитель химии и биологии высшей категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

г. Петрозаводск

Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности

(из опыта работы)

     В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде». Однако в самом содержании для реализации данной цели предложено для изучения всего несколько тем («Химия и здоровье», «Рациональное питание», «Бытовые поверхностно-активные соединения», «Моющие и чистящие вещества», «Органические растворители», «Бытовые аэрозоли», «Правила безопасности при работе со средствами бытовой химии»). Круг бытовых «интересов» химии этим не исчерпывается. При этом на изучение предмета на базовом уровне отводится по два часа в средней школе и по одному часу – в старшей. И львиная доля времени уходит именно на освоение основных химических понятий, подготовку к итоговой аттестации. Выходит, идея воспитания химически грамотного во всех отношениях выпускника хорошая, но времени на её реализацию в течение учебного процесса нет.

     Предлагаю систему работы по формированию у школьников бытовой химической грамотности средствами проектной и исследовательской деятельности.

     Работа ведётся в трёх направлениях: урочные занятия, внеурочная деятельность по предмету, самостоятельные домашние занятия учащихся.

     Вначале мною была проведена экспертиза учебного материала, а именно определена система уроков по формированию бытовой химической грамотности в рамках учебного предмета. Предлагаю  фрагмент экспертизы для реализации данного компонента на уроках  химии в 8 классе.

Темы уроков

по программе О.С. Габриеляна

Рассматриваемые вопросы по формированию бытовой химической грамотности

Темы

исследовательских

работ

Предмет химии. Вещества

Необходимость строгого соблюдения правил техники безопасности и инструкций

Правила химической безопасности в быту

Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории развития химии

Роль химии в жизни человека. Примеры химических реакций, встречающихся в быту

Химия на кухне

Простые вещества – металлы

Металлы в организме человека. Продукты – источники необходимых человеку металлов. Правильное использование алюминиевой посуды. Правила обращения с приборами, содержащими ртуть

Бытовые приборы, содержащие ртуть. Правила безопасной эксплуатации.

Анализ пищевого рациона на содержание необходимых человеку металлов

Простые вещества – неметаллы

Неметаллы в организме человека. Продукты – источники необходимых человеку неметаллов. Меры по профилактике йододефицита

Профилактика йододефицита в школе и дома

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения

Проблема чистой воды в современном мире.

Как правильно пить воду. Правила использования фильтров для очистки воды. Представители оксидов, встречающихся  в быту

Представители оксидов, встречающихся  в быту

     

     Интересной совместной деятельностью учителя и учеников стало создание «музея» бытовой химии, который пока располагается в лаборантской кабинета. Собираются в основном упаковки от косметических и моющих средств, лекарственных препаратов, продуктов питания. Но «музей» – это не просто «склад» достижений химической промышленности. Все экспонаты используются на уроках в качестве наглядных материалов, источников дополнительной информации, учебных пособий. Для удобства пользования объектами музея была проведена их каталогизация. Предлагаю фрагмент каталога:

Неорганическая химия

Неметаллы

Оксиды

Основания

Соли

S («Сульфодекортем»)

TiO2 (мыло «Лимпопо»

Al2O3 («Альмагель»)

MgO («Альмагель»)

SiO2 (Зубная паста «Колгейт»)

H2O (пена для ванн, шампунь, средство для дезинфекции «Санокс»)

NaOH (Зубная паста «Колгейт», препарат «Амброксол», крем для бритья «Арко»)

KOH (крем для бритья «Арко»)

NaCl (препараты «Деринат, «Регидрон», зубная паста «Дракоша»)

MgCO3 («Йодомарин»)

CaCO3 (зубная паста)

Na2SiO3 (крем для бритья «Арко»)

KI («Йодинол»)

     При использовании экспонатов на занятии можно предложить ребятам следующие задания:

  • провести анализ информации, представленной на этикетке,
  • найти вещества разных классов неорганических и органических веществ,
  • составить формулу вещества с этикетки, узнать о необходимости этого вещества в производстве данного продукта, о воздействии его на организм человека.

Кроме того, новые экспонаты «музея» - это творческие домашние задания учащихся.

Например, после изучения темы «Спирты» можно предложить следующее дополнительное домашнее задание исследовательского характера: «Проведите исследование косметических и лекарственных средств и препаратов бытовой химии, имеющихся у вас дома. Выявите, в каких из них содержится этиловый спирт. Попытайтесь определить, какие свойства этанола использованы для изготовления этих средств».

     Подобная работа может стать частью таких проектов как «Неорганика в быту» и «Органика в быту».

