пояснительная записка к тематич планированию во 2 классе Кауфман
календарно-тематическое планирование по английскому языку по теме

Фабричная Ирина Александровна
Пояснительная записка
к учебнометодическому комплекту “Happy English.ru”
для 2-го класса
1. Назначение УМК
УМК “Happy English.ru” для 2-го класса входит в 
состав завершенной предметной линии “Счастли-
вый английский.ру” / “Happy English.ru” для 2–11-х 
классов, которая охватывает начальную, основную 
и старшую школу, обеспечивая преемственность 
между различными этапами обучения английскому 
языку.
УМК“Happy English.ru” для 2-го класса является 
первым в комплекте УМК для начальной школы. 
Курс рассчитан на 68 часов, включая резервные. 
При этом объем и структура построения обеспечи-
вают возможность организовать обучение в рамках 
как расширенного, так и сокращенного учебного 
плана, поскольку в учебных планах школ на об-
учение английскому языку в начальной школе от-
водится разное количество часов.
Содержание курса отбиралось в строгом соот-
ветствии с требованиями ФГОС начального обще-
го образования (с изменениями и дополнениями 
на февраль 2011 г.) и Примерной программы для 
начальной школы. При этом предметное содержа-
ние („Я и моя семья“, „Мир моих увлечений“, „Я 
и мои друзья“, „Моя школа“, „Мир вокруг меня“, 
„Страна изучаемого языка“) обеспечивает необ-
ходимый уровень отработки предъявляемого язы-
кового, речевого, социокультурного материала в 
сбалансированной системе с учетом возрастных 
особенностей.
Данный УМК опирается на единую систему 
психолого-педагогических принципов и последова-
тельно воплощает единые методические принципы 
всего курса для 2–11-х классов. Это облегчает пре-
емственность между разными этапами обучения.
Содержание курса строится по сюжетно-те-
матическому принципу, согласно которому наи-
более типичные коммуникативные задачи, ре-
шаемые детьми обучаемого возраста, помещены 
в контекст наиболее близкой им сферы деятель-
ности — волшебного приключения в стране из-
учаемого языка.
При рассмотрении каждой темы принципиально 
важной для авторов позицией является не перечис-
ление изолированных сведений об англоязычной 
культуре, реалиях и традициях страны изучаемого 
языка, а постоянное сравнение и сопоставительный 
анализ англоязычной и русско-язычной культур, 
неотъемлемой частью которых является осознание 
роли языка.
2. Структура УМК
УМК состоит из учебника, книги для учителя, двух 
рабочих тетрадей с раздаточным материалом и 
аудиоприложения (CD MP3).
2.1. Учебник
Учебник состоит из 68 уроков и посвящен фор-
мированию базовых навыков техники чтения и 
орфографии, работе над произносительными, лек-
сическими и грамматическими навыками. В конце 
учебника помещен англо-русский словарь.
В учебнике предусмотрены резервные уроки 
для того, чтобы обеспечить учителю возможность 
выбирать темп прохождения материала в соответ-
ствии с индивидуальными особенностями конкрет-
ного класса. Отдельно выделяются упражнения 
для домашней работы.
На 2 и 3 страницах обложки помещен иллюстри-
рованный алфавит. На стр. 124, 125 (часть первая) 
и на стр. 121, 122 (часть вторая) помещены правила 
чтения английских букв и буквосочетаний.
2.2. Книга для учителя
В книге для учителя объясняется авторская кон-
цепция курса и предлагаются практические по-
урочные рекомендации для учителей по органи-
зации и проведению занятий во 2-м классе. Книга 
состоит из пояснительной записки, краткого опи-
сания особенностей работы по четвертям с при-
мерными поурочными разработками. В книге для 
учителя предлагается тематическое планирование 
разделов и уроков с выделением языкового, рече-
вого и социокультурного материала. В книгу для 
учителя также помещены ответы к отдельным 
упражнениям и контрольным заданиям, а также 
тексты аудиозаписей. Ответы к упражнениям и 
контрольным заданиям помещены в книгу для ро-
дителей, которая будет опубликована в 2012 году.
Разрабатывая книгу для учителя, авторы ста-
рались учесть потребности учителя английского 
языка массовой средней школы. В настоящее вре-
мя большой процент учителей английского языка 
HHEru2TB_zapiska.indd 4 Eru2TB_zapiska.indd 4 225.01.2012 19:16:22 5.01.2012 19:16:22Пояснительная записка 5
не имеет специальной педагогической и языковой 
подготовки, одновременно преподает английский 
язык и получает второе или дополнительное выс-
шее образование, то есть может испытывать ряд 
объективных трудностей при работе с языковым, 
речевым и социокультурным материалом. Даже те 
учителя, которые имеют базовое филологическое 
и лингвистическое образование, испытывают це-
лый ряд сложностей при работе с УМК по англий-
скому языку нового поколения. Большая учебная 
нагрузка не позволяет им регулярно повышать 
свою профессиональную культуру и восполнять те 
пробелы в плане социокультурной и коммуника-
тивной компетенций, которые были обусловлены 
старой парадигмой вузовского образования. Ав-
торы постарались максимально облегчить работу 
учителя и сократить время подготовки к уроку. 
Для этого:
• тематическое планирование дает учителю 
необходимую информацию о последователь-
ности, темпе, распределении прохождения ма-
териала по разделам в течение года;
• учебник построен в виде готового плана урока, 
где количество и последовательность распо-
ложения заданий ориентированы на реальное 
учебное время урока;
• упражнения построены по принципу: каждое 
предыдущее упражнение является опорой для 
выполнения последующего;
• учащиеся получают необходимые разъяснения 
и подсказки, памятки-инструкции, связанные 
с технологией выполнения незнакомых или 
сложных заданий в учебнике, что снимает с 
учителя задачу их самостоятельной разработ-
ки;
• в учебнике и рабочей тетради обеспечено си-
стематическое повторение ранее пройденного 
