Анализ УМК «Английский язык Нового Тысячелетия-9 кл» О.Л.Гроза и др.
статья по английскому языку (9 класс) по теме

Попова Ксения Сергеевна

Анализ УМК «Английский язык Нового Тысячелетия-9 кл» О.Л.Гроза и др. с целью определения особенностей используемых аудитивных аутентичных материалов и предлагаемой методики работы с ними при обучении аудированию на старшем этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_umk.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК «Английский язык Нового Тысячелетия-9 кл» О.Л.Гроза и др. с целью определения особенностей используемых аудитивных аутентичных материалов и предлагаемой методики работы с ними при обучении аудированию на старшем этапе.

    Исходя из специфики выбранной темы, нам представляется целесообразным провести анализ данного УМК с точки зрения соответствия представленных в нем аудитивных текстов и заданий к ним критериям аутентичности по следующему плану:

1. Краткое описание самого УМК.

2. Описание и анализ материалов для аудирования.

3. Предлагаемая методика работы с аудитивными текстами.

            “ Английский язык Нового тысячелетия» (9 класс, авторы комплекса О.Л.Гроза и др.) является составной частью учебного курса “ Английский язык Нового тысячелетия» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений России. Он содержит 10 тематических разделов. Каждый из разделов построен таким образом, что предусматривает параллельное обучение всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию  и письму. Учебник красочно оформлен и содержит зрительные опоры: разнообразные фотографии, забавные рисунки. В нем широко представлены как учебно-аутентичные, так и подлинно аутентичные материалы: тексты из газет и журналов, очерки страноведческого и культурологического характера.

            В состав данного УМК входят аудиокассеты; аудитивные тексты дублируются в печатном виде в книге для учителя, представляют разные речевые формы (диалоги и  монологи). Тематика текстов  разнообразна: “Interview with the leader of the Litterbugs Projects»; «School life”; “Traditional Russian pastimes”, “ Perfect Body” и пр.

            Нам представляется целесообразным провести анализ представленных материалов с точки зрения критериев и параметров аутентичности и общих требований, предъявляемых к аудитивным текстам на старшем этапе обучения по сводной таблице:

Соответствие аудитивных текстов

 критериям аутентичности и параметрам аутентичного текста.

Соответствие возрастным особенностям учащихся 

Предметная сторона содержания данных  текстов учитывает возрастные особенности психологии учащихся старшего этапа и отражает типичные для них сферы общения: учебно-трудовую(“Exam Fever”,”Choosing a profession”), семейно-бытовую(“Choosing a hotel”,”The relationship between mother and daughter”), социально-культурную(“The Paradoxes of Russia).

Наличие зрительных опор 

Некоторые тексты снабжены зрительными опорами (фотографиями, забавными рисунками  и пр.), что создает ситуацию общения и способствует пониманию текста.

Культоро-      логический аспект 

Представляется необходимым отметить содержание в данном УМК страноведческой информации о России и Австралии.

Информативный аспект 

Представленная тематика охватывает самый широкий спектр молодежных интересов: от проблем экологии и  выбора профессии, до пристрастий в чтении и диетах.


Ситуативный аспект 

В текстах-диалогах нужно отметить естественность и жизненность представленных ситуаций, наличие определенного эмоционального заряда, что помогает вызвать интерес и ответную эмоциональную реакцию учеников. Также представляется необходимым отметить наличие юмористических элементов в представленных текстах, включение которых способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации, а психологическая разрядка, возникающая благодаря им, в свою очередь нейтрализует напряжение, связанное с трудностями аудирования.

Представление разных форм речи,  лексико-фразеоло-гическая аутентичность 

Большинство текстов представляет собой эмоционально окрашенные диалоги, в форме монологов представлены тексты информативного и контролирующего характера. Насколько мы можем судить, данные тексты характеризуются лексическими и фразеологическими оборотами,   характерными для живой английской речи и зачастую не имеющих эквивалентов в родном языке          ( lazybones, etc.)

Функциональная и грамматическая аутентичность 

Жанрово-композиционное разнообразие представленных текстов и аутентичные лингвистические средства, в том числе использование в текстах  грамматических моделей, отличающихся от принятых в родном языке учащихся, которые соответствуют характерным, присущим только английскому языку образцам, позволяют познакомить учащихся с современными, “живыми” речевыми клише (Не разрешайте ему этого делать. - Keep him from doing it.)

Структурная аутентичность 

Представленные тексты обладают содержательной целостностью, логическими связями между его составляющими (в диалогах данный аспект выражается при помощи коннекторов, элиптических предложений, местоименных замен).

