Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку на тему

Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Проблемный диалог на уроках английского языка

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое  усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога  Автор технологи проблемного диалога – Елена Леонидовна Мельникова. Данная технология широко используется в образовательной системе «Школа 2100». В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который может быть реализован технологией проблемного диалога –  современной образовательной технологией деятельностного типа.

На уроках с использованием технологии проблемно-диалогического обучения постановка темы и задач урока, а так же их решение выполняется в ходе специально организованного учителем диалога. Автор технологии различает два вида диалога: побуждающий и подводящий и определяет их использование на двух этапах урока: постановке темы и «открытии» нового знания.

Задача данной работы – опираясь на классификацию методов проблемно-диалогического обучения, созданную Е.Л. Мельниковой, представить примеры использования технологии на уроках английского языка.  

Постановка учебной проблемы

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается  одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников (или ранее изученными закономерностями) и научным фактом (новым правилом) создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Поиск решения учебной проблемы

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.

Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

На этапе введения нового материала или систематизации ранее изученных правил эффективным является использование заданий на анализ, обобщение, систематизацию и выявление закономерностей. Ученики добывают новые знания или обобщают изученное самостоятельно, а не получают их в готовом виде.

Важную роль на подобных уроках играет компьютерная презентация, которая служит опорным сигналом, средством визуализации теоретического материала. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Одобрив цели, приняв их, ученики берут на себя часть ответственности за их реализацию. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует знакомство с новым материалом. Процесс получения новых знаний с использованием технологии проблемного диалога занимает на уроке больше времени, чем традиционное объяснение, но он гораздо эффективнее, так как достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Как отмечает автор технологии, использование проблемного диалога способствует достижению как предметных, так и метапредметных результатов. Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные,  коммуникативные и регулятивные.

В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.

Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинённые стихи.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов,  ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный метод обучения на уроках английского языка.Выступление на РМО учителей английского языка 18.04.2011

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка

презентация содержит основные пункты содержания данной педагогической технологии...

Проблемно-диалогическое обучение на уроках английского языка

текстовый вариант моего выступления на данную тему на одном из заседаний районного методического объединения учителей английского языка...

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка

В настоящее время в учебных  заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...