материала, как на уровне лексики и граммати-
ки, так и на уровне страноведческой информа-
ции, следовательно, учителю нет необходимо-
сти самостоятельно разрабатывать дополни-
тельные упражнения;
• раздел контроля заменяет необходимость раз-
работки контрольных работ, а ответы, кото-
рые предлагаются в книге для учителя, призва-
ны сократить время на проверку правильности 
выполнения учебных заданий. По желанию 
учителя контроль можно заменять само- и вза-
имоконтролем в тех случаях, когда учитель 
считает это педагогически оправданным;
• система разрезного дидактического материла 
(раздел „Вырежи“), предложенного в рабочей 
тетради, обеспечивает учителю возможность 
работать в разноуровневых группах и больших 
классах в различных режимах (групповом, пар-
ном, индивидуальном);
• в поурочных методических рекомендациях 
сформулированы цели и задачи каждого урока.
2.3. Рабочие тетради
Рабочие тетради предназначены для выполнения 
письменных заданий как под руководством учите-
ля, так и самостоятельно в ходе выполнения до-
машней работы. Задания в рабочих тетрадях не 
являются дополнительными — выполнение таких 
заданий в полном объеме обеспечивает всесто-
роннюю отработку учебного материала и фор-
мирование прочных навыков. Помимо основного 
материала рабочие тетради включают в себя раз-
резной дидактический материал раздела „Выре-
жи“, предназначенный для групповой и индивиду-
альной работы.
2.4. Аудиоприложение (CD MP3)
Аудиоматериалы включают в себя задания и тексты 
для обучения детей произносительной стороне речи 
и развитию аудитивных умений и навыков, а также 
произведения детского фольклора. Аудиоматериа-
лы начитаны профессиональными актерами — но-
сителями языка. В записи песен принимали участие 
также профессиональные музыканты.
УМК имеет интернет-поддержку на сайтах www.
titul.ru и www.englishteachers.ru, что дополнительно 
обеспечивает возможность использования совре-
менных ИКТ технологий.
3. Особенности УМК
Данный УМК предназначен для первого года 
обучения и в полной мере учитывает необходи-
мость совместной деятельности образовательного 
учреждения в лице учителя и семьи по развитию, 
воспитанию и эффективному обучению. Это обе-
спечивается за счет русскоязычного поурочного 
комментария, в доступной и увлекательной форме 
поясняющего все изучаемые явления английского 
языка, что позволяет родителям контролировать 
учебную деятельность своих детей.
Ученик с первых уроков получает возможность 
самостоятельных учебных действий, учится осо-
знавать и развивать личную ответственность, в 
том числе в сфере учебной деятельности на основе 
представлений о нравственных нормах. Ведется 
целенаправленная работа по формированию ува-
HHEru2TB_zapiska.indd 5 Eru2TB_zapiska.indd 5 225.01.2012 19:16:23 5.01.2012 19:16:236 Пояснительная записка
жительного отношения к иному мнению, языку, 
истории и культуре других народов.
3.1. Сквозная сюжетная линия
Сквозная оригинальная сюжетная линия, начина-
ющаяся в УМК для 2-го класса и продолжающаяся 
в последующих учебниках для начальной школы, 
является особенностью содержательного постро-
ения курса и обеспечивает эффективность подачи 
учебного материала, реализацию всех учебных, 
образовательных и воспитательных целей и задач.
Вместе с россиянкой Аней учащиеся 2-го клас-
са попадают в Англию, где, как и их ровесница, 
впервые знакомятся с Лондоном, его жителями, со-
временными реалиями и историей города и страны, 
а главное — начинают осознавать реальную необ-
ходимость изучения английского языка. Г ероине 
книги Ане так хочется пообщаться со своими ан-
глийскими сверстниками, что происходит чудо — 
пролетавший мимо волшебник-ворон по имени 
Седрик берет девочку в свои ученицы и переносит 
ее в волшебную страну английского языка. В этой 
стране оживают буквы и слова; Аня узнает об их 
характере и взаимоотношениях, а Седрик мягко 
направляет и поддерживает девочку.
3.2. Игровые компоненты УМК
Игры и игровые компоненты являются неотъ-
емлемой частью всей предметной линии “Happy 
English.ru”. Это и настольные игры „ходилки“ раз-
ного типа, лото, бинго, кроссворды, лабиринты, 
ленты слов, раскраски, викторины, шифровки и 
т. п., и традиционные подстановки букв, слов, 
скрамблы и др., и подвижные, ролевые игры, в 
том числе с элементами театрализации.
Все эти виды игр снабжены необходимыми ин-
струкциями и раздаточным материалом и в учеб-
нике, и в рабочих тетрадях, важную часть которых 
составляет раздел „Вырежи“. В нем содержится 
готовый раздаточный материал. Работа с ним на-
чинается уже со 2-го урока, и большая часть пред-
полагает многофункциональное и неоднократное 
использование. В связи с этим учителю сразу стоит 
настроить детей на сохранение раздаточного ма-
териала.
Для поддержания мотивации всех детей к уча-
стию в обучающих и образовательных играх учи-
телю следует учитывать психофизические особен-
ности детей и регулярно повышать роль личных 
достижений каждого ребенка (не отрицая, конеч-
но, значения соревновательности), подчеркивая их 
индивидуальность. При этом можно использовать 
прием самооценки, постепенно приучая учеников 
осознанно выбирать себе оценку за конкретные 
личные достижения. Любому ребенку важно чув-
ствовать себя успешным не на словах, а на деле.
При проведении групповых, командных игр и 
проектов, например, очень полезно разъяснять 
важность вклада каждого члена команды, участ-
ника игры, в общий результат. Это способствует 
поддержанию интереса и вовлечению в игру всех 
детей. Дети не будут терять интереса и стремления 
участвовать в игре (а значит, и в учебном процессе) 
из-за часто формирующегося у детей представ-
ления о невозможности конкурировать с явными 
лидерами класса, группы. А в лидерах будет фор-
мироваться осознание важности каждого члена 