Аспект оформления 

Еще одной особенностью представленных в УМК аудиотекстов является их звуковое оформление: почти во всех  присутствует звуковой ряд (environmental clues), о котором было упомянуто выше (шум транспорта, разговоры прохожих, звонки телефона, музыка); заполнители молчания (...Erm..., ...er...); материалы представлены в исполнении разных людей, с их индивидуальной манерой речи.

Аспект учебного задания 

Задания к аудитивным текстам, представленные в УМК, направлены на взаимодействие с текстом, развивают догадку, условия выполнения упражнения почти не отличаются по своим основным характеристикам от условий естественного общения (What do you think? Imagine, that...., Discuss it in your group.).

            Из представленной таблицы видно, что аудитивные материалы данного УМК соответствуют базисным критериям аутентичности и параметрам аутентичных текстов, а также общим требованиям, предъявляемым к аудитивным материалам.

            Кроме того, все аудитивные тексты данного УМК можно рассматривать с точки зрения функционального применения, так как  аудирование в процессе обучения выступает как цель и как средство.

            Исходя из этого, все аудитивные тексты данного УМК можно разделить в соответствии с их функциональным применением:

1) Учебно-аутентичные тексты, составленные с целью использования аудирования как средства для:

  1. обучения другим видам речевой деятельности;
  2. введения и закрепления нового языкового материала ( лексического, грамматического);
  3. контроля пройденного материала.

2) Подлинно аутентичные материалы (authentic, unscripted recordings) используются для  развития навыков и умений непосредственно аудирования как вида речевой деятельности. Их применение направлено на совершенствование умений и навыков восприятия и понимания иноязычной речи на слух.

            Рассмотрим предложенную методику работы с аудитивными материалами.

            Так, авторами предлагается следующая программа для аудирования (the listening syllabus):

  1. понимание текста в целом (gist listening);
  2. для получения специальной (выборочной) информации (for specific information);
  3. note taking;
  4. составление плана основных событий (summarizing main points); либо выражения собственного мнения к поставленной проблеме.

                    Можно выделить следующие особенности представленной в УМК методики обучения аудированию как виду речевой деятельности:

  1. многократное предъявление текста;
  2. обучение аудированию, как правило, осуществляется на материале целого текста;
  3. методика работы с аудитивными текстами подразделяется на предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы;
  4. упор сделан на  предтекстовый этап, чтобы  мотивировать учащихся на осознанное желание слушать и извлекать знания, опираясь на уже изученный языковой материал;
  5. предтекстовые вопросы предусматривают глобальное  и детальное понимание текста
  6. послетекстовые задания поощряют учащихся высказывать свое собственное мнение и эмоциональное отношение, носят творческий характер и соответствуют аспекту аутентичности (задания, стимулирующие взаимодействие с текстом, основанные на таких операциях, которые совершаются во внеучебной среде при работе с источниками информации; задания, развивающие догадку, так как она является аутентичным коммуникативным действием, стимулирующим мыслительную деятельность, к которому учащиеся прибегают в повседневном общении).

            Таким образом, анализ данного УМК показал, что представленные в нем аудитивные материалы и задания к ним соответствуют критериям аутентичности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (УМК Н.Н.Деревянко Английский язык нового тысячелетия/New Millennium English 6 класс)

Здесь представлено календарно-тематическое планирование по английскому языку (УМК (Н.Н. Деревянко Английский язык нового тысячелетия/New Millennium English  6 класс) для общеобразовательной школы...

Рабочая программа по английскому языку к УМК "Английский язык нового тысячелетия для 6 класса" Н.Деревянко

Архив содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Учебник Деревянко Н.Н. "Английский язык нового тысячелетия"

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса. Учебник Деревянко Н.Н. "Английский язык нового тысячелетия"...

Рабочая программа поУМК «Английский язык нового тысячелетия» / New Millennium English для 10 класса (издательство Титул, 2009) созданных коллективом авторов О.Л. Грозой, О.Б. Дворецкой и др.

Рабочая программа поУМК «Английский язык нового тысячелетия» / New Millennium English для 10 класса (издательство Титул, 2009) созданных коллективом авторов О.Л. Грозой, О.Б. Дворецкой и др....

Рабочая программа по английскому языку к учебнику "New Millennium English / Английский язык нового тысячелетия",9 класс (4 часа)

Рабочая программа рассчитана на 140 часов (4 учебных часа в неделю, в том числе 17 контрольных работ: по 4 в каждой четверти - аудирование, чтение, говорение, письмо и на повторение), что обеспечивает...