Метод проектов на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку по теме

Манакова Елена Анатольевна

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

             Конечно, организация учебной деятельности не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное при обработке навыков и умений  их практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела метод проектов, он должен все тщательно продумать и разработать.

          Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал или дать рекомендации школьникам, где его  можно найти, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках английского языка

Познавательные универсальные учебные действия.

  Исследовательские и проектные действия. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющие следующие особенности:

1.Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность  должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, не только развитие их способностей, но  на создание продукта, имеющего значимость для других.

2. Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладеют нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить  от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

3. Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

Исследовательские и проектные работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации.

Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения – непременной основы творчества.

Исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам следует отнести:

  • практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности (как правило, результаты исследовательской, а в особенности проектной деятельности имеют конкретную практическую ценность, предназначены для использования);

структуру проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:

- анализ актуальности проводимого исследования;

- целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;

- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

- планирование, определения последовательности и сроков работы;

- проведение проектных работ или исследований;

- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

- представление результатов в соответствующем использованию виде;

  • компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирования умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности (не успешности) исследовательской деятельности.

Наряду с общими чертами проектной и исследовательской деятельности существует и специфические черты, т. е. различая, которые заключаются в следующем. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования, как правило, организуется поиск в какой-то области, а на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем продукте, планирование процесса создания продукта и реализация этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Ярким примером проектных работ школьников могут быть разработки компьютерных учебных пособий, выполненных самими школьниками по какой-то определённой теме по химии, физике, биологии, литературы и т. д. Такого рода разработки следует однозначно отнести к проектной деятельности, поскольку результат этих работ чётко определён, возможности применения продукта этой деятельности также несомненны – для учащихся школы при подготовке к урокам, к итоговому контролю, к экзаменам и для учителя при работе в классе. Социальная значимость добросовестно выполненного проекта тоже очевидна.

 Проектная методика и формы работы на уроке английского языка.

           Метод проектов  приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное  мышление ребенка и научить его не просто  запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Следует помнить, чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными  интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

Проектная методика-есть  личностно- ориентированная технология.

          Эта работа связана со знанием и позволяет активизировать личностный потенциал учащихся. Основана на идее взаимодействия в группе при которой, учащиеся несут ответственность друг за друга, решая ту или иную проблему. Р+Т+Р1,2,3,4.

Различают следующие типы проектов.

  1. Творческие (сочинения, сказки, рассказ, перевод какого-либо произведения на родной язык.).
  2. Игровые и ролевые проекты (сочинения своей пьесы или игры).
  3. Информационные и исследовательские проекты.
  4. Практико-ориентированные.

       Работа с  проектами    имеет следующие этапы.

  1. Подготовительный, он  включает:
  1. Планирование проекта в рамках тем программы.
  2. Выдвижение идеи учителем на уроке.
  3. Обсуждение идеи учащимися, выдвижение ими своих идей, аргументирование своего мнения.
  1. Организация работы:
  1. Формирование микрогрупп.
  2. Распределение заданий в микрогруппах.
  3. Практическая  деятельность учащихся в рамках проекта.
  1. Завершающий этап:
  1. Промежуточный проект (при длительном проекте).
  2. Обсуждение способа оформления проектов.
  3. Документирование проекта.
  4. Презентация проекта.
  5. Подведение итогов: обсуждение результатов, выставление  оценок.

           При  организации работы учащихся с использованием приемов  проектной методики важно иметь в виду следующее:

  1. Процесс работы не менее   важен, чем ее результат.
  2. Допустимость выполнения проектных работ в индивидуальном темпе создает возможности для развития личности.
  3. Комплексный характер деятельности впроектом обучении создает  условия  для сбалансированного развития основных физиологических и психологических  функций школьника.
  4. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого.

             Конечно, организация учебной деятельности не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное при обработке навыков и умений  их практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела метод проектов, он должен все тщательно продумать и разработать.

          Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал или дать рекомендации школьникам, где его  можно найти, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом.

Список используемой литературы:

1) Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий.- Москва : Просвещение, 2011

2). Чечиль И. Метод проекта. - 1998. - № 3,4.

3). Заир-Бек. Е.С. Основы педагогического проектирования. - СП. б., 1995.

4). Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.

5). Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.

8). Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.

9). Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Метод проектов на уроках английского языка".

Выполнение проектов на уроках способствует реализации основных целей и задач обучения иноязычной культуре,предоставляет возможность участия каждого обучающегося в создании общего продукта деятельности...

Метод проектов на уроке английского языка

Материал для учителя английского языка по методу проектов на уроке английского языка (теоретическая часть)....

Метод проектов на уроках английского языка

Виды проектов в обучении языку, этапы работы над проектом......

Метод проектов на уроках английского языка

Задачи работы:  1. Раскрыть сущность метода проектов.2. Охарактеризовать основные требования к его применению и этапы разработки.3. Познакомить с опытом применения данного метода на практик...

Презентация по теме "Метод проектов на уроках английского языка"

Презентация по теме "Метод проектов на уроках английского языка"...

Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и конт...

Метод проектов на уроке английского языка. Работа над проектом "Красная книга"(6 класс)

В материале приводится описание работы над проектом "Красная книга" в 6 классе школ с углубленным изучением английского языка...