группы или команды в групповой игре.
Такой подход позволит наиболее эффективно 
реализовывать все возможности игрового компо-
нента УМК для достижения целей и задач в об-
учении английскому языку.
3.3. Наглядность учебного материала 
Образному компоненту в данном УМК отводится 
особая роль. Прекрасные иллюстрации, гармонич-
но включенные в контекст, обеспечивают нагляд-
ность учебного материала. Рисунки, фотографии, 
таблицы даются в четком соответствии с целями 
и задачами конкретного урока и отличаются вы-
сокой функциональностью.
Буквы, звуки, части речи и члены предложения 
превращены в оригинальных персонажей страны 
английского языка. У каждой буквы и звука есть 
запоминающееся лицо, характер, привычки.
Такой методический прием облегчает процесс 
обучения и запоминания букв и звуков, превращая 
процесс обучения в увлекательное занятие.
В стране глаголов DoDidDone ученики вместе 
с героиней сюжетной линии Аней путешествуют 
по временам-городам и, играя с глаголами-драко-
шами, легко запоминают грамматические правила. 
При этом цвета, используемые в образе дракош, 
становятся дополнительной ассоциативной опорой 
так же, как красный цвет „злой собачки“ not.
Использование образов при объяснении грам-
матических явлений позволяет:
— снять психологический языковый барьер, пред-
лагая достаточно сложную информацию в более 
простом и понятном виде;
— дать образно-визуальное представление о грам-
матических структурах;
HHEru2TB_zapiska.indd 6 Eru2TB_zapiska.indd 6 225.01.2012 19:16:24 5.01.2012 19:16:24Пояснительная записка 7
— использовать их в качестве опор-символов, 
поскольку содержат квинтэссенцию учебных 
задач отдельных уроков;
— стать основой для организации различных ви-
дов деятельности как речевых, так и неречевых 
в процессе усвоении учебного материала при 
использовании фронтальных, групповых и пар-
ных форм работы;
— учащимся с пониженным вниманием сосредо-
точиться на сути урока;
— стать ассоциативной опорой при выполнении 
домашнего задания.
Не менее важной составляющей образного 
компонента является аудиосопровождение, в том 
числе эмоционально окрашенные диалоги, песни, 
создающие музыкальные образы, а также исполь-
зование создаваемой обучающей компьютерной 
программы “Happy English.ru” и материалов ин-
тернет-поддержки www.englishteachers.ru.
3.4. Социокультурная осведомленность 
и воспитательная направленность
Авторы рассматривают эти две позиции как вза-
имозависимые и взаимообусловленные. В УМК 
особое внимание уделяется задаче формирова-
ния социокультурной осведомленности учащихся. 
Принципиально важной позицией для авторов яв-
ляется то, что анализ и расширение социокультур-
ных знаний и умений строятся сквозь призму вос-
приятия британской культуры гражданами России. 
Эта позиция отражена в самом названии учебника 
“Happy English.ru”.
Прямое значение аббревиатуры ru — сокраще-
ние от слова Russia (Россия), принятое в компью-
терной терминологии. Т аким образом, аббревиа-
тура ru сообщает о том, что это учебник третьего 
тысячелетия — века компьютерных технологий 
и поразительных открытий, который отражает 
современные тенденции в изучении английского 
языка и дает навыки, действительно необходимые 
в ситуациях реального общения.
Эта аббревиатура имеет и другое, принципиаль-
но важное для авторов значение. Как уже отмеча-
лось, одной из современных тенденций в обучении 
английскому языку является переосмысление тра-
диционных технологий, нацеленных на обучение 
абстрактному „идеальному“ варианту английского 
языка. В обучении необходимо ориентироваться 
на особенности конкретных стран, их культуры и 
языка. Данный учебник создан специально для рос-
сийских школ и учитывает менталитет российского 
учителя и особенно ученика, ориентирован на их 
реальные возможности и особенности восприятия 
иностранного языка и иноязычной культуры.
Формирование и развитие социокультурной 
компетенции и воспитание достойных граждан 
России является важнейшей задачей данного учеб-
ного курса.
Одной из целей формирования социокультурной 
компетенции является научить учащихся представ-
лять свою культуру и свою страну на изучаемом 
языке, уметь с уважением относиться к другим 
культурам и гордиться своей страной, уметь со-
существовать в быстро изменяющемся мире, в то 
же время оставаясь носителем культуры своей 
страны. Можно сказать, что формирование со-
циокультурной компетенции является одним из 
ключевых факторов в воспитании патриотизма у 
школьников.
Большое значение в УМК уделяется отбору со-
циокультурной информации, которая, по замыслу 
авторов, должна представлять элемент новизны 
и развивать способность к логическому мышле-
нию, развитию языковой догадки, воображения, 
способности оценить многообразие и гармонию 
окружающего мира в совокупности разнообразия 
различных культурных моделей.
Сюжет учебника позволяет познакомить уча-
щихся с бытом, реалиями и культурой как совре-
менной Великобритании, так и с ее историческим 
прошлым.
Вся информация дается строго дозировано и с 
учетом возрастных возможностей учащихся 2-го 
класса, поэтому большая часть страноведческо-
го материала дается в виде рассказов сказочного 
ворона Седрика и вписана в главную сюжетную 
линию учебника.
3.5. Использование стихов и песен
В УМК широко используются авторские стихи и 
песни, которые помогают непроизвольному запо-
минанию не только активной лексики, но и новых 
грамматических конструкций.
4. Учебно-методические положения, 
на которых построен УМК
С учетом реальной практики преподавания ино-
странного языка в общеобразовательных россий-
ских школах, а также особенностей мышления, 
памяти и речевого развития младших школьников 
в основу УМК положен принцип — от языка к 
HHEru2TB_zapiska.indd 7 Eru2TB_zapiska.indd 7 225.01.2012 19:16:24 5.01.2012 19:16:248 Пояснительная записка
