Главные вкладки

    Статья по английскому языку по теме:
    Обучение на уроках английского языка по средством применения проблемной технологии.

    Юматова Нина Валерьевна

     


    «В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается значимость и привлекательность традиционной организации обучения».

    И..И. Калина, директор Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обучение на уроках английского языка по средством применения проблемной технологии.

    Юматова Н.В.

    Учитель английского языка

    МБУ лицей №60

                     

    Необходимость изучения английского языка появилась в нашем обществе уже давно и как следствие, мотивация к его изучению растет с каждым годом, но трудностей на пути изучения не убавилось.

    Наиболее важно понять не только то, что знания, полученные на занятиях усваиваются, но и то, что способствует их усвоению: индивидуальная или коллективная работа, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека. Преподавателю необходимо преобразовать учебный процесс из скучного, однообразного в позитивный, выполняемый с желанием. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе. Одной  из эффективных технологий, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.

    Естественно, невозможно в чистом виде взять чью-либо (даже самую лучшую) технологию и «слепо» применить ее к своей работе.  Целесообразно вести речь о наиболее эффективных, с нашей точки зрения, элементах  технологии проблемного обучения. Преподавание с использованием проблемных методик позволяет учитывать природную индивидуальность ученика, развивать и совершенствовать ее.  Таким образом, цель работы складывается из трех взаимосвязанных составляющих единиц – обучение, развитие и самореализация личности ребенка. Основная задача – не только усвоить систему знаний, но сформировать познавательную деятельность ученика и развить его творческие  способности. В методике выделяют следующие формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо диалогическом режиме семинара; частично-поисковая деятельность в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед; исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

    Начну свой анализ с формы организации обучения, при которой самостоятельная познавательная деятельность учащихся минимальна. Пример применения проблемной лекции  на уроке английского языка в 6 классе. Тема урока: Артикли.

    Достаточно большой объем теоретического материала дает возможность организовать урок в форме проблемной лекции. Такая модель предполагает использование системы проблемных ситуаций, которые помогают поддержать на протяжении всего урока острое мотивационное состояние учащихся. В начале урока учитель создает проблемную ситуацию, обозначив задачи урока.

    Учитель:  Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об употреблении артиклей в английском языке. Наша с вами задача - выяснить, когда мы должны употребить the, a(an) или вообще не употреблять артикль.

    Это главная проблема лекции. Далее учитель предъявляет учащимся последовательный ряд предложений и ситуативных картин, проанализировав которые, обучаемые приходят к выводу, что с определенным артиклем существительные передают конкретный смысл, указывая на конкретный объект. Учащиеся вместе с учителем делают вывод, что с неопределенным артиклем существительное называет объект, передавая общий смысл. На следующем этапе учитель демонстрирует учащимся следующие пары предложений и картинок:

    Wash the plates!

    Bring plates!

    Pass me the salt.

    I don't want salt.

    Здесь необходимо сформулировать подпроблему: когда нужно  употреблять неопределенный артикль, а когда не нужно? Выполнив серию упражнений, учащиеся  приходят к заключению, которое помогает им легко сформулировать правило. Правильно подобрав демонстрационный материал, побуждаем слушателей к анализу языковых фактов и, следовательно, к разрешению проблемной ситуации.

            При проведении проблемного семинара учащиеся могут проявить большую самостоятельность. Такая форма работы возможна и на уроках английского языка. Покажем это на конкретном примере.

                Примерный план урока - семинара в 11 классе по теме "Career".

    1. Подготовка семинара.

      Подготовка проблемного семинара является наиболее ответственным этапом. Остановлюсь на некоторых важных моментах этого этапа:

    1. "Career " - большая по объему устная тема для старшеклассников. Привлечение сил учащихся и актуальность данной темы делает проблемный семинар наиболее приемлемой формой организации урока.
    2. Следующий шаг - отбор и анализ всевозможных источников: различные книги и статьи из газет и журналов, в которых раскрывается сущность поднимаемой проблемы, ее важность для выпускников ;
    3. На специальном уроке, предваряющем семинар, активизируется лексика по теме. Когда подростки уже заинтересованы темой, предлагаем им объединиться в группы. Группы создаются по интересам, поэтому их количественный состав неодинаков.
    1. Проведение урока - семинара.

    После краткого вступления учитель предлагает лидерам групп сформулировать ключевую идею, которую группа будет отстаивать.

              Наиболее интересный и впечатляющий элемент урока - семинара - обсуждения после докладов. Учащиеся теперь владеют большим объемом информации, знают много новых слов, в своих рассуждениях опираются на сигнальные опоры.

        Результаты такого урока:

    1. Достигнута главная цель - учащиеся самостоятельно мыслили, оторвавшись от материала, предложенного авторами учебника.
    2. Учащиеся получили навык работы с литературными источниками.
    3. Старшеклассники дискутировали, общались, на иностранном языке выражали свои мысли, не опасаясь допускать ошибок.
    4. Ученики без зубрежки усвоили новую лексику, так как большинство осознало ее актуальность.

    Эффективность урока в целостном охвате темы в том, что учащиеся выполнили достаточно сложную самостоятельную работу.   Закончим наше рассмотрение  формой организации проблемного обучения, при которой самостоятельная познавательная деятельность учащихся максимальна.   Примеры реализации самостоятельной исследовательской деятельности на уроках иностранного языка многообразны. Основное требование – учащиеся

    самостоятельно занимаются поиском решения определенной проблемы.

             В 5 – 7 классах результативна, но достаточно трудоемка в осуществлении «Литературная гостиная», как одна из организационных форм проблемного обучения. Проведение «литературных  гостиных» очень важно при изучении английского языка, так как  включаются в канву сценария отрывки из прозы или поэзии, инсценировки отдельных сцен из пьес, расширяется визуальный ряд, что способствует лучшему восприятию образцов англоязычной литературы. Такую форму работы целесообразно проводить в рамках Недели иностранного языка в школе.

       Педагогика на протяжении многих лет ищет пути достижения высоких результатов в работе с детьми. Чем следует руководствоваться учителю при выборе методов, форм и технологий обучения?  Конечно, стабильностью получаемых результатов. Можно с уверенностью сказать, что обучение на проблемной основе обеспечивает эффективное усвоение знаний, способствует мощному развитию интеллекта и творческих способностей, а также воспитанию активной личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка

    В данной работе содержится теоретическая и практическая информация о применении технологии проблемного обучения на уроках английского языка....

    Применение технологии проблемного обучения на уроке английского языка

    Технология проблемного обучения получила применение в наше время. Когда я познакомилась с её методикой ведения я поняла , что современный урок должен строиться именно по этой технологии . Я привели пр...

    Использование интерактивных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативно-речевой и социокультурной компетентности школьников

    Знание иностранных языков сегодня - не только культурная, но и экономическая потребность, условие успешной деятельности человека в самых разных сферах производства, бизнеса.Коммуникативно-речевое и со...

    Статья на тему: "Развитие социокультурной компетентности на уроках английского языка по средствам пословиц и поговорок"

    Термин «компетентность» все чаще стал появляться в понятийном аппарате отечественной педагогики. Компетенция, являясь производной от компетентности, понимается как определенная сфера приложения знаний...

    Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»

    Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....