ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (из опыта работы учителя английского языка )
статья по английскому языку

В данном материале рассматривается ТРКМЧП, применяемая автором в своей работе на уроках английского языка по УМК "Английский в фокусе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkmchp_iz_opyta_raboty_uchitelya_angliyskogo_yazyka.docx71.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Сергеева А. Н., учитель английского языка

                                                               ГБОУ школа №640 Приморского района

                                                                                                      Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

 (из опыта работы учителя английского языка )

         У современных детей часто возникают трудности в восприятии и усвоении учебного материала по многим предметам школьной программы. Одной из главных причин возникновения данной ситуации является то, что у школьников наблюдается недостаточный уровень развития мышления, и прежде всего критического.

         Критичность ума – это такое его свойство, когда человек умеет правильно оценивать мысли, свои и чужие, критически относиться к информации, когда он способен анализировать все выдвигаемые положения и выводы, а не принимать их на веру.

         Технологию «Развитие критического мышления» разработали в конце XX века в США исследователи Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн, С. Уолтер. В России по развитию данной технологии работают С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, М.В. Кларин, И.В. Муштавинская и другие. В этой технологии обобщены идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.          ТРКМ в большей степени работает на развитие продуктивных умений, то есть на развитие интеллектуальных умений более высокого уровня. Но главная цель – развитие метакогнитивных способностей и умений учащихся, таких, как способность к самооценке, самоконтролю, умению планировать собственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к самообразованию учащихся.        
         Структура педагогической технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП) стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

         Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realisation (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.

Первая стадия (фаза) – вызов, когда ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому во просу, что само по себе станет серьезным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

         Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) – работа с информацией – чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, – это ключевые слова, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

         Например, на стадии вызова для актуализации знаний учащихся можно воспользоваться созданием кластера (mind map) вокруг ключевого слова (keyword) методом мозгового штурма (brainstorming). Пример интеллектуальной карты по теме “Животные” в начальной школе по УМК “Английский в фокусе”, 3 кл.:

На этапе осмысления во время основной работы с содержанием текста хорошо подойдет заполнение таблицы “З-Х-У” (“Знаем/We know- Хотим узнать/ We want to know-Узнали/What we’ve learned”). В 9 классе по УМК “Английский в фокусе” на уроке по теме “Жизнь в космосе” можно взять данную таблицу как вариант KWL-chart:

Topic: GRAVITY

 

 K

 

 

 W

 

 

 L

 

It keeps us from floating around.

It makes things fall.






There is less gravity on the moon.

Isaac Newton discovered gravity.

What is gravity? 



Why is there less gravity on the moon?





How did Newton discover gravity?


What determines how fast something will fall to the ground? 
(teacher question)

Gravity is the force that pulls objects towards Earth. 


The amount of gravity there depends on the masses of the objects involved. The moon is a lot less massive than the earth, so there is less gravity on the moon than there is on earth.






Air resistance determines how fast something will fall to the ground.

 

На стадии рефлексии для систематизации знаний учащиеся составляют синквейны (cinquain):1 строка- тема (1слово-существительное), 2 строка-2 слова-прилагательные, 3 строка -3 слова-причастия, 4 строка -фраза, 5 строка -1 слово-существительное ( синоним к теме). Образец синквейна по теме “Мой день рождения” в 5 классе по УМК “Английский в фокусе”:

Dessert

 cold, creamy

 eating, giggling, licking

 cone with three scoops

ice cream

          При оценивании в  ТРКМЧП нужно учитывать тот факт, что единых количественных критериев, используя которые можно оценить развитие критического мышления вообще, пожалуй, не существует.

         Во-первых, нелегко оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, на которые нет и не может быть единственно правильного ответа.

         Во-вторых, когда учителя ставят во главу угла не правильный, а осмысленный ответ, важным становится не столько результат, сколько процесс работы учащегося на уроке; соответственно и оценивается не только результат, которого добился учащийся, но и то, как он думает, рассуждает.

         В-третьих, учителя отдают себе отчет в том, что если учащиеся относятся к обучению ответственно, если они понимают, что этот процесс бесконечен, то при выставлении оценки они становятся для учителей партнерами: сами понимают, что им необходимо знать и что они в состоянии делать, ясно представляют собственные достижения и необходимость не останавливаться на достигнутом, постоянно самосовершенствоваться. 

         В рамках ТРКМЧП можно выделить два типа диагностики : сопровождающую ( по ходу изучения нового материала) и обобщающую (после изучения нового материала). Тестирование в обобщающей диагностике основано на таксономии Б.Блума  и нацелено  на проверку у каждого ученика навыков понимания материала, применения его в новой ситуации, анализа и синтеза материала, а также оценку его важности.        

         Оценивание в духе критического мышления предлагает ряд методических приемов оценки успеваемости, например градацию.

Градация — четко сформулированные правила, в соответствии с которыми работа учащегося заслуживает высокого, среднего или низкого балла. Схема градации (например, по пятибалльной шкале, где перечисляются требования, необходимые для получения оценки, разработанные совместно с учащимися) выписывается на доске, после чего учащиеся выполняют задание, например, пишут сочинение. Прежде чем сдать работы, учащимся предлагается оценить их с точки зрения этой градации.

         В своей работе мне особенно нравится применять совокупную оценку. Сначала учитель разъясняет учащимся, какие задачи им предстоит решить на определенном отрезке времени, затем он предлагает им поработать с портфолио для обобщения материалов по теме (на всех ступенях обучения УМК “Английский в фокусе” предоставляет большие возможности обучающимся для развития творческого потенциала). Учителя и учащиеся договариваются о том, какие материалы составят совокупный критерий оценки портфолио. Когда занятия по теме подошли к концу, учащимся предлагается собственноручно отобрать лучшие из собранных в папке работ, а затем составить письменный отчет о проделанной работе. При этом ученики могут в качестве доказательства их успехов ссылаться на разработанные ранее критерии оценки портфолио. 

          Работа по технологии РКМЧП в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, коммуникативную компетенцию, воспитывать инициативность,  динамизм – все, что значимо для формирования потребностно - мотивационной  и операционно-технической сфер школьника.

         Источники

  1. Заир-Бек С.И. , Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение.2004. – 173 с.
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. -Каро.2009. – 144 с.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. Спб.: Альянс “Дельта”.2003.- 284 с.
  4. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер. 2000.-512 с.
  5. https://urok.1sept.ru
  6. http://www.nea.org
  7. https://www.learningwithlauren.com

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)

«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

Из опыта работы. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технология развития критического мышления как средство достижения метапредметных результатов на уроках литературы. Основные приёмыТРКМЧП....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....