речи. В УМК “Happy English.ru” сделан акцент 
на сознательное (осознанное) изучение структуры 
изучаемого иностранного языка с опорой на уже 
сформированные языковые и речевые навыки и 
умения на родном языке у учащихся 2-го класса. 
Т аким образом, в основе построения данного курса 
лежат следующие принципы:
• сознательность в изучении языковых и речевых 
особенностей иностранного языка;
• опора на родной язык (с последовательным 
уменьшением доли его использования в про-
цессе изучения курса);
• посильность, что проявляется в строгом до-
зировании и поэтапности формирования на-
выков и умений;
• дифференциация и интеграция, что определяет 
переход от простых изолированных навыков в 
отдельных видах речевой деятельности к более 
сложным и интегративным коммуникативным 
действиям;
• активность в процессе выполнения учебных 
(проблемных и проектных заданий);
• автономия учащихся, их инициатива в поис-
ке правильного решения при столкновении с 
трудностями и ошибками в процессе овладения 
иностранным языком;
• наглядность в предъявлении и отработке язы-
ковых и речевых структур;
• образовательная и воспитательная ценность 
содержания предлагаемых упражнений и за-
даний;
• социокультурная направленность и междисци-
плинарность в отборе учебного материала;
• многократность повторения изученных язы-
ковых структур и речевых моделей;
• последовательный переход от языка к речи;
• диагностирующая, а не оценочная функция 
контроля.
Важным условием эффективного использова-
ния УМК, реализации всех заложенных в нем воз-
можностей является обязательное комплексное 
использование всех его компонентов — учебни-
ка, рабочих тетрадей, аудиоматериалов, интер-
нет-поддержки. Все компоненты методически 
взаимо связаны, нет случайных развлекательных 
песен, стихов, упражнений, игр. Каждый элемент 
работает во взаимосвязи с другими для наиболее 
эффективного достижения целей и задач и вовле-
чения в обучение всех учащихся за счет включения 
всех каналов восприятия информации.
Очень важно, чтобы учитель точно следовал 
указаниям и соблюдал предложенную последо-
вательность введения материала каждого урока, 
выполнения всех заданий в учебнике и рабочих 
тетрадях, которые обеспечивают максимально 
допустимую учебную нагрузку при правильном 
балансе разных видов деятельности и соблюдении 
норм и требований по сохранению здоровья детей.
5. Обучение видам речевой 
деятельности
5.1. Обучение чтению
Учащиеся 2-го класса уже умеют читать на родном 
языке, что облегчает задачу обучения чтению на 
английском языке. Детям уже понятно, что чте-
ние — это один из важнейших способов получения 
информации, ответов на множество вопросов, при-
чем часто в увлекательной форме.
Задача учителя — поддерживать и развивать в 
ученике осознание важности этого учебного дей-
ствия, чтобы повысить эффективность обучения 
чтению.
Обучение чтению фактически начинается с пер-
вых четырех уроков, когда учащиеся знакомятся с 
первыми буквами английского алфавита, запоми-
нают их название, осознают тот факт, что одна и та 
же буква может обозначать разные звуки. Знаком-
ство с буквами и буквосочетаниями английского 
языка происходит на протяжении всего первого 
года обучения.
Учитывая необходимость развивать в детях 
стремление к самостоятельной работе, умение 
учиться, а также стараясь сделать процесс учебы 
максимально комфортным, повысить мотивацию 
к изучению английского языка, авторы, как уже 
говорилось, строят обучение чтению на основе 
сюжетного построения учебного материала
Такое предъявление учебного материала снача-
ла на русском языке, потом по мере расширения 
объема усвоенных английских лексических единиц 
и грамматических конструкций на англиийском 
обеспечивает поддержание интереса учащихся к 
учебному материалу и мотивацию к изучению ан-
глийского языка.
На первом этапе происходит установление гра-
фемно-фонемных соответствий, в ходе которых 
учащиеся знакомятся с написанием букв и транс-
крипционных знаков. Учитель сообщает учащимся, 
что транскрипционные знаки — это специальные 
символы, обозначающие реально произносимые 
звуки речи. Необходимость овладения транскрип-
цией обусловлена расхождением между написани-
ем и произношением в английском языке.
HHEru2TB_zapiska.indd 8 Eru2TB_zapiska.indd 8 225.01.2012 19:16:25 5.01.2012 19:16:25Пояснительная записка 9
При этом в учебнике принят принцип макси-
мального практического применения любого но-
вого знания и умения. Поэтому обучение чтению 
начинается с букв T, N, P, I, которые позволяют 
приступить к составлению и чтению первых слов. 
При этом для успешного формирования правиль-
ной артикуляции и одновременного восприятия 
графического изображения звуков (звукового вос-
произведения, слухового и зрительного восприя-
тия) данный УМК обеспечивает высокую иллю-
стративность всего учебного материала. Буквы и 
звуки (транскрипционные знаки) представлены в 
виде забавных персонажей, которые живут сво-
ей жизнью, помогая полнее реализовать игровой 
метод обучения, столь необходимый при работе 
с детьми.
Задача учителя — максимально использовать 
эту возможность превратить трудную рутинную 
работу по обучению чтению в эффективный 
увлекательный процесс, в результате которого 
ученик сможет в дальнейшем самостоятельно 
знакомиться с новыми лексическими единицами, 
правильно воспроизводить звуки, то есть читать 
новые для него слова, в том числе с помощью 
транскрипции.
Сначала учащиеся знакомятся с чтением одно-
сложных слов в закрытом типе слога. Это опре-
деляется тем, что в типологии сложности данные 
правила чтения представляют наименьший уровень 
межъязыковой и внутриязыковой интерференции 
при чтении, а также позволяют сформировать ба-
