Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

Буренко Владислав Николаевич
текстовый вариант моего выступления на данную тему на одном из заседаний районного методического объединения учителей английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya_posledniy.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология проблемно диалогического обучения  как средство развития творческого мышления обучающихся»

Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-продуктивной к развивающей, гуманистической, личностно-ориентированной. В связи с этим на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога универсальна, то есть применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Для начала, давайте определимся, для чего же нужен проблемный диалог?  И что же он даст каждому отдельному звену в цепочке процесса образования?

        для всех и каждого        - технология «открытия» знаний учениками

для учителя        - ключ к успеху и творчеству

для ученика        - интересный и понятный урок

для образования - реализация развивающего обучения

для методиста        - универсальная педагогическая технология

для директора        - конкурентоспособность коллектива

для завуча - единая методическая тема школы

для педвуза - новое содержание лекций

Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». В любом словаре прочитаешь о том, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Их производство – не одномоментный акт, а процесс, включающий четыре основных звена. Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречия, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречия между двумя (или более) положениями, которое создаётся приёмами, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимозаключающие научные теории или чьи-то точки зрения или сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приёмами, текст побуждения для каждого из шести приёмов будет свой. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникнет вопрос?».

Рассмотрим методы обучения. При введении знаний ученик может пройти два творческих этапа: постановку учебной проблемы и поиск решения. Каждый можно организовать тремя способами. Назовем их.1 способ- постановка проблемы включает:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

-подводящий к теме диалог;

-сообщение темы с мотивирующим приемом.

2 способ - поиска решения, который состоит из:

- побуждающего  к гипотезам диалога;

-подводящего от проблемы диалога;

-подводящего без проблемы диалога.

Теперь добавим к нашему перечню проблемных способов варианты  введения знаний на традиционном уроке. Постановка учебной проблемы сводится к объявлению темы, а поиск решения редуцирован до изложения новых знаний в готовом виде. При этом деятельность учеников неизбежно носит пассивный  характер.

Существует 3 основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом. Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формированию учебной проблемы; 4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.  При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой (нет). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнутся следующим образом. Сначала сказать слово «так», чтобы показать ученику, что его мысль услышана и принята к сведению, а затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

        Подводящий к теме диалог немного проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные, мыслительные. Но не все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Но если это происходит, то необходима принимающая реакция учителя («Так, кто думает иначе?).

        И наиболее простой метод постановки учебной проблемы: сообщение темы с мотивирующим приёмом. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска решения. Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию.

         Побуждающий к гипотезам диалог является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырёх педагогических действий: 1) побуждения к выдвижению гипотез;2) принятие выдвигаемых учениками гипотез;3) побуждения к проверке гипотез;4) принятия предлагаемых учениками проверок.

Перечислим ряд приемов на стадии побуждения осознания противоречия и формулирования учебной проблемы:

Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения?

Прием 2: Сколько в нашем классе мнений?

Прием 3: Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4: Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5: Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6: Что вы хотели сделать? Какие знания применили?

При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.     Следующее творческое звено – поиск решения. Ученики выдвигают самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. В этот момент и раздается крик «Эврика1», ибо действительно открыто новое знание.

Третье звено творческого процесса – выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным языком в принятой форме (статья, доклад, сообщение). В результате получается материальный продукт – рукопись, которая предоставляется широкой аудитории либо через публикацию, либо в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт завершается реализацией продукта.

Этап введения новых знаний организуется посредством методов – определенных сочетаний заданий, приемов, вопросов. Именно он является наиболее сложной (и творческой) частью подготовки к уроку. Возможно поэтому методы введения новых знаний (или методы обучения) являются одной из наиболее исследуемых дидактических категорий.

Исходя из этих образовательных целей, творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод, что проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Иное дело – подводящий диалог. Он управляет мыслью детей жестко, ведет ее пошагово. Все его вопросы и задания посильны. Поэтому, вступая в диалог, ученики ничем не рискуют, почти всегда дают правильные ответы и только в самом конце испытывают радостное удивление: «А! Так вот это к чему мы шли». Подводящий диалог не может быть прекращен и идет до последнего вопроса «на обобщение». Ради которого он затевался.   Подводящий к знанию диалог значительно проще, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания. Различие методов заключается в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся. Обеспечив открытие знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса – воспроизведению знаний, решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется: во-первых, вернуться с вновь открытым знанием к вопросу и ответить на него; во-вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Технология проблемно-диалогического обучения носит общепредметный характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании 

А еще диалоги отличаются своими развивающими результатами. Побуждающий диалог позволяет ученику выполнить подлинно творческие действия и, следовательно, более активно формирует творческие способности. Поэтому он обязателен при обучении сильных, способных учащихся. Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

А теперь сравним диалоги с … техникой. Побуждающий диалог – это бульдозер. Он подталкивает ребенка к захватывающему, но рискованному прыжку через пропасть, когда так легко сбиться с курса и попасть не туда. Подводящий диалог – локомотив, который от станции к станции, довольно медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения.

Таким образом, на вопрос: «Какой диалог лучше и нужнее: побуждающий или подводящий?» могу смело ответить: «Оба хороши! Но каждый по своему».

Технология проблемно – диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

Результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;

Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психологические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер,    т. е. реализуется в любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод обучения на уроках английского языка.Выступление на РМО учителей английского языка 18.04.2011

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка

презентация содержит основные пункты содержания данной педагогической технологии...

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка

В настоящее время в учебных  заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...

Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка

Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка...