Работа над формированием ассоциативного прочтения литературного произведения или смысловое чтение или чтение с увлечением.... (из опыта работы учителя...)
статья по литературе (5 класс)
Смысловое чтение – это комплексное универсальное учебное действие, такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Целью его является максимально точное и полное понимание содержание текста, умение уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.Как научить школьника читать и понимать прочитанное? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? На уроках литературы я работаю с учениками над формированием навыков смыслового чтения через приемы работы с ассоциативным прочтением текста. Работая по программе литературы М.В. Коровиной, мне понравилась технология продуктивного чтения. которую я представляю в этой статье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Соломатова Зинаида Борисовна, учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 24» г Перми.
Работа над формированием ассоциативного прочтения литературного произведения или смысловое чтение или чтение с увлечением....
(из опыта работы учителя...)
Дело писателя состоит в том, чтобы передать
или, как говорится, донести свои ассоциации
до читателя и вызвать у него подобные же ассоциации.
К.Г.Паустовский
Смысловое чтение – это комплексное универсальное учебное действие, такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Целью смыслового чтения является максимально точное и полное понимание содержание текста, умение уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом мы должны учить детей не только технической стороне чтения, но и смысловой.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Это станет возможным лишь при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий.
«При переходе в среднюю общеобразовательную школу у школьников недостаточно полно сформированы технические навыки чтения, они не умеют извлекать смысл из прочитанного, что является причиной хронической неуспешности и эмоционального нездоровья учащихся». кандидат пед.наук З.Н.Никитенко.
Эта основная проблема, с которой на современном этапе сталкиваются учителя русского языка и литературы.
Один из самых распространённых вопросов от родителей к педагогам : «Наши дети не умеют читать», «Они не понимают, что прочитали», «Ребенок прочел книгу и ничего не может рассказать».
Получается, что навык чтения и умение читать — это не одно и то же.
Как научить школьника читать и понимать прочитанное? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников?
Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого обучающегося в образовательном пространстве.
На уроках литературы я работаю с учениками над формированием навыков смыслового чтения через приемы работы с ассоциативным прочтением текста.
Работая по программе литературы М.В. Коровиной, мне понравилась технология продуктивного чтения.
Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
3. Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
( Пример работы с текстом на уроках смотрите в презентации , расположенной на сайте школы)
Не только последовательность шагов в процессе чтения обеспечивает успешность использования данной технологии. Крайне важным является диалоговый характер чтения текста (учеником, взрослым).
Таким образом, первичное чтение, обеспечивает максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст. Это одна из главнейших задач, которые необходимо решать при работе с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматриваются как ведущие приёмы обеспечения понимания основных смыслов текста, «погружения» в текст читателей.
При организации диалога читателей с текстом учащиеся учатся ставить вопросы к тексту во время чтения, выдвигать предполагаемые гипотезы, проверять себя по ходу чтения.
Моя главная задача - помочь ученику осознать текст, правильно поставить вопросы (к иллюстрации, к тексту и пр.), увидеть их логику, чтобы он смог самостоятельно осмысливать прочитанное.
Вопросы подтекстового уровня составляют большую долю вопросов при анализе текста. Отвечая на них, учащиеся делают свои первые текстологические открытия, уточняют догадки о смысле произведения, и это становится основой для дальнейшей беседы о его идее.
В результате сложности, возникающие в процессе чтения, которые связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, то есть процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения) перестают быть трудностями при работе с текстом.
Эта технология не только дает навык прочтения текста, но и создает условия для овладения способом анализа текста в дальнейшем, особенно при сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе.
Таким образом, наша задача - научить детей работать со всякого рода текстами, в том числе с научно-популярными, публицистическими, официально-деловыми, научить понимать, и извлекать необходимую информацию, делать выводы, преобразовывать текст, используя различные формы представления информации: таблицы, графики, диаграммы, формулы, что и является основой развития читательской грамотности школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа. Из опыта работы учителя биологии "Формирование опорно-двигательной системы у школьников""
мои публикации...

Повышение качества обучения как фактор формирования профессиональной компетентности учителя: работа с обучающимися с низкой мотивацией. (Из опыта работы учителя).
Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете комплекса...

Проектная работа. Из опыта работы учителя биологии "Формирование опорно-двигательной системы у школьников"
Проектная работа...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (из опыта работы учителя английского языка )
В данном материале рассматривается ТРКМЧП, применяемая автором в своей работе на уроках английского языка по УМК "Английский в фокусе"....
Педагогические технологии и методики, используемые в работе с литературными произведениями на уроках чтения в коррекционной школе
Данный материал является представлением опыта работы учителя чтения и развития речи на заседании методического объединения учителей, работающих в школе-интернате для детей с ОВЗ, по теме " Педаго...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.
Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...

Представление опыта на МО «Использование элементов театрального искусства при изучении литературных произведений на уроках чтения, письма как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»
Представление опыта на МО «Использование элементов театрального искусства при изучении литературных произведений на уроках чтения, письма как средство активизации познавательной деятельности уча...
- Мне нравится (1)
