Формирование интереса к чтению у школьников. Из опыта работы.
статья по литературе

Петунина Татьяна Михайловна

Проблема приобщения к чтению школьников актуальна как никогда. Одним из методов повышения интереса к книге является литературная игра.  В статье  несколько вариантов интерактивных игр, которые можно использовать на уроках литературы на разных этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_interesa_k_chteniyu_u_shkolnikov.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование интереса к чтению у школьников

 Книги в жизни школьников не играют уже такой роли, как это было несколько лет назад.  Чаще всего в качестве источника информации вместо книг ученики в современном мире используют персональный компьютер, телефон. Но всем  известно, что знания, воображение, логика мысли и любовь к родному языку, умение  образно рассуждать воспитываются чтением. Умению читать  надо упорно учиться.

Навык чтения закладывается еще в начальной школе. Важно, чтобы душа ребенка откликалась на художественное произведение.

Проблема приобщения детей к чтению уже несколько лет остается наиболее важной. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как  кризис читательской культуры, когда страна подошла к " критическому пределу пренебрежения чтением". 
Снижение интереса к чтению -  опасность  для любого общества, т.к. от читательской культуры, в конечном итоге, зависит экономика, политика, национальная безопасность  страны. 
Приобщение ребенка к чтению необходимо начинать в  детстве силами родителей. С приходом ребенка в школу  нужно начинать вести систематическую работу по привитию ученикам любви к книге.  

Одним из методов повышения интереса к книге является метод  литературной игры. Он реализуется на основе игровой деятельности, помогает определять жанровые особенности произведения, видеть компоненты произведения, воспроизводить в своем воображении прочитаное, понимать авторский замысел и определять свою позицию и др.

Овладение читательскими интересами осуществляется благодаря различным видам литературных игр: а) викторины,  шарады, кроссворды, ребусы; б) игры на усвоение понятий; игры для расширения читательского кругозора; обогащения читательского опыта; в) игры на первичное восприятие произведения; игры на углубленное восприятие художественного произведения; г) репродуктивные, познавательно - поисковые, творчески - деятельностные; д) предложенные учителем и созданные самими учащимися. Литературной игры можно  применить на любом этапе  урока

Приведу примеры  таких игр.

"Что ответил писатель?"

Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.

Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.

Что ответил американский писатель анониму?

Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».

«Продолжите фразу».

Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.

Ученикам предлагается продолжить фразу типа:

Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .

Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..

Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….

Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

«Задай вопрос другу, а он – тебе».

Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?

Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

«Напиши письмо литературному герою»

Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В. Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба. В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

«Коллективное творчество»

На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.

«Виртуальная встреча»

Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику. Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

«Таинственный сундук»

Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи. Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).

Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).

«Интерьер»

Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.

«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).

«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». ( Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Пословицы – перевертыши»

Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.

Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).

Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).

Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).

Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

«Дальше, дальше, дальше».

Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»? («Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»: И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов? (Хамелеон).

"Пантомима".

Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?

Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе.

На основании выше  наблюдений можно сделать следующие выводы:

- игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально – координированная, подчиненная известным правилам система. Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни;

- игра позволяет не заставлять ребенка учиться, а вовлекать в совместную деятельность с учителем;

- игра помогает ребенку по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению интереса, а следовательно, делает процесс обучения более эффективным;

- неся в себе огромный эмоциональный разряд, игра позволяет решать не только обще учебные задачи, но и воспитывать в ребенке инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации;

- коллективный командный дух, желание одержать победу, позволяет каждому ребенку раскрыть себя, а иногда показать себя с неожиданной стороны.

 Еще одним из интересных способ привлечения внимания к книге является  читательский дневник. Считаю, что  работа над читательскими дневниками    помогает учащимся раскрыть все богатство мира детской и художественной литературы.Читательский дневник -  помощником в развитии ученика. Он поможет научить его думать и выражать свои мысли, тренировать навыки грамотной и красивой речи, научить пересказу, а также осуществлять контроль над тем, как он понял текст.

Из многолетнего опыта рекомендую начинать   вести такой дневник, как только маленький человек научится сам читать. Вы заметите, с каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадь Ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, а память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение.

Основные цели читательского дневника

  • помощь в организации самостоятельной читательской деятельности учащихся;
  • содействие формированию читательских интересов и умений младших школьников;
  • отражение динамики развития  техники чтения и создание мотива к ее совершенствованию;
  • развитие  письменной речи, мышления и воображения;

 Чтобы читательский дневник вносил ощутимый вклад в развитие юного читателя, он должен учитывать основные принципы и закономерности читательской деятельности.

Системно-деятельностный подход, на котором базируется технология обучения по ФГОС, предполагает, что развитие учащихся определяется характером организации их деятельности.

Читательская деятельность имеет три компонента:

  • технический;
  • смысловой;
  • читательская самостоятельность

Поэтому эти компоненты должны найти отражение в содержании читательского дневника.Читательский дневник также должен учитывать этапы формирования всех компонентов читательской деятельности учащихся и уровень развития письменной речи учащихся.

Основные компоненты читательской деятельности должны найти отражение в содержании дневника юного читателя.  В него должны войти следующие разделы:

  • Читательский ежедневник (сведения о прочитанных книгах)
  • Фиксация впечатлений от прочитанного (иллюстрации, отзывы, аннотации)
  • Рекомендательные списки для чтения
  • Памятки -алгоритмы читательской деятельности
  • Техника чтения (замеры личных достижений) по желанию

Правильно оформленный читательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Он может рассматриваться в качестве исторического источника; как средство самовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения; как справочное пособие; как средство общения, раскрытия себя перед другими.

 В заключение хочется сказать, что при всем разнообразии методов и приемов, повышающих интерес школьников к чтению , велика роль самого учителя. Влюблённый сам в литературу, учитель сам влюбляет в неё и своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Формирование интереса к чтению в классах 3 ступени технического направления через исследовательскую деятельность (из опыта работы).

Моя технология предполагает такое построение образовательного процесса, в котором ученику для усвоения предлагается не некий набор готовой информации, а моделируется деятельность по ее осо...

Сказки учебника «Starlight 2 – 4 » для обучения чтению и формированию интереса к чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Все дети любят сказки. Сказки это , как правило, небольшие истории, которые всегда заканчиваются хорошо. Добро побеждает зло, а сказочные персонажи помогают хорошим героям бороться с неприятностями....

Работа над формированием ассоциативного прочтения литературного произведения или смысловое чтение или чтение с увлечением.... (из опыта работы учителя...)

Смысловое чтение – это комплексное универсальное учебное действие, такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и ид...

Статья "Формирование интереса к чтению у школьников"

В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет...

Статья "Формирование интереса к чтению у школьников"

В настоящее время проблема развития интереса у школьников к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Телевидение, интернет...