Статья « Применение ФГОС в работе учителя иностранного языка».
статья по английскому языку по теме

Костыренковой Ольги Ивановны

Статья освещает вопросы внедрения требований ФГОС в работу учителя английского языка. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, Разработка федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения идет поэтапно. Происходит изменение смысловых ориентиров: от успешной школы - к успехам ребенка. Неоценима роль учителя в этом нелегком процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

« Применение ФГОС в работе учителя иностранного языка».

       

     С сентября 2012 года во 2-х классах началось обучение иностранному языку по новому стандарту. Иностранный язык «наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций»

    Введение нового стандарта общего образования в практику работы школ означает, что наши учащиеся за годы обучения в старшей школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по иностранному языку, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

   «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя», - писал Элберт Хаббард, американский писатель и философ. Эти слова хорошо отражают суть работы современного учителя.

    Планируется ввести обязательное обучение по ФГОС:

на ступени основного общего образования с 2015-2016 учебного года;

на ступени среднего (полного) общего образования с 2020-2021 учебного года.

    Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих Стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС : в 5 классах,  начиная с  2012-2013 учебного года,  и в 10 классах - с 2013-2014 учебного года.

    Поэтому задача учителей основательно изучать все положения ФГОС и начинать поэтапно применять их на практике.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокуп-ность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы , в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.

Стандарт предъявляет новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Согласно новому стандарту предусматривается активное использование участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий.

    Это требует существенных изменений в оборудовании рабочего места учителя и всего учебного помещения, а также постоянного применения учителем английского языка на уроках электронных образовательных ресурсов. Электронные образовательные ресурсы являются средствами современных информационных технологий. Их основными качествами являются: получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений. В нашей школе наряду с книгами, печатным раздаточным материалом учителя английского языка широко используют медиа-материалы, которые позволяют проводить интересные и эффективные занятия.

    Сегодня иноязычное образование переживает сложный момент. Нашей стране в период модернизации нужны высококвалифицированные специалисты, свободно владеющие одним или несколькими иностранными языками. Внедрение наиболее эффективных методов обучения и вовлечение всех обучающихся в творческую деятельность могут раскрыть внутренние резервы учебного процесса, да и самой личности учащегося.

    Введение ФГОС общего образования также требует, чтобы учителя английского языка имели иной уровень квалификации, были готовы к организации образовательного процесса в  современной информационно-образовательной среде, чтобы они реализовали требования ФГОС и достигали освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода, который является  методологической основой ФГОС.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности

- переход к стратегии социального проектирования

- ориентацию на результаты образования

- признание решающей роли содержания образования

- учет индивидуальных особенностей обучающихся

- обеспечение преемственности образования

- разнообразие организационных форм

- гарантированность достижения планируемых  результатов

К основным понятиям и требованиям ФГОС относятся:

а) (УУД) Универсальные учебные действия

б) Участники образовательного процесса и общественный договор;

в) Социальное проектирование и конструирование педагогической деятельности учителя и учебной деятельности обучающихся;

г) Гражданская идентичность младших школьников;

д) Системно-деятельностный подход

   Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

   ФГОС  второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Кроме того у учащихся формируются следующие виды универсальных учебных действий:                                                                                                                                

  1. Личностные
  2. Регулятивные
  3. Познавательные
  4. Коммуникативные

Личностные УУД – это:

- самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)

- смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)

- морально-этическая ориентация (на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

Регулятивные УУД – это:

- управление своей деятельностью

- контроль и коррекция

- инициативность и самостоятельность

Познавательные УУД  - это:

- работа с информацией

- работа с учебными моделями

- использование знако-символических средств, общих схем решения

- выполнение логических операций

- сравнения,

- анализа,

- обобщения,

- классификации,

- установления аналогий

- подведения под понятие

Под коммуникативными действиями подразумеваются:

- планирование учебного сотрудничества

- постановка вопросов

- разрешение конфликтов

- управление поведением партнёра

- контроль, коррекция, оценка собственных действий

- умение выражать свои мысли

Предъявляются следующие требования к овладению УУД

по английскому языку:

1.Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка

2.Освоение начальных лингвистических представлений, расширение лингвистического кругозора

3.Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка

    Сегодня иноязычное образование переживает сложный момент. Нашей стране в период модернизации нужны высококвалифицированные специалисты, свободно владеющие одним или несколькими иностранными языками. Внедрение наиболее эффективных методов обучения и вовлечение всех обучающихся в творческую деятельность могут раскрыть внутренние резервы учебного процесса, да и самой личности учащегося.

  Согласно  статьи 47 Закона об образовании 2012 год меняется правовой статус педагогических работников. Прежде педагог являлся частью государственной системы образования и от его качества зависело качество работы системы образования. Подготовка педагога являлась задачей государства.

  То теперь педагог является самостоятельным заявителем на реализацию государственного и общественного заказа в образовании и его соответствие качеству этого заказа становится его личной проблемой.

   Школы теперь должны проходить аккредитации в целях  проверки качества образования. А учителя английского языка для этой цели должны составлять рабочие программы, вести портфолио учителя, на персональные сайты учителей, где они выкладывают свои методические материалы в помощь учителям и учащимся, конспекты, задания для учащихся. Таким образом, современный учитель английского языка должен использовать в своей работе

элементы дистанционный поддержки обучения (иметь на сайте тесты, виртуальные  уроки, материалы для самообразования).

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № N 3266-1 в статье 32 говорит о компетенции и ответственности образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.

   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального собрания РФ 21.12.2012) в статье 28 определяет  компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательной организации. В пункте 7 говорится о

разработке и утверждении образовательных программ образовательной организации

   Что же говорит ФГОС основного общего образования о рабочих программах учебных предметов? В пункте 18 определены требования  к разделам основной образовательной программы основного общего образования. Согласно этого документа планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования должны являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Что такое рабочая программа? Каковы ее цели и задачи?

Рабочая программа – документ, разрабатываемый образовательным учреждением.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины.

Задачи рабочей программы – определение объёма содержания, методических подходов, порядка изучения учебной дисциплины с учётом особенностей учебного процесса ОУ и контингента учащихся в текущем учебном году.

   Существуют примерные программы по английскому языку для учебников разных авторов, на которые учителя английского языка могут ориентироваться.

   Примерная учебная программа – документ, рекомендательного характера, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.

   Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или  годам обучения.

    Учителя также вправе написать собственную авторскую программу.

   Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.

   Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

   Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

   Рабочая программа должна отвечать на три вопроса:

  1. Зачем? Цели-результаты образования – структурированные ключевые и предметные компетентности школьника, личностные, метапредметные и предметные результаты с учетом специфики учебного предмета.
  1. Что? Содержание учебного материала, его структурированный образ для решения задач разного типа. Дидактические единицы содержания обучения и логика усвоения учебного материала в контексте деятельности.

  1. Как?  Виды деятельности учащихся при работе с учебным материалом для достижения образовательных целей-результатов, диагностические материалы.

Рабочая программа имеет следующие основные функции:

  1. Нормативная: контроль прохождения программы, контрольные и иные работы.
  2. Информационная.
  3. Методическая: методы, технологии, личностные, предметные, метапредметные результаты.
  4. Организационная: формы взаимодействия, средства обучения.
  5. Планирующая: требования к выпускнику, к итоговой аттестации.

Примерное содержание рабочей программы следующее:

- Титульный лист

- Пояснительная записка.

- Учебно-тематический план

- Содержание  рабочей программы

- Календарно-тематическое планирование

- Требования к уровню подготовки обучающихся

- Контроль уровня обучения (пакет контрольно-измерительных материалов)

- Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся)

- Ресурсное обеспечение программы

Важную роль при составлении программы играют результаты освоения учебного предмета

Они представляют собой целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).

Данный перечень целей-результатов обучения включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного курса по годам обучения и в целом.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС, примерная основная образовательная программа и примерная программа учебного предмета, на базе которой разрабатывается рабочая программа.

Результаты освоения учебного предмета должны:

-  описываться через действия учащихся («научиться» и «получить возможность научиться»);

-  обозначать определенный уровень достижений;

-  быть достижимыми и подлежащими оценке;

-  описываться понятным для учащихся языком.

Учебно-методическим и материально-техническим обеспечением программы являются:

  1. Библиотечный фонд (нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научная, научно-популярная литература, справочные пособия, методические пособия для учителя)
  2. Печатные пособия (таблицы по предмету, портреты и др.)
  3. Информационные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные базы данных и др.)
  4. Технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.)

Таким образом, современный учитель английского языка  в соответствии с требованиями ФГОС должен:

- осваивать содержания иноязычного образования в новых условиях;

- включать в образовательный процесс продуктивных форм, способов изучения  иностранного языка, здоровьесберегающих технологий, обеспечивать овладение ИЯ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе одаренных и талантливых детей;  

- формировать целостное иноязычное образовательное пространство в единстве урочной и внеурочной деятельности;  

- формировать универсальные учебные действия: личностные, метапредметные и предметные компетенции в условиях личностно-смыслового,  системно-деятельностного подходов обучения ИЯ;

- осваивать новые технологии системно-деятельностного подхода, диагностировать и оценивать новые образовательные результаты,

- организовывать образовательный процесс, нацеленный на достижение планируемых  результатов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интересные результативные предметные методики: из опыта работы учителя иностранного языка».

Данная статья посвящена  теме Школа цифрового века и личному опыту  В 2001 году появился новый термин, введенный Марком Пренски-"уроженцы и иммигранты цифрового мира" , который сравнива...

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

Современные педагогические технологии обучения английскому языку детей с ОВЗ (из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары)

Данный материал является обобщением опыта в области инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ английскому языку, который может использовать учитель с любым опытом работы. Применяя новые педагоги...

Статья на тему: "Профессиональные компетенции учителя иностранного языка".

Повышение профессионального уровня педагогов является одним из необходимых условий модернизции системы образования России. В современных условиях педагоги должны легко и быстро овладевть новыми востре...

Статья "Применение проектной методики на уроках иностранного языка"

Повышение требований к коммуникативному владению иностранным языком заставляет искать новые формы и приемы обучения для повышения мотивации учащихся. В настоящее время учителя-новаторы большое внимани...

Статья "Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку".

Цель настоящей статьи – изучив методы применения компьютерных технологий в обучении, сделать выводы об эффективности использования видеопрезентаций в обучении иностранному языку.Для достижения н...