зовые орфографические навыки на основе фонети-
ческих. Отбор слов продиктован необходимостью 
ознакомления учащихся с чтением наиболее ча-
стотных буквосочетаний в словах, составляющих 
языковой минимум тематического материала, 
определенного ФГОС.
Сформировав необходимый уровень техники 
чтения и заложив основы орфографических на-
выков на самом первом этапе обучения, в дальней-
шем можно эффективно использовать чтение как 
средство формирования всего комплекса языковых 
(лексических, грамматических, фонетических) и 
смежных речевых (аудитивных, письменных и уст-
ных монологических и диалогических) навыков и 
умений.
Опережающее обучение чтению также способ-
ствует активизации зрительной памяти учащихся, 
обеспечивает необходимый уровень наглядных 
опор при ознакомлении с новым материалом, 
степень сознательности и активности. Уже на 
начальном этапе формирования техники чтения 
учащимся предлагаются нестандартные проблем-
ные задания, активизирующие их мыслительные 
способности и самостоятельность в принятии ре-
шений и проведении определенных параллелей 
между изучаемым и родным языком.
От чтения гласных в разных типах слогов в изо-
лированных словах учащиеся переходят к чтению 
словосочетаний, простых предложений и мини-
текстов. Здесь же изучаются правила чтения раз-
личных буквосочетаний. 
Эффективному усвоению первых граммати-
ческих явлений английского языка детьми этого 
возраста также способствует авторский подход 
к обеспечению наглядности учебного материала. 
Для формирования у учеников понятия об осо-
бенностях построения английского предложения и 
функций его членов используются оригинальные 
графические решения — практически все члены 
предложения превращены в персонажи, с помо-
щью которых и происходит знакомство и освоение 
грамматических явлений.
В курсе используются тексты разных жанров. 
Большое внимание уделяется авторским стихам 
и песням, которые имеют полифункциональное 
значение. Этим объясняется и то, что один и тот 
же текст в слегка измененном виде может по-
являться в нескольких заданиях. Так, например, 
дети слушают песню с одновременной опорой на 
текст. Задачей упражнения является определение 
общей идеи данного текста. Затем предлагается 
повторное чтение данного текста, где часть инфор-
мации пропущена. Целью данного задания являет-
ся развитие навыков лексической сочетаемости, 
смыслового прогнозирования, языковой памяти, 
а также графических и орфографических умений 
письменной речи и т. д.
Тексты могут использоваться как для развития 
собственно навыков чтения, так и для формиро-
вания навыков остальных видов речевой деятель-
ности — аудирования, письма, устной речи.
5.2. Обучение письму
Обучение письму во 2-м классе предполагает ос-
воение навыков письма как средства представ-
ления языка с помощью графических знаков и 
приобретение первых навыков письменной речи. 
Данный УМК создает все условия, чтобы ученики 
научились успешно воспроизводить графически и 
каллиграфически корректно все буквы английско-
го алфавита и на основе этого умения выполнять 
письменные задания: списывать слова и словосо-
четания, простые предложения; восстанавливать 
HHEru2TB_zapiska.indd 9 Eru2TB_zapiska.indd 9 225.01.2012 19:16:25 5.01.2012 19:16:2510 Пояснительная записка
слова, вставляя недостающие буквы, уточнять на-
писание слова по словарю. 
На первом году обучения ведется активная рабо-
та по овладению каллиграфией английского язы-
ка, а также орфографией в пределах изученной 
лексики.
При овладении графической системой англий-
ского языка дети пишут полупечатным шрифтом, 
что в значительной степени облегчает процесс 
обучения чтению благодаря сходству начертания 
букв. Обучение написанию букв происходит в зани-
мательной форме с использованием специальных 
приемов, в том числе игровых, и системы упражне-
ний, учитывающей психофизиологические особен-
ности учащихся (рабочие тетради № 1, 2 “Happy 
English.ru–2”), в частности, их неумение различать 
в буквах пространственные направления сходных 
элементов. 
При освоении учениками техники написания от-
дельных букв и слов учитель должен следить за 
тем, чтобы между словами был пробел. Поскольку 
при письме полупечатным шрифтом с неслитным 
написанием букв постоянно есть опасность того, 
что между буквами и словами пробелы будут оди-
наковыми, несколько слов визуально будут вос-
приниматься как одно длинное. В результате дети 
(а также учителя) испытывают затруднения или 
совсем не могут прочитать свои записи.
5.3. Обучение аудированию
Обучение аудированию начинается с самого пер-
вого урока — ученикам предлагается послушать 
английскую речь и высказать свое впечатление. 
Далее, несмотря на очень ограниченный объем 
английской лексики на первом этапе, учителю 
рекомендуется дублировать на английском языке 
ограниченный набор команд, инструкций и рече-
вых моделей взаимодействия с учащимися, с тем 
чтобы они могли их усвоить и понимать без по-
стоянного перевода на родной язык.
На первом этапе аудирование используется, 
главным образом, в качестве средства формиро-
вания базовых фонетических навыков (артикуля-
ционных и ритмико-интонационных). Чтобы на-
учиться различать на слух и адекватно произносить 
все звуки английского языка с соблюдением норм 
произношения звуков, необходимо многократное 
прослушивание аутентичного звучания изучаемого 
материала, записанного в Великобритании носите-
лями английского языка.
Высокая степень озвучания учебного материала 
в данном УМК позволяет вполне успешно овла-
девать навыками восприятия английской речи на 
слух. Введение новых слов всегда сопровождается 
и художественной, и звуковой иллюстрацией. За-
тем идет закрепление слухового восприятия при 
прослушивании озвученных упражнений (в учеб-
нике и рабочих тетрадях), первых диалогов и не-
