Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).
методическая разработка (литература, 10 класс) на тему

Фомичева Людмила Андреевна

  Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осознанному поиску, отбору и анализу. Значительно расширяется перечень источников информации, где, наряду с традиционными печатными изданиями, я использую интернет-ресурсы и другие форматы интернет - технологий.

       Ученик должен знать, для чего он изучает литературу, и иметь  определенную цель: развитие личностного потенциала или возможность общения в сфере литературных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фомичева

 

       Фомичева Людмила Андреевна, учитель русского языка и литературы                                  высшей квалификационной  категории  МБОУ «Лицей №185»                        

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Часть 2

       В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит, но это не значит, что ученик не открывает ничего нового. Конечный результат – собственная тонкая интерпретация  литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд  на художественные произведения. Чтобы этот процесс состоялся, для меня важно обозначить тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск. Она должна быть конкретной и дарить радость погружения в текст, читательских догадок и озарений, чтение – это труд и творчество. Речь идет о темах, например, Пушкинского проекта:

-Словарь природных понятий у Пушкина: цветы, явления стихий.

-Этикет, мода пушкинского времени.

      Кроме того, исследование сопровождается в нашей работе освоением понятийно-категориального аппарата. Очевидно, например, что тема «Книга судеб и судьба книги» (роман Б. Пастернака «Доктор Живаго») требует осмысления, что такое судьба в философском плане в понимании Пастернака.

     В работе с различными информационными источниками нужна мера, чтобы оставался простор для самостоятельной исследовательской работы. Так для работы над проектом  «Цвет в романе Достоевского « Преступление и наказание» группа  10 класса сначала составила картотеку цветовых образов по главам, проанализировала ее, а затем только соотнесла материал с  «культурными образцами»  (кн. С.А.Соловьева  « Изобразительные средства в творчестве    Ф.М.Достоевского» и др.)

     Наконец, структура исследовательской деятельности – план, подход к  толкованию темы.

       Форма предъявления задания, выполненного на компьютере, может быть различной, в зависимости от замысла учителя: альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, фольклорных находок, газета, киносценарий, видео -, слайд-фильм, публикация, буклет, презентация, веб-сайт. Очень важной в данном случае представляется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых  результатов.

      Структурная единица образовательного  процесса – блок уроков для изучения  самостоятельной темы учебного курса, где  сами  знания и умения являются   результатом деятельности по решению поставленных задач .

     Контроль осуществляется через защиту проектов, мини – проектов. Результаты уроков представляют собой распределение учеников по актуально достигнутым ими уровням планируемых результатов обучения Обычный инструмент – матрица. Кроме того, используются и другие формы промежуточного контроля: тесты, сочинения, конспекты, опросы и др. В  качестве  примера  приведу  блок уроков  по изучению   творчества И.С. Тургенева:                          

  1. Лекция.

Тургенев в поисках героя времени: Рудин, Лаврецкий, тургеневские девушки, Базаров.

Исследование социально-психологических корней новых явлений – характерная черта Тургенева – романиста. Смысл нигилистической позиции главного героя романа «Отцы и дети».      

  1. Семинар.

Основной конфликт романа «Отцы и дети». Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов.      

  1. Лекция. Лабораторная работа.

Мастерство писателя в создании характеров героев. Противопоставление и сопоставление персонажей. Сравнительная характеристика как тема сочинения.

  1. Семинар. Защита презентаций.

Одиночество Базарова как отражение этической позиции автора. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Базаров и «прогрессисты». Базаров и Одинцова.

  1. Лекция.Тест.

Развенчание нигилизма как нравственно-философский итог романа. Автор о своем герое. Споры о Базарове. Диапазон оценок критиков.

     6.Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

 

      Наконец, технология предполагает рефлексию деятельности, т.е. того, что лично каждому дало выполнение поставленной задачи, что удалось, а что нет, в чем причины неудач. Одной из форм такой работы является самостоятельное по значимости сочинение «Как я работал(а) над проектом». Важно, что в таком размышлении школьники учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей работы. Эффективность активности и самостоятельности  учащихся можно  отследить по результатам их отчетов о ходе работы  в  проекте.

     Чтобы побудить школьников к исследовательской деятельности, создать оптимальный эмоциональный настрой, важно продумать начало первого урока блока: начать с необычного проблемного вопроса, афоризма, газетной статьи  и т.д. Например, изучение творчества Некрасова  отталкивалось от построчного   анализа стихотворения   «Скоро стану добычею тленья…».

      В моей технологии  проект может быть не только монопредметным, но и   межпредметным (интегрируется тематика нескольких дисциплин: литературы, русского языка, истории, иностранного языка, МХК), например, вводный урок по литературе и заключительный  по немецкому языку «Величайший  немец» Иоганн Вольфганг    Гете»,  и  даже  надпредметным (Интеллектуальная  игра  «Золотой  век»)

      Решение межпредметных задач способствовало:

- экономии учебного времени за счет проведения интегрированных уроков;

- уменьшению перегрузки   учащихся;

- преодолению «клипового, фрагментарного усвоения нового знания».

      В результате работы над некоторыми проектами сформировались    и были апробированы элективные курсы: «Встречи с прекрасным», «Пушкинский проект», «Новейшая   русская литература».

     Выбранные индивидуальные проектные темы помогли учащимся определиться с областью  исследовательской работы  для  участия  в  научно- практической  конференции. Успешная работа была обусловлена  тем, что при формировании групп и выборе индивидуальных и групповых   проектов учитывалось, что тема, во-первых, должна быть интересна разработчикам, во- вторых, актуальной, и в- третьих, проектной. Учитывались интересы и увлечения, характер, воспитание проектантов.

       Читательский уровень школьников определяет постановку учебных задач с определенным классным коллективом. Затем совместно с психологами  диагностируется мотивация их к изучению литературы, на которую стараюсь влиять для пользы учащихся. Экскурсии, встречи, беседы с интересными людьми во многом стимулируют старшеклассников. В работе с ними, привлекая преподавателей   ВУЗов, ищем связующее звено между изучением литературы и точных наук, говорим о «физиках - лириках» и т.д. Такая работа ощутимо повышает мотивацию учащихся технических классов к исследовательской   деятельности, участию   в научно – практических конференциях.

     На сегодняшний день качественный анализ   изменений, произошедших в ходе моей работы, показал следующее:

- учащиеся значительно расширили свой кругозор, усилилась мотивация к восприятию нового, исследовательской работе по литературе;

- создалась благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера в классе, группе;

- старшеклассники научились  не противопоставлять себя, а быть  внутренне взаимосвязанными    со всеми участниками исследовательской деятельности в  учебном процессе;

- 70% выпускников  значительно повысили речевую культуру, сформировали     стойкий интерес  к литературе;

- после анализа   результатов работы и отзывов учащихся, полученных в ходе занятий, появились достаточные основания считать, что в моей практике сложилась система, обладающая      большим потенциалом, как для учителя, так и для учащихся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность

Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...

Формирование познавательного интереса к математике через исследовательскую деятельность учащихся

Статья предназначена для всех творческих учителей, работающих с учениками по подготовке и защите исследовательских работ....

Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)

В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.

Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...