Повышение эффективности преподавания иностранного языка
статья по английскому языку по теме

В статье затронуты основные принципы  личностно-ориентированного , воспитывающего обучения :  стремление вызвать у учащихся мотивацию к  иностранному языку ,  формирование положительного отношения к учебному процессу , обеспечение психологического климата. Большое внимание уделяется  формированию таких  интегральных  умений , как ведение дискуссии  , участие в дебатах  , работе в группах  , разрешению конфликтных ситуаций , реализации  коммуникативно-когнитивного подхода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Аникина Валентина Николаевна , учитель английского языка ,               ГБОУ СОШ № 104 , Почетный работник  общего образования.                                 e-mail : vanikina 104@gmail.com

В статье рассматривается основные методы  повышения эффективности преподавания  иностранного языка  . Особое внимание уделяется развитию и контролю коммуникативных умений учащихся : традициям  и перспективам.

Статья

 «Повышение  эффективности преподавания  иностранного языка в школе»

«Эффективность обучения предполагает  ясность  , четкость понятий , которым оперирует человек ; определенность и конкретность мышления ; умение видеть неопределенность и находить  ее причины ; осознание  связей между предметами и явлениями , а также действенных тенденций в развитии процессов ; способность предвидеть развитие событий на основе анализа научных тенденций .»

                                ( Б. М. БИМ-БАД )

Изучение  иностранного языка – это рост уровня интеллектуального и психологического развития. Основные противоречия современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний  в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.

Педагогическая теория в настоящее время  отказывается от абсолютного образовательного идеала – всестороннего развития личности и осуществляет переход к  новому идеалу - максимальному развитию способностей  человека к самообразованию и  саморегуляции.

Учебный процесс строится на основе принципов личностно – ориентированного  , воспитывающего  обучения .

Основные принципы :

- стремление вызвать у учащихся мотивацию ;

- учить диалогично;

- учет психологических особенностей  ;

- способствовать рефлексии и оцениванию самими учащимися своего процесса ;

- формирование положительного отношения к учебному процессу ;

- обеспечение психологического климата .

Программа  обеспечивает совершенствование  коммуникативной компетенции  , речевую практику рецептивного ( чтение , аудирование ) и продуктивного ( говорение , письмо ) плана , а также  актуализацию и систематизацию языковых , речевых и социокультурных знаний , умений и навыков , обеспечивающих функциональную грамотность.

Общеобразовательная  , развивающая т воспитательная цели решаются  через практическую цель. Практическая цель  является  доминирующей  , ведущей .

Только через  овладение  обучающимися  иностранным языком  как средством общения они  могут быть  реализованы .

Выбранный  школой учебник  « Spotlight» позволяет овладеть  английским языком  на уровне   , соответствующем  требованием  Государственного стандарта  для общеобразовательных школ . УМК « Английский в фокусе»  дает  прекрасную возможность  привлечения цифровых технологий в повседневную практику .  Одним  из видов заданий , который помогает  обучающимся  формировать  навыки  интерактивного  взаимодействия  , развивая при этом умения письменной речи, - написание электронных писем. Так  достаточно неформально начинается  сотрудничество со сверстниками, одноклассниками и учителями. Общение посредством электронных писем в какой-то мере освобождает учащихся от строгих правил написания обычного письма, помогает создавать, анализировать и воспроизводить информацию, генерировать идеи более легко и эффективно.
УМК «Английский в фокусе»  предлагает  множество упражнений на написание электронных писем.
Главное при выполнении этих заданий - настоять на том, чтобы учащиеся написали и прислали своему учителю ( или однокласснику) именно электронное письмо. Текст, написанный от руки в тетради, не годится.

Используя электронную почту, учащиеся получают навыки современного общения, используя один из самых популярных сегодня видов связи. Ведь в мире бизнеса, образования, политики и технологии  электронная почта  давно и успешно  заменила собой голосовые или бумажные средства связи.

Научившись общаться  при помощи  электронных писем, наши ученики смогут  оперативно  взаимодействовать с учителями при выполнении различного рода проектов  и творческих работ  в удобное для тех и других время.

Электронный документ можно редактировать прямо в процессе написания письма,  в том числе  совершенствовать лексические и грамматические структуры.

Применение цифровых технологий развивает когнитивные навыки высокого уровня и формирует атмосферу  сотрудничества между учениками, классом и учителем. Однако следует помнить, что использование технологий не является  ответом  на все имеющиеся вопросы и решением всех возможных проблем. Что действительно  имеет значение – это для чего и с какой целью мы используем мультимедийные средства.