больших текстов.
Поскольку данные навыки являются комплекс-
ными, в данном курсе один и тот же текст может 
предъявляться несколько раз, при этом речевая 
установка будет варьироваться.
При работе с аудиотекстами существуют три 
возможных варианта их использования:
1. Аудиотекст используется для развития навы-
ков аудирования. Графический вариант данного 
текста в учебнике не используется или использу-
ется только частично. При формировании навы-
ков аудирования, развитии различных видов ауди-
рования используются задания типа: „Прослушай и 
скажи, что...?“, „Прослушай и расположи в нужном 
порядке“, „Прослушай и заполни...“, „Прослушай 
и найди ответ на вопрос“, „Прослушай и определи 
верные, неверные, частично достоверные утверж-
дения“ и т. д.
2. Аудиотекст полностью дублирует графиче-
ский текст учебника и используется как звуковая 
поддержка при развитии навыков чтения вслух и 
опосредованного контроля правильности произно-
шения и интонирования. В этом случае аудиотекст 
помогает в создании звукового образа текста.
3. Аудиотекст используется как средство само- 
и взаимоконтроля и дает образец правильного 
выполнения задания.
Важно использовать все возможности УМК для 
стимулирования и развития активного употребле-
ния всех видов речевой деятельности для закрепле-
ния рецептивных навыков и умений, поскольку в 
процессе овладения аудированием ученики уже с 
первого года обучения английскому языку учатся:
• различать на слух звуки, звукосочетания, слова, 
предложения английского языка;
• различать на слух интонацию и эмоциональную 
окраску фраз;
• воспринимать и понимать речь учителя и одно-
классников в процессе диалогического общения 
на уроке;
• понимать полностью небольшие сообщения, по-
строенные на знакомом учащимся материале.
Задания на аудирование, как и большинство 
заданий данного курса, являются полифункцио-
нальными, ориентированными на активизацию 
деятельности учащихся в значимом для них кон-
HHEru2TB_zapiska.indd 10 Eru2TB_zapiska.indd 10 225.01.2012 19:16:26 5.01.2012 19:16:26Пояснительная записка 11
тексте. Использование звуковой поддержки курса 
совершенно обязательно для эффективного об-
учения.
5.4. Обучение говорению
Как уже отмечалось выше, в данном курсе исполь-
зуется путь от языка к речи. При этом учитывает-
ся, что навыки общения в коллективе у детей этого 
возраста еще недостаточно развиты, период адап-
тации к освоению новых знаний и умений у разных 
детей может быть разным, как и их психофизиче-
ские характеристики. Поэтому активность учени-
ков на уроке может быть разной, сроки вступления 
в коммуникацию на английском языке также могут 
быть разными. При этом дети в любом случае вос-
принимают информацию, хотя воспроизводить ее 
они могут начать позднее.
Для того чтобы включить учащихся в процесс 
речевого взаимодействия как можно раньше, в 
курсе используются проблемные задания репро-
дуктивного и частично продуктивного характера с 
опорой на устные и письменные тексты (диалого-
вые, повествовательные, стихотворные, песенные) 
с различной эмоциональной окраской, ритмикой 
звучания, в которых учащимся сначала необхо-
димо понять предлагаемую информацию, а затем 
частично трансформировать ее с учетом речевой 
задачи, сохраняя при этом речевые структуры и 
модели самого текста в качестве „строительного 
материала“ собственного речепорождения. Пред-
лагаемые в курсе устно-речевые задания обеспечи-
вают реализацию требований Примерной програм-
мы к развитию данного вида речевой деятельности 
у учащихся первого года обучения.
При овладении диалогической речью в ситу-
ациях повседневного общения, а также в связи с 
прочитанным или прослушанным произведением 
детского фольклора младшие школьники учатся:
• вести диалог этикетного характера: привет-
ствовать и отвечать на приветствие; знако-
миться, представляться самому и представлять 
друга; прощаться; поздравлять и благодарить 
за поздравление; выражать благодарность 
в процессе совместной деятельности; извиняться; 
предлагать угощение, поблагодарить / вежливо 
отказаться от угощения;
• вести диалог-расспрос, используя вопросы: кто? 
что? когда? где? куда? откуда? почему? зачем?;
• вести диалог побудительного характера: об-
ратиться с просьбой, согласиться / отказаться 
выполнить просьбу; согласиться / не согласить-
ся на предложение партнера; попросить о по-
мощи и предложить свою помощь, попросить 
разрешения.
При овладении монологической речью дети 
учатся:
• описывать картинку, фотографию, рисунок на 
заданную тему;
• описывать животное, предмет, указывая назва-
ние, качество, размер, количество, принадлеж-
ность, место расположения;
• кратко высказываться о себе, своей семье, своем 
друге, своем домашнем животном, герое люби-
мой сказки / мультфильма, называя имя, возраст, 
место проживания;
• передавать содержание прочитанного / услы-
шанного текста с опорой на иллюстрацию, клю-
чевые слова, план; 
• воспроизводить выученные стихи, песни, риф-
мовки. 
6. Контроль и оценка деятельности 
учащихся
Контроль и оценка деятельности учащихся осу-
ществляется с помощью контрольных заданий, 
помещенных в учебник. Характер заданий для 
проверки лексико-грамматических навыков и ре-
чевых умений доступен для учащихся и построен 
исключительно на пройденном и отработанном 
материале. Предлагаемые задания имеют целью 
обеспечить необходимый уровень обратной связи 
для учителя, а также необходимый уровень моти-
вации дальнейшего изучения иностранного языка 
для учащихся, показывая им реальный уровень их 
достижений и определяя проблемные области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_zapis_k_tem_planir_po_angl_vo_2_klasse.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к учебно методическому комплекту “Happy English.ru” для 2-го класса

