Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Презентация.
презентация к уроку по английскому языку по теме

Чижова Елена Александровна

Любой ли человек может мыслить критически? Ж. Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условию для развития критического мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

1.      Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.

2.      Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

3.      Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

4.      Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

5.      Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

6.      Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

 

Дж. Барелл выделяет следующие характеристики. Критические мыслители:

 

- решают проблемы;

-проявляют известную настойчивость в решении проблем;

- контролируют себя, свою импульсивность;

- открыты для других идей;

- решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;

- слушают собеседника;

- эмпатичны;

-терпимы к неопределенности;

- рассматривают проблемы с разных точек зрения;

- устанавливают множественные связи между явлениями;

- терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;

- рассматривают несколько возможностей решения проблемы;

- часто задают вопросы: «Что, если …?»;

- умеют строить различные выводы;

- размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;

- строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;

- применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;

- любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;

- активно воспринимают информацию.

 

Технология критического мышления дает ученику:


- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:


- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Уроки ИЯ способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:

 информативный материал, способствующий развитию КМ;

метод (отдельный прием, стратегия) занятия. 

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только владеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках иностранного языка необходимо привлекать информацию, при которой учащийся должен осознавать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.ppt823.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 2

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ ТРЕБУЕТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КОТОРЫЕ ПРИЗВАНЫ СПОСОБСТВОВАТЬ ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ. ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Слайд 3

ЦЕЛЬ: Обучение, Развитие, Самореализация личности ребёнка

Слайд 4

ЗАДАЧИ : СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПУТЁМ НЕСТАНДАРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПОДДЕРЖАНИЕ СТОЙКОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Слайд 5

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ В центре внимания- ученик. Технология развития критического мышления способствует развитию его творческих способностей. Глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в различных ситуациях.

Слайд 6

ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ СЛЕДУЮЩИХ УМЕНИЙ : мыслить логично; выражать свою мысль, своё мнение связно, четко; запоминать и оценивать факты; формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом; уметь отстаивать свою позицию

Слайд 7

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Стадии критического мышления: Вызов Осмысление новой информации Рефлексия

Слайд 8

СТАДИЯ ВЫЗОВА ПРИЗВАНА: - АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ, - ФОРМИРОВАТЬ МОТИВАЦИЮ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, -НАСТРАИВАЕТ НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИЮ СВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ

Слайд 9

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: « МОЗГОВОЙ ШТУРМ » , « МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ » , « БИНОМ ФАНТАЗИИ » , « МЕТОД АССОЦИАЦИЙ » , « СИНКВЕЙН » , « ЭКСПЕРТИЗА » , « ЛОВИ ОШИБКУ » « ЗАГАДКА » , ИГРА « КАК ВЫДУМАЕТЕ » , « ИНСЕРТ » , « КЛАСТЕР » , « ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ » , « ОЖИВИ КАРТИНУ » , « ЗИГЗАГ » , « БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ » , « ДВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК » , « ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ » , ИГРА « ДА-НЕТКА » , « КРУГИ ПО ВОДЕ » , « ВЕРНО – НЕ ВЕРНО » .

Слайд 11

What do you know about Peter the Great a tsar St. Petersburg ships a monarch fleet a famous person a statesman

Слайд 12

Peter the Great built a powerful fleet tsar for 43 years began to trade with other countries made “a window to Europe” made the army stronger the first Russian emperor founded St.Petersburg

Слайд 13

1. Имя (название, личность, предмет, звание…) 2. Два прилагательных, описывающих эту личность 3. Описание действий (3 глагола) 4. Фраза из 4 слов, которые выражают сущность 5. Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия СИНКВЕЙН

Слайд 14

1. Имя (название, личность, предмет, звание…) Peter the Great 2. Два прилагательных, описываю- щих эту личность powerful, strong 3. Описание действий (3 глагола) made, built, improved 4. Фраза из 4 слов, которые выра-жают сущность “ a window into Europe” 5. Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия emperor (tsar , ruler ) СИНКВЕЙН

Слайд 15

МЕТОД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ Many pupils don ’ t like to go to school . Для формулирования решений ответьте на следующие вопросы: How to make school attractive for pupils? What should be changed at school? What should be teachers like? What subjects should be studied and shouldn’t be studied at school? 5) What is the school of your dream?

Слайд 16

МЕТОД АССОЦИАЦИЙ a chair, a lamp, a hat, wind. a fridge, a loud speaker, a tape, a TV set. Результат работы 1 группы : a chair in a form of a hat with a ventilator on the right and a lamp under the chair. Результат работы второй группы : a fridge with a loud speaker which informs about condition of the food with an installed tape and a TV set.