Тематика текстов и задания УМК отвечают потребностям и интересам  учащихся. Большое внимание уделяется  формированию таких интегральных умений  , ведение дискуссии ,участие в дебатах и спорах . работа в малых группах , разрешение конфликтных ситуаций .Реализуется коммуникативно-когнитивный подход , используется  комбинация современных и традиционных техник.

Темы учебного пособия затрагивают  важные вопросы  :

- проблемы подросткового возраста ; ( Strong Ties )

- проблемы экологии  ; (Earth  Alert)

- наука и прогресс  ;  ( Technology )

- как учить  иностранные языки    ?  (  Let us Have Fun )

- почему так важно изучать  английский язык ?

- здоровый  образ  жизни  ( Food and Health).

Выполняется ряд упражнений для проверки грамматики и лексики по темам и в конце  раздела предлагается  материал  для обсуждения, написание  эссе, в котором  обучающиеся выражают свои суждения  о важности   той или иной проблемы .

  Главной целью этих уроков является осознание обучающихся необходимости  выделения  главного , аргументация своей точки зрения .

Завершающий этап – проекты .

Опыт показывает , что работа  над проектами  дает возможность  проявить себя даже слабым и зачастую пассивным  в процессе обучения ученикам  ,способствует развитию  их творческих  , художественных задатков , позволяет им самовыразиться  , получить моральное  и эмоциональное  удовлетворение .

Обучающиеся составляют проекты .Выполняются такие работы  с помощью компьютеров , привлекается  фантазия и воображение .Выставляются лучшие работы обучающихся .Формируются такие интегральные умения , как ведение дискуссии , выражение собственных идей и профессиональная ориентация в обучении .

 Раздел  : « Schools and Work » представляет особый интерес для старшеклассников   при  выборе  будущей  профессии  , это :

Applying for a Job  ;

A letter of an application and  CV  ;

A job interview  ;

Asking for a Pay Rise  ;

На этом этапе обучающиеся связывают темы с будущими профессиями , учатся писать заявление ,резюме , заполнять анкеты и рассказывать о своей профессии . Продолжается работа с усвоением лексики и грамматики .

Учебник « Spotlight» содержит большое количество лексических единиц ,грамматических структур , что приводит к перегрузке обучающихся , вызывает трудность усвоения учебного материала , и ,как следствие  , пропадает интерес к изучению предмета и уверенность в  себе ,нежелание трудиться .

В решении  этой проблемы в какой – то мере помогает дифференциация знаний и умений , целью которой является обеспечение каждому обучающемуся базового уровня подготовки . Создание  благоприятных условий всем ,кто проявляет интерес к обучению .

На уроках 10-15 минут отвожу работе с карточками  .  Каждый обучающийся  получает задание в соответствии с уровнем подготовки , умений и , знаний  и выполняет задания самостоятельно.

Огромную роль в повышении  эффективности преподавания  иностранного языка играют интегрированные уроки. Интегрированный урок  объединяет  преподавателей различных дисциплин , что позволяет значительно  активизировать учебный процесс и установить наглядные межпредметные связи. Например , у нас тесная связь с предметом информатики . Даются задания :

- напечатать текст ;

- перевести ;

- составить предложения ;

- задать вопросы  и т.д.

Обучающиеся запоминают орфографию  ,овладевают  новой лексикой ,  учатся общению , самовыражению , умению вести диалог . Самостоятельно организовывают  свою работу , помогают друг другу . Получают оценки и по английскому языку и по информатике .

Коммуникативные игры , используемые на уроках ,обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый материал в речевых ситуациях , моделирующих и имитирующих реальный процесс общения .

В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание , включающее языковую , коммуникативную и деятельную задачи .

Решение языковой задачи  предусматривает  формирование или совершенствование речевых навыков  в процессе целенаправленного использования заданного материала речевой деятельности .  Коммуникативная задача заключается в обмене  информацией  между  участниками игры в процессе совместной речевой деятельности , деятельностная моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров .

Для подросткового возраста характерны колебания самооценки , самосознание ребенка во многом зависит от внешних оценок. Здесь важно перечислить внепрофессиональные способности :

 - функциональное мышление :

- умение добывать информацию и работать  с ней ;

- способность общения ;

- способность работать в группе.

Необходимо учитывать возрастные особенности учащегося ,состояние его здоровья , способность получения информации , способ переработки информации, особенности памяти , внимания , эмоциональность  и т. д.

Для повышения эффективности преподавания  необходимо  определить  цели и условия обучения  в рамках конкретной реализации коммуникативного подхода  , их отличия от традиционных  ,стандартных .