1. Назначение УМК УМК “Happy English.ru” для 2-го класса входит в  состав завершенной предметной линии “Счастливый английский.ру” / “Happy English.ru” для 2–11-х

классов, которая охватывает начальную, основную и старшую школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения английскому языку.

УМК“Happy English.ru” для 2-го класса является первым в комплекте УМК для начальной школы.

Курс рассчитан на 68 часов, включая резервные. При этом объем и структура построения обеспечивают возможность организовать обучение в рамках как расширенного, так и сокращенного учебного плана, поскольку в учебных планах школ на обучение английскому языку в начальной школе отводится разное количество часов. Содержание курса отбиралось в строгом соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (с изменениями и дополнениями на февраль 2011 г.) и Примерной программы для начальной школы. При этом предметное содержание („Я и моя семья“, „Мир моих увлечений“, „Я и мои друзья“, „Моя школа“, „Мир вокруг меня“, „Страна изучаемого языка“) обеспечивает необходимый уровень отработки предъявляемого языкового, речевого, социокультурного материала в

сбалансированной системе с учетом возрастных особенностей. Данный УМК опирается на единую систему психолого-педагогических принципов и последовательно воплощает единые методические принципы всего курса для 2–11-х классов. Это облегчает преемственность между разными этапами обучения. Содержание курса строится по сюжетно-тематическому принципу, согласно которому наиболее типичные коммуникативные задачи, решаемые детьми обучаемого возраста, помещены в контекст наиболее близкой им сферы деятельности — волшебного приключения в стране изучаемого языка. При рассмотрении каждой темы принципиально

важной для авторов позицией является не перечисление изолированных сведений об англоязычной культуре, реалиях и традициях страны изучаемого языка, а постоянное сравнение и сопоставительный анализ англоязычной и русско-язычной культур, неотъемлемой частью которых является осознание роли языка.

2. Структура УМК УМК состоит из учебника, книги для учителя, двух рабочих тетрадей с раздаточным материалом и аудиоприложения (CD MP3).

2.1. Учебник

Учебник состоит из 68 уроков и посвящен формированию базовых навыков техники чтения и

орфографии, работе над произносительными, лексическими и грамматическими навыками. В конце учебника помещен англо-русский словарь. В учебнике предусмотрены резервные уроки

для того, чтобы обеспечить учителю возможность  выбирать темп прохождения материала в соответствии с индивидуальными особенностями конкретного класса. Отдельно выделяются упражнения для домашней работы.

На 2 и 3 страницах обложки помещен иллюстрированный алфавит. На стр. 124, 125 (часть первая)

и на стр. 121, 122 (часть вторая) помещены правила чтения английских букв и буквосочетаний.

2.2. Книга для учителя

В книге для учителя объясняется авторская концепция курса и предлагаются практические по-

урочные рекомендации для учителей по организации и проведению занятий во 2-м классе. Книга

состоит из пояснительной записки, краткого описания особенностей работы по четвертям с при-

мерными поурочными разработками. В книге для учителя предлагается тематическое планирование разделов и уроков с выделением языкового, речевого и социокультурного материала. В книгу для учителя также помещены ответы к отдельным

упражнениям и контрольным заданиям, а также тексты аудиозаписей. Ответы к упражнениям и

контрольным заданиям помещены в книгу для родителей, которая будет опубликована в 2012 году.Разрабатывая книгу для учителя, авторы старались учесть потребности учителя английского

языка массовой средней школы. В настоящее время большой процент учителей английского языка не имеет специальной педагогической и языковой подготовки, одновременно преподает английский язык и получает второе или дополнительное высшее образование, то есть может испытывать ряд объективных трудностей при работе с языковым, речевым и социокультурным материалом. Даже те учителя, которые имеют базовое филологическое

и лингвистическое образование, испытывают целый ряд сложностей при работе с УМК по англий-

скому языку нового поколения. Большая учебная нагрузка не позволяет им регулярно повышать

свою профессиональную культуру и восполнять те пробелы в плане социокультурной и коммуникативной компетенций, которые были обусловлены старой парадигмой вузовского образования. Авторы постарались максимально облегчить работу учителя и сократить время подготовки к уроку.

