статья "Использование интерактивных возможностей в обучении английскому языку"
статья по английскому языку на тему

Татьяна Кулинич

В данной статье показывается, каким образом рациональное использование современных технических средств позволяет восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку,

повысить мотивацию обучающихся к обучению иностранного языка, полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности и создать лучшие условия для программирования и контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_interaktivnyh_vozmozhnostey_v_obuchenii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных возможностей в обучении

 английскому языку

Работа с компьютерными программами поэтапная: демонстрация, закрепление, контроль. На примере компьютерной программы "English on holidays" рассмотрим эти этапы.

На I-м этапе - введение лексики, например, по теме "Weather". Выбираю автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:

What a beautiful day! - Какой прекрасный день!

What awful weather! - Какая ужасная погода!

Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?

What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?

It's windy! - Дует сильный ветер!

It's raining - идёт дождь

Учащиеся смотрят и слушают. Время работы - примерно 1 минута.

На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Переключаю программу с автоматического режима в обычный, щёлкаю мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. Учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы - примерно 5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах.

Компьютер помогает организовать и контроль лексики на всех этапах ее изучения. Ребята выполняют упражнения одновременно, при этом каждому ученику сразу же сообщается результат. Без применения компьютера учителю очень сложно проверить выполнение всех упражнений всеми учащимися одновременно из-за недостатка времени на уроке. Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ:

- экономия времени на проверку работы учащихся;

- снимается психологическая зависимость от учителя, "доброго" или "строгого", ученик начинает более объективно оценивать себя.

Контроль со стороны учителя заключается в непосредственном наблюдении за выполнением тренировочных упражнений. Он осуществляется на всех этапах обучения лексике за счет того, что с его помощью решается проблема обратной связи. Таким образом, создаются условия для индивидуализации и интенсификации процесса обучения лексике, обеспечивая выполнение равных по сложности упражнений всеми школьниками одновременно.

Учебный процесс с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет создать виртуальную образовательную среду.

Наиболее эффективными являются поиск информации и электронная коммуникация.

 «Интернет-урок» как  вид учебной деятельности (жанр урока). Интернет-урок направлен на тренировку всех аспектов речевой деятельности, однако более рассчитан на самостоятельную работу учащихся.

Предполагаются следующие виды заданий, для выполнения которых исполь-

зуются внешние ресурсы сети Интернет:

1. Составьте глоссарий по теме, используя электронный словарь.

2. Составьте расширенный тематический тезаурус (дефиниция, синонимы, антонимы, сочетаемость), используя электронный словарь и ресурсы Интернет.

3. Ознакомьтесь с информацией (медиафайл, гипертекст), выделите ключевые идеи и слова, передайте основное содержание текста в кратком устном резюме.

4. Найдите (в электронном словаре, в сети Интернет) тексты по

заданной теме, составьте их краткий обзор.

Планируется работа по реализации проектов в виртуальной образовательной среде.

Предполагается деятельность в поэтапной модели:

электронный лингвистический мини-проект (Iэтап), социокультурный мини-проект (II этап), интерактивный международный интернет-проект (III этап).

Первый этап обучения предполагает развитие и совершенствование

у обучающихся собственно иноязычных знаний, умений и навыков, по-

полнение словарного запаса, активизацию умений анализировать текст. Примеры тем социокультурных мини-проектов: Travel abroad, Jobs and Careers.

Долгосрочный исследовательский международного интернет-проекта ориентированн на совершенствование навыков восприятия и понимания аутентичной речи.

Для развития интерактивной компетенции будут использоваться

электронная коммуникация с помощью веб-сервисов (форум, чат, кон-

ференция, электронная почта) на изучаемом языке между учителем

 и обучающимся, между обучающимися внутри академической

группы или с внешними партнерами в рамках группового исследовательского проекта.

Необходимым видится уже проводимая сейчас предварительная подготовка к межкультурному проекту. Примеры заданий и упражнений:

1.  Определите, какие из предложенных фраз вы употребите, чтобы

согласиться, выразить сомнение, удивление, показать, что вы поняли.

Заполните пропуски этими фразами.

5. Замените речевые сигналы категоричности и уверенности на ре-

чевые сигналы некатегоричности и неуверенности, приемлемые в данной электронной дискуссии.

6. Подберите синонимы к речевым сигналам убеждения, предложения, обобщения, заключения.

7. Составьте диалог по заданным параметрам.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте.

Цель использования интернета состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Через Интернет развивается коммуникативная способность обучающихся. Происходит это благодаря вовлечению их в решение реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, что доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для пего стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-обусловленным опытом.

Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.

При введении и отработке тематической лексики использую  программу Power Point. Поэтапно: демонстрация, закрепление и контроль.

Произношение тренируем в режиме работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу.  Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе.

Сегодня компьютер на уроке - это не дань моде, а средство обучения.

Использовать ресурсы мобильной лаборатории в процессе обучения можно с различными целями:

- для объяснения нового с целью максимального усвоения материала,

- для оптимального закрепления пройденного материала,

- для улучшения контроля и самоконтроля знаний ученика.

Вывод: можно сказать, что рациональное использование современных технических средств позволяет:

Восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку.

Повышать мотивацию учащихся к обучению иностранного языка.

Полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности.

Создать лучшие условия для программирования и контроля.

Осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого учащегося.

Обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля.

Выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение.

Максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы.

При обучении и отработке грамматики, выполняя упражнение, ученик тут же может проверить правильность своего ответа. Учитель экономит время при объяснении и проверке материала, повышает мотивацию учащихся.

Обучение аудированию.

Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/proiect/tts/index.html можно выбрать один из семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, затем нужно вписать в окошко что-нибудь на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут онлайновые пособия, откуда можно запросто копировать куски текста, не утруждая себя перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но сохранить у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Интернет.

Обучение чтению.

Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности практикуем в старших классах. Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Для того, чтобы узнать, где и какие существуют газеты, можно предложить учащимся посетить страничку MEDIA LINKS, предлагающую ссылки ко множеству изданий.

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: «Интерактивные методы в обучении английскому языку»

Тема: «Знакомство». Цель: показать использование интерактивных методов  на занятиях. Задачи: Научить учащихся представляться, называть свое имя, вежливо благодарить. Развитие навыков межлич...

использование интерактивной доски в обучении английскому языку

в докладе говорится о преимуществах использования интерактивной доски на уроках английского языка...

Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников.

Интерактивные методики обучения как раз можно отнести к таким приемам стимулирования учебной мотивации обучающихся....

«Применение интерактивных технологий в обучении английскому языку»

Выстепление на районном методическом объединении учителей английского языка...

Интерактивные технологии в обучении английскому языку.

Интерактивные методы в преподавании иностранного языка: опыт, традиции, инновации....

Интерактивные методы в обучении английского языка

Программа по иностранному языку для общеобразовательных школ ставит перед педагогами важную задачу – развивать самодостаточную функционально – грамотную личность, сформировать у учеников у...