В условиях интенсивного обучения , когда целью  и обеспечением эффективности является  комплексное  развитие всех видов речевых навыков и умений , важен контроль  эффективности обучения ,т.е. эффективная оценка уровня  владения  тем или иным конкретным навыком . В обучении  контроль имеет основные функции : установление  степени владения каким-либо навыком , выявление возможного отставания , а также соотнесенность  владения  различными навыками . Контролируются как знания , получаемые в процессе образования  , так и навыки употребления языкового материала  ,грамматические навыки , понимания речи на  слух , навыки чтения и т.д.

Можно использовать следующие способы  контроля : входное тестирование

( в начале учебного года ) для контроля уровня усвоения материала предыдущего года , промежуточное тестирование  ( в конце первого полугодия ) для уровня усвоения нового материала и  итоговое тестирование  ( в конце учебного года ) для контроля всего учебного материала .

Один из способов эффективности обучения – это терпимое отношение к ошибкам и их исправления. Предлагается гибкий подход к оценке ошибок  в зависимости  от причин  их появления  , степени отклонения от нормы ,частоты их повторения . Ошибка должна быть объектом жесткого контроля и исправления в тренировочных и подготовленных или тщательно управляемых учителем видах работы. Но в спонтанной, неподготовленной, свободной речи отношение к ошибке должно быть  диалектическим в зависимости от того ,насколько она препятствует общению. Если ошибка терпима, не следует «разрывать» речь, а исправлять ошибку во время коррективной работы . Отношение учителя и обучаемого к ошибкам должно быть позитивным и конструктивным – ошибки вполне естественны, и они помогают правильному овладению языковым материалом .

  Правильная организация урока эффективно влияет на результат обучения иностранному языку. Урок должен быть:

-целенаправленным
-мотивированным
-эмоциональным
-игровым
-должны присутствовать новизна, чувство радости
-деятельный подход ( проектные задания )
-иметь профессиональную направленность

Упражнения и методические приемы:

-повторительные
-подставочные и конструктивные
-трансформационные
-упражнения для активизации лексики
-для контроля рецептивных  грамматических навыков
-на преодоление фонетических трудностей восприятия и т.д.

Например:

-Do you like or  …

 Would you like?
-Make questions  !
-Find the word or phrase in the article, which means the same as the following …
-Fill in the gaps, using words and expressions from the box
-Complete the sentences ;
-Answer the questions ;
-Choose the correct word  ;
-Do the «arrow» crossword  ;
-Finish the  sentences , etc .

                                                     
Вывод: 

  Итак, основные методы повышения эффективности преподавания иностранных языков:

1. Постановка четких целей и задач перед учащимися, их осознание и выполнение на каждом уроке .

2. Индивидуальный, дифференцированный подход к каждому учащимся с учетом:

-уровня его подготовки  ;
-психологических особенностей  ;
-интереса к обучению ;
-особенностей памяти, внимания  ;
-способностей получения информации и ее переработки  ;
-состояния здоровья .

3. Использования различных упражнений и методических  приемов.
4. Профессиональная направленность в обучении иностранному языку.
5. Практическое применение иностранного языка.
6.Оценка , самооценка.
7. Нетрадиционные формы контроля.
8. Терпимое отношение к ошибкам и их исправления.
9. Формирование положительного  отношения к учебному процессу и обеспечение психологического климата в группах.
10. Интегрированные уроки, коммуникативные игры.


                                             Литература:

1. Маслыко Е.А.,  Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И.
настольная книга преподавателя иностранного языка – М., 1997 год.
2. Мильман Р.Г. Контроль уровня сформированности у обучаемых коммуникативных навыков. // Иностранные языки в школе – 1998 – N 5.
3. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельности в группе на этапе формирования навыков иноязычного общения. // Иностранные языки в школе -1998 – N 5.
4. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе – М.,1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня как средство обучения и повышения мотивации к изучению иностранного языка. Примерная программа кружка для изучающих английский или немецкий язык.

Музыка играет в жизни современного подростка гораздо более значительную роль, чем это можно представить себе на первый взгляд. То, какую музыку выбирает подросток, свидетельствует о его принадле...

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке ...

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПОВЫШЕНИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Приходкина Олеся Александровна учитель английского языка МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

В последнее время на страницах публикаций все глубже разрабатываются проблемы роли учебной мотивации и личностно-ориентированного взаимодействия в процессе межличностных контактов профессиональной пед...

Занятия в Клубе знатоков английского языка как способ повышения мотивации изучения английского языка

Выступление на педагогическом совете по вопросу повышения уровня мотивации обучающихся....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...