Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Фомичева Людмила Андреевна

  Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осознанному поиску, отбору и анализу. Значительно расширяется перечень источников информации, где, наряду с традиционными печатными изданиями, я использую интернет-ресурсы и другие форматы интернет - технологий.

       Ученик должен знать, для чего он изучает литературу, и иметь  определенную цель: развитие личностного потенциала или возможность общения в сфере литературных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

                                                         

 

       Фомичева Людмила Андреевна, учитель русского языка и литературы                                  высшей квалификационной  категории  МБОУ «Лицей №185»                        

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Часть 1

  Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осознанному поиску, отбору и анализу. Значительно расширяется перечень источников информации, где, наряду с традиционными печатными изданиями, я использую интернет-ресурсы и другие форматы интернет - технологий.

       Ученик должен знать, для чего он изучает литературу, и иметь  определенную цель: развитие личностного потенциала или возможность общения в сфере литературных интересов.

        В основу разработки положены следующие методики:  

-коллективный способ обучения (КСО);

-метод проектов;

-технология образования в глобальной информационной сети (ТОГИС);

-элементы технологии проблемно-поисковой деятельности (по Скаткину М.Н.) .

           Выстраивая учебную деятельность, я руководствовалась основными принципами, служащими ориентиром при выборе методов и содержания работы со школьниками: научности, системности, наглядности, осознанности, доступности и единства обучения и воспитания.

      В практике преподавания литературы по моей технологии наиболее эффективно использование совокупности  разнообразных методов обучения: исследовательского, поискового, проблемного, программированного  и проектного.

 Применение программированного метода особенно  актуально   в связи с внедрением  в образование новейших информационных технологий. Использование их на уроках литературы  оказывает  заметное влияние на содержание, формы  и методы обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся,  качество знаний, уровень информационной культуры, расширяет кругозор обучаемых, помогает создавать условия   успешности каждого ученика на уроке, улучшает четкость в организации  работы класса или группы учащихся, значительно экономит время  

   Главный критерий проблемного метода – усвоение не только основ наук, но самого процесса получения знаний, наличие практического поиска именно в деятельности обучающихся.

    Метод проектов, по сравнению с другими,  наиболее обеспечивает развитие творческой инициативы и  самостоятельности в обучении. В его основе – всегда решение какой-то проблемы, что предполагает, с одной

стороны, возможность интегрирования знаний из различных сфер, а с другой

– использование совокупности разнообразных приемов, методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного и других, творческих по своей сути методов). Для старших классов наиболее приемлемым  можно считать исследовательский. Все эти факторы легли в основу моих разработок.

       Деятельность  учащихся  базируется на различных формах организации учебного процесса.

Любая из них классифицируется по количеству участников: индивидуальная, фронтальная, групповая. Например, групповая экскурсия в ГПНТБ с учащимися, интересующимися творчеством Михаила Кузмина или групповая консультация по теме «Оксюморон в творчестве М.Ю.Лермонтова»   т.д.  В качестве примера  приведу   лабораторное занятие  

Исследование эволюции темы «маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского

         Звучит песня Б. Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона». Она перекликается с «высоким благородством души», с «лелеющей душу гуманностью» русских классиков и создаёт эмоциональную атмосферу для последующего разговора.        

         Беседа о героях и произведениях по вопросам на карточках  и установления времени написания произведений.

       - Кто из «маленьких людей» стремился подавить своего обидчика «душевным величием, чтобы считать его своим вором и иметь право всю жизнь презирать его…»?

       - Кому на голову сослуживцы сыпали «снег» из бумажек и сочиняли непристойные истории?

       - Для кого дверь явилась пограничным знаком между жизнью и счастьем и бессмысленностью всего сущего? Почему?

       - Кто из «маленьких людей» осознаёт свою самоценность, не терзается сознанием собственной незначительности и даже способен на бунт против самых сильных мира сего?

       - О ком без натяжек можно сказать, что это человек большого сердца, великой доброты и бескорыстия? Но приносит ли это кому-нибудь счастье?

         

         Подключая читательское воображение ребят, попробуем сопоставить их представление о персонажах и трагических коллизиях их судеб с видением художников-иллюстраторов: И.Глазунова, Н.Верещагина, В.Князева – «Униженные и оскоблённые» и «Бедные люди» Ф.М. Достоевского; Кукрыниксов, П.Боклевского – «Шинель» Н.В. Гоголя; А.Бенуа, М.Добужинского – «Медный Всадник», «Станционный смотритель» А.С. Пушкина.          

         Коллективное исследование темы, скорее, исследование организующих компонентов: образов «маленьких людей», конфликтов, в которые они вовлечены, художественных приёмов и средств изображения действительности, используемых авторами, а также нам потребуется анализ авторской позиции по таблице:

Мир «маленьких людей»

«Маленький человек» в окружающем мире

Внутренний мир «маленьких людей»

1830

1833

1842

1846

1861

С.Вырин

Евгений

Башмач-

кин

М.Девуш-

кин

Смит и другие

С.Вырин

Евгений

Башмач-

кин

М.Девуш-

кин

Смит и другие

  1. Место обитания.                                   1.Ощущает ли себя «маленьким человеком»?
  2. Социальное положение.                      2.Высшие ценности героя, его счастье.
  3. Символика вещного мира.                   3.Способность к душевным движениям, протесту.
  4. Роль фантастики.
  1. Кому, чему противостоит «маленький человек»?
  2. Насколько уязвим мир «маленького человека»? Что способно его разрушить?
  3. Итог драмы «маленького человека».