Слайд 17

If I reuse my old exercise books I can help the animals. If I always turn water off I can help to protect wildlife. If I always turn light off I can help the environment. If I don't leave glass and plastic bottles I can help not to spoil the environment. If I don't draw on the trees I can help to protect nature. If I sort my litter I can reduce using electricity. If I don't make campfires but to use a camping stove I can help the rivers. If I don't wear a fur coat I can help the forests.

Слайд 18

If I always turn water off I can help the rivers. If I always turn light off I can reduce using electricity. If I don't make campfires but to use a camping stove I can help to protect wildlife. If I don't leave glass and plastic bottles I can help to protect nature. If I don't draw on the trees I can help not to spoil the environment. If I sort my litter I can help the environment. If I don't wear a fur coat I can help the animals. MAY BE IF WILL BE IF

Слайд 19

V Уже знал I have already known it - Это меня удивило It was surprising for me + Новое It was new ? Непонятно или хотите более подробной информации I want to get more information МЕТОД INSER T

Слайд 20

We never forget to turn off lights and water. Water, heating and electricity are expensive! Our winters aren't very cold, so nobody wears fur coats. If you wear a fur coat, sometimes people from Greenpeace spray your coat with paint. "We mustn't kill animals for clothes," they say. We sort our rubbish: there are special containers for paper, tins, food, white glass, brown glass and green glass. After that special factories recycle these materials and people reuse them. We clean up after our dogs with special pooper scoopers. If we don't — the fine is £ 50. We never drop litter in the street. If somebody sees you. you have to pay a fine. When we go camping, we never make campfires. We use camping stoves. A lot of people use public transport . They don't go by cars, because firstly, cars pollute the atmosphere and secondly, because it's very difficult and expensive to park a car in a big city.

Слайд 21

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО ПО ДАННОЙ ТЕМЕ? ЧТО НОВОГО Я УЗНАЛ ИЗ ТЕКСТА ?

Слайд 22

КРУГИ ПО ВОДЕ N A T U R E

Слайд 23

N – nice A – amazing T – tidy U – unusual R – romantic E - exciting

Слайд 24

TRAVELLING Train Roller-skate Active sport Van Engine Lose way Insect repellent Niagara falls Garage

Слайд 25

Agenda for a secretary Arrange the meeting with producers Buy flowers for the manager's wife Visit the new office in the center of town Call a travel agent about the tickets Book a room in a hotel in Rome for the director Invite the clients and journalists for the presentation in the Gal­lery Print the report for the manager Remind the director about his wife's birthday Read the incoming letters for the director Choose a restaurant for the party Book a table for six for a business lunch at 1 p.m

Слайд 26

Agenda for a child Wash the T-shirts Sweep the floor Dust the shelves Not play computer games Not come home late Not watch TV for too long Call your granny Get the letters from the postbox Do homework Water the plants Eat properly Make the bed Wash the dishes Get to school on time

Слайд 27

Is it the sixt h or se venth? In April I only came once. I'll sing; you hum on key. She clothes naked babies. At last, I, Gerald, had won. Your comb is on the table. We're sending only one book. If Al concentrates, he'll win. He called Mikko a lazy boy

Слайд 28

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТОГО КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Оценочность Открытость новым идеям Собственное мнение Рефлексия собственных суждений

Слайд 29

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ РЯДА ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ: генерировать идеи; найти многовариантное решение проблемы; излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию; кратко излагать свою мысль

Слайд 30

Начало урока Объяснение нового материала Закрепле-ние Повторе-ние Рефлексия Домашнее задание кластер Инсерт Загадка кластер кластер Загадка Мозговой штурм Чтение с остановками Мозговой штурм Загадка Интеллек-туальная разминка кластер Интеллек-туальная разминка Круги по воде Круги по воде Бином фантазии Синквейн Инсерт Загадка Дерево предсказа-ний Ролевая игра Оживи картину Исследовательский проект Оживи картину Метод контроль-ных вопросов Круги по воде Бином фантазии Бином фантазии

Слайд 31

“ TEACHERS ONLY OPEN THE DOOR BUT YOU MUST ENTER BY YOURSELF” A CHINESE PROVERB


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (презентация)

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (презентация). Материал для самообразования педагогов....

Технология развития критического мышления через чтение и письмо ( презентация)

Технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, чтение и письмо; это совокупность разнооб...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....