     Предлагаю аннотацию проекта "Экскурсия в ванную комнату. Неорганика в быту"

Тема проекта: Неорганика в быту

Творческое название: Экскурсия в ванную комнату

Аннотация: настоящий проект является результатом поисково-исследовательской и творческой  деятельности учащихся. Он позволяет расширить кругозор восьмиклассников, заинтересовать новым для них предметом-химией, научить видеть в обычных предметах источник знаний.

Основополагающий вопрос: Почему синтетическое вытесняет натуральное?

Учебные предметы: химия,  биология, экология, информатика.

Участники: учащиеся 8 классов

Информационные ресурсы: учебная, учебно-методическая литература, Интернет-ресурсы.

Дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объёмами информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.

Методические задачи: научить использовать на практике знания об основных классах неорганических веществ (их составе, названии, применении), научить пользоваться Power Point для оформления результатов, научить кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Проблемные вопросы:

  • Какие оксиды, кислоты, основания, соли используются в производстве моющих средств?
  • Может ли зола быть альтернативой шампуней?
  • Чем лучше отбеливать зубы?
  • Нужен ли мылу яд?
  • Что такое кислотно-щелочной баланс?

Результаты исследований: презентации «Что у нас на столе?», «Зубной порошок и «Бленд-а-мед»: что победит в соревновании по отбеливанию моих зубов?»,  реферат «Станут ли от мытья золой мои волосы лучше?», публикации «Нужен ли мылу яд?», «Какое мыло самое нейтральное?»

Этапы и сроки проведения проекта:

  • Выбор творческого названия проекта - 1 урок, 10 минут.
  • «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников) - 1 урок, 15 минут.
  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем - 2 урок, 10 минут.
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе - 2 урок, 15 минут.
  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав - 3 урок, 10 минут.
  • Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе - 3 урок, 15 минут.
  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий - 4, 5, 6 уроки или внеурочное время.
  • Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе - 7 урок или внеурочное время.
  • Защита полученных результатов и выводов - 8 урок.

     В качестве внеклассного мероприятия по предмету можно предложить учащимся занятие-практикум «Дом Здоровья», на котором ребятам предстоит из предложенного перечня продуктов, игрушек и косметических средств выбрать те, которые они бы приобрели в магазине для себя и своих близких. Объекты исследований можно распределить по пакетам с названиями «Ванная комната», «Детская комната», «Кухня». Важно внимательно выслушать выводы учеников, при необходимости дополнить их полезными комментариями. Перед началом работы учащимся можно предложить памятку, содержание которой учитель может менять по своему усмотрению:

Дом Здоровья

Кухня

Детская комната

Ванная комната

Пищевые добавки, которые не рекомендуется употреблять:

E131, E141, E215 – E218,

E230-E232, E239 являются аллергенами.

E121, E123 способны вызвать желудочно-кишечные расстройства, а в больших дозах – и пищевые отравления.

E211, E40, E330, E442 содержат канцерогены, то есть могут провоцировать образование опухолей.

Качество игрушек: как не ошибиться?

МЕЛКИЕ ДЕТАЛИ. Пуговицы мягкой игрушки должны быть надежно пришиты. Пуговицы с плохо обработанными краями также опасны - о них ребёнок может порезаться.
КРАСКА. Игрушка не должна линять при первой же стирке. И уж тем более - не оставлять следов красителя на руках.
ЦВЕТ. «Ядовитая» раскраска - первый признак того, что игрушка выполнена в кустарных условиях из второсортного сырья.
ЗАПАХ. Его не должно быть вообще. Если игрушка резко пахнет, значит, она выделяет токсичные вещества, опасные для ребёнка.
НАПОЛНИТЕЛЬ. Внутри игрушки не должно быть инородных предметов. Это можно определить на ощупь.

http://press-elizy.ru/archive/service/7964.html

Приобретайте игрушки в магазине, где вся продукция проходит строгий контроль и имеет соответствующий сертификат

Перед покупкой косметики убедитесь, что в её составе нет ниже перечисленных опасных веществ:

Толуол. Токсичный продукт. Применяется в лаках для ногтей

Формальдегид. Канцероген

Борная кислота. Бор является клеточным ядом, поражает желудочно-кишечный тракт, кожу, почки, центральную нервную систему

     Такие занятия всегда проходят очень эмоционально и имеют хороший результат.

     С 2006 года мои ученики участвуют в научно-практической конференции «Шаг в будущее». Тематика исследований определяется кругом интересов учащихся и практической значимостью.

     Так в 2006-2007 учебном году на конференции «Шаг в будущее города» ученицы 10 класса Мурашова Юля и Ходяева Лена представили работу «Состояние здоровья современного старшеклассника» (секция «Валеология»). Работа получила рекомендацию для участия в отборочном туре республиканской конференции.

     В 2007-2008 учебном году ученики 8 класса Иевлев Виктор и Щукина Кристина подготовили работу «Что мы носим? Как мы носим?». Эта работа получила рекомендацию для участия в отборочном туре республиканской конференции «Будущее Карелии» и прошла конкурсный отбор (секция «Юниор – естественные науки»). На республиканской конференции Виктор и Кристина стали лауреатами конкурса I степени, а работа получила рекомендацию к публикации.

     Также в 2007–2008 учебном году ученицы 10 класса Куневич Ирина и Хартман Мария подготовили работу «Кислоты в косметике» и представили её на IV научно – исследовательской конференции школьников «Мы – будущее 21 века», проходившей на базе НОУ «Малая академия» (МОУ «СОШ №48»). Работа получила диплом II степени.

     В 2009-2010 учебном году ученицы 8 класса Архипова Настя и Тетикова Дарья представили работу «Исследование качества мёда как продукта, влияющего на здоровье подростков» на конференциях «Будущее Петрозаводска» и «Будущее Карелии». На конференции «Будущее Карелии» Настя и Дарья стали лауреатами  III степени, а работа была опубликована в сборнике «Научно-исследовательская работа школьников Карелии в 2009/10 уч. году: методические материалы».

     В 2010-2011 учебном году ученицы 7 класса Остреинова Юлия и Вьюшина Екатерина представили работу «Исследование качества продуктов, необходимых для приготовления блинов» на конференциях «Будущее Петрозаводска» и «Будущее Карелии». На конференции «Будущее Петрозаводска» работа получила специальный диплом за традиционно русскую тему. На конференции «Будущее Карелии» Юлия и Екатерина стали лауреатами II степени, а работа получила рекомендацию к публикации.

     Ещё одно поле для деятельности – факультативные и элективные курсы, программы по которым можно составить самостоятельно, исходя из интересов и нужд учащихся, или найти в Интернете. Вот несколько программ, найденных мною по соответствующему запросу: «Химия и здоровое питание», «Химия и пища», «Химия в быту», «Химия и косметика».

     В качестве очередного аргумента за необходимость проведения систематической работы по формированию бытовой химической грамотности приведу следующее. С 2011 года в экзаменационных материалах ГИА появились вопросы, связанные с проблемой безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Значит, мы можем помочь нашим ученикам успешнее сдать экзамен.

Примером может служить следующий вопрос из Демонстрационной версии ГИА 2011:

А13. Верны ли следующие суждения о правилах хранения витаминов и предназначении моющих средств?

А. Хранение витаминов не требует строгого соблюдения указанных в инструкции правил.

Б. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Результаты работы:

1) повышается интерес учащихся к предмету (по 5-тибалльной шкале):

2) дети получают на уроке информацию, необходимую в повседневной жизни (по 5-тибалльной шкале):

     

3) увеличивается доля обучающихся, принимающих участие в научно-исследовательской деятельности:

Проблемы:

  • недостаточный уровень компетенции самих учителей в области организации исследовательской деятельности школьников;
  • недостаток времени для качественной реализации проектов;
  • недостаточная материально-техническая база для проведения экспериментов;
  • чрезмерная загруженность выпускников, связанная с подготовкой к итоговой аттестации;
  • снижение интереса родителей к школьной жизни детей.

     В заключение хочу сказать следующее. Стремительно развивается современная наука. Растёт противоречие между теми знаниями и умениями, которые предлагает школа и теми, что реально нужны каждому из нас в жизни. Перед учителем стоит непростая задача – воспитать химически грамотного во всех отношениях выпускника. И мы должны понимать: 1) обучая и развивая других, мы должны сами всё время обучаться и развиваться; 2) чтобы вырастить исследователя мы сами должны быть исследователями.

Источники информации

  • Сороколетова, О.В. Организация системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время: (статья) / О.В. Сороколетова // Педагогический вестник Карелии. – 2009. - №2. – с.92-102.
  • Сороколетова, О.В. Организация системы комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках химии и во внеурочное время: (статья) / О.В. Сороколетова // Педагогический вестник Карелии. – 2009. - №4. – с.134-144.
  • http://standart.edu.ru/ – ФГОС: Основное общее образование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми про...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Формирование бытовой химической грамотности с помощью химического практикума

Главной целью химического практикума является приобретение навыков работы с веществами и использование полученных знаний в жизни. Бытовая химическая грамотность призвана помочь учащимся правильно испо...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования практико–ориентированной позиции

как организовать исследовательскую проектную деятельность на уроках географии и окружающего мира...

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «МЕРИДИАН» КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ведущая идея работы клуба - развитие творческого потенциала учащихся, создание партнерской атмосферы взаимодействия.  В результате -грамотный, творческий и талантливый выпускник, имеющий сформиро...