         Как ни различны подходы писателей к изображению «маленьких людей», итог их драмы они представляют почти одинаково: несчастье – душевное смятение – болезнь – смерть. Такой трагический финал вещает,  вероятно, о победе зла в этом мире. Но у писателей-гуманистов в соответствии с индивидуальным мироощущением и авторским стилем финал всё-таки разный. У А.С. Пушкина он опоэтизирован (раскаявшаяся Дуня, смерть Евгения у своей святыни). У Н.В. Гоголя звучит горькая ирония о невозможности страшного суда над жестоким миром. У Ф.М. Достоевского «маленькие люди» пытаются объединиться состраданием, взаимопомощью, презрением к оскорбителям, но это ещё более усиливает ощущение трагической безысходности их положения.

         Выводы о причинах различий в трактовке темы «маленького человека», которые в сокращенном варианте записываются на доске.

  1. Время – литературный процесс.

       Причины эволюции темы «маленького человека» предопределены, в первую очередь, объективными историческими процессами в жизни России и связанными с ними особенностями развития русской литературы: от пушкинской эпохи (30-е годы) к гоголевскому периоду (40-е годы) и далее к психологическому реализму 60-х годов.

  1. Время – автор.

Детерменированы своим временем и субъективные взгляды, идеалы и творческая манера авторов. Особенности мировоззрения и художественного метода А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского и определяли специфическое развитие темы у каждого писателя.

  1. Автор – читатель.

В гармоническом мире Пушкина читатель испытывает, как пишет русский философ И.Ильин, «чувство внутреннего примирения с миром и с собой». У Гоголя же низкое и высокое, трагическое и комическое, духовное и вещное подвижны и взаимопроницаемы. В «пошлости жизни» найдено трагическое. Поэтому читатели слышат горькую иронию, смех сквозь «невидимые миру слезы».

Читая произведения Ф.М.Достоевского, многие ощущают сильную и мучительную боль от безысходности, вызванной, в первую очередь, трагическим мироощущением самого писателя и показом им всепроникающего зла в трех сферах: в мироздании, в обществе, в самом человеке.

Как мы видим, доминирующие чувства читателя так или иначе определяются мироощущением авторов, их позицией в решении темы «маленького человека».

Дома учащиеся попытаются письменно развернуть сделанные выводы, опираясь на план и свои записи, подумают над тем, как сегодня решаются проблемы «маленьких людей».

Урок завершается напоминанием о великом  завещании русских классиков – гуманном отношении к человеку и о том, что вся русская литература во многом обязана гению А.С.Пушкина (в том числе и рождением исследуемой темы).

Звучит песня Б.Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство…»

       В моей   практике  групповое взаимодействие  учеников является не только формой обучения, но и естественным важнейшим компонентом.

 При этом качественно меняется роль участников процесса обучения: учитель (он же руководитель проекта) – консультант и помощник, не эксперт; учащиеся – активные участники процесса, а не статисты. Так в работе над проектом при изучении творчества А.А.Блока планируется  совместная работа учителя и учащихся на протяжении шести уроков  и самостоятельное выполнение исследовательских заданий  группами учащихся в течение примерно десяти часов.  Модель организации подобной работы предполагает выполнение каждым членом группы индивидуального задания в рамках общей задачи, подобно тому, как это было сделано при работе над проектом «Тайна женского образа в творчестве А.А. Блока».
На первом уроке была проделана следующая работа:

  • объявлена тема проекта и формулировка основополагающего вопроса,
  • организованы группы (4-5 человек),
  • по группам распределены проблемные вопросы,
  • спланирована самостоятельная деятельность учащихся по вопросам,
  • определены этапы работы над проектом групп и класса в целом.

Исследовательские группы создаются в соответствии с темой проблемных вопросов. Так, в данном случае были сформированы группы «биографов», «литературоведов» (несколько групп с разными заданиями) и «культурологов». На этом же уроке предполагается четкое структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных задач и результатов, так как каждый участник проекта должен иметь представление о том, когда (в какие точные сроки) и что (каков результат деятельности) его ждет в итоге работы в целом и на каждом этапе).

На втором и третьем уроках под руководством и с консультативной помощью учителя велась поисковая, аналитическая и исследовательская работа учащихся в группах.

На четвертом и пятом уроках состоялись обсуждение результатов исследования, формулировка выводов, анализ и оформление рабочих материалов к заключительному уроку.

На последнем, шестом, уроке учащиеся представляли творческие отчеты о проделанной работе, предъявили «продукты» своей деятельности. Итоговые результаты их труда обсуждаются таким образом, чтобы из фрагментов материала, оформленного учащимися, сложился ответ на основополагающий вопрос – главный для всего проекта. Кроме того, на этом же уроке оцениваются индивидуальная и групповая работа учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность

Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...

Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся

Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....

Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)

В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.

Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...