Для этого:

• тематическое планирование дает учителю необходимую информацию о последовательности, темпе, распределении прохождения материала по разделам в течение года;

• учебник построен в виде готового плана урока, где количество и последовательность распо-

ложения заданий ориентированы на реальное учебное время урока;

• упражнения построены по принципу: каждое предыдущее упражнение является опорой для

выполнения последующего;

• учащиеся получают необходимые разъяснения и подсказки, памятки-инструкции, связанные

с технологией выполнения незнакомых или сложных заданий в учебнике, что снимает с

учителя задачу их самостоятельной разработки;

• в учебнике и рабочей тетради обеспечено систематическое повторение ранее пройденного

материала, как на уровне лексики и грамматики, так и на уровне страноведческой информа-

ции, следовательно, учителю нет необходимости самостоятельно разрабатывать дополни-

тельные упражнения;

• раздел контроля заменяет необходимость разработки контрольных работ, а ответы, кото-

рые предлагаются в книге для учителя, призваны сократить время на проверку правильности

выполнения учебных заданий. По желанию учителя контроль можно заменять само- и вза-

имоконтролем в тех случаях, когда учитель считает это педагогически оправданным;

• система разрезного дидактического материла (раздел „Вырежи“), предложенного в рабочей

тетради, обеспечивает учителю возможность работать в разноуровневых группах и больших

классах в различных режимах (групповом, парном, индивидуальном);

• в поурочных методических рекомендациях сформулированы цели и задачи каждого урока.

2.3. Рабочие тетради

Рабочие тетради предназначены для выполнения письменных заданий как под руководством учителя, так и самостоятельно в ходе выполнения домашней работы. Задания в рабочих тетрадях не являются дополнительными — выполнение таких заданий в полном объеме обеспечивает всестороннюю отработку учебного материала и формирование прочных навыков. Помимо основного материала рабочие тетради включают в себя разрезной дидактический материал раздела „Вырежи“, предназначенный для групповой и индивидуальной работы.

2.4. Аудиоприложение (CD MP3)

Аудиоматериалы включают в себя задания и тексты для обучения детей произносительной стороне речи и развитию аудитивных умений и навыков, а также произведения детского фольклора. Аудиоматериалы начитаны профессиональными актерами — носителями языка. В записи песен принимали участие также профессиональные музыканты.

3. Особенности УМК

Данный УМК предназначен для первого года обучения и в полной мере учитывает необходи-

мость совместной деятельности образовательного учреждения в лице учителя и семьи по развитию, воспитанию и эффективному обучению. Это обеспечивается за счет русскоязычного поурочного комментария, в доступной и увлекательной форме поясняющего все изучаемые явления английского языка, что позволяет родителям контролировать учебную деятельность своих детей. Ученик с первых уроков получает возможность самостоятельных учебных действий, учится осознавать и развивать личную ответственность, в том числе в сфере учебной деятельности на основе представлений о нравственных нормах. Ведется целенаправленная работа по формированию уважительного отношения к иному мнению, языку, истории и культуре других народов.

3.3. Наглядность учебного материала Образному компоненту в данном УМК отводится

особая роль. Прекрасные иллюстрации, гармонично включенные в контекст, обеспечивают наглядность учебного материала. Рисунки, фотографии, таблицы даются в четком соответствии с целями и задачами конкретного урока и отличаются высокой функциональностью.

Буквы, звуки, части речи и члены предложения превращены в оригинальных персонажей страны

английского языка. У каждой буквы и звука есть запоминающееся лицо, характер, привычки.

Такой методический прием облегчает процесс обучения и запоминания букв и звуков, превращая

процесс обучения в увлекательное занятие. В стране глаголов DoDidDone ученики вместе

с героиней сюжетной линии Аней путешествуют по временам-городам и, играя с глаголами-драко-

шами, легко запоминают грамматические правила.  При этом цвета, используемые в образе дракош, становятся дополнительной ассоциативной опорой так же, как красный цвет „злой собачки“ not. Использование образов при объяснении грамматических явлений позволяет:

— снять психологический языковый барьер, предлагая достаточно сложную информацию в более

простом и понятном виде;

— дать образно-визуальное представление о грамматических структурах;

— использовать их в качестве опор-символов, поскольку содержат квинтэссенцию учебных

задач отдельных уроков;

— стать основой для организации различных видов деятельности как речевых, так и неречевых

в процессе усвоении учебного материала при использовании фронтальных, групповых и пар-

ных форм работы;

— учащимся с пониженным вниманием сосредоточиться на сути урока;

— стать ассоциативной опорой при выполнении домашнего задания.

Не менее важной составляющей образного компонента является аудиосопровождение, в том

числе эмоционально окрашенные диалоги, песни, создающие музыкальные образы, а также использование создаваемой обучающей компьютерной программы “Happy English.ru” и материалов интернет – поддержки  www.englishteachers.ru.

3.4. Социокультурная осведомленность и воспитательная направленность

Авторы рассматривают эти две позиции как взаимозависимые и взаимообусловленные. В УМК

особое внимание уделяется задаче формирования социокультурной осведомленности учащихся.

Принципиально важной позицией для авторов является то, что анализ и расширение социокультурных знаний и умений строятся сквозь призму восприятия британской культуры гражданами России. Эта позиция отражена в самом названии учебника “Happy English.ru”.

Прямое значение аббревиатуры ru — сокращение от слова Russia (Россия), принятое в компью-

терной терминологии. Т аким образом, аббревиатура ru сообщает о том, что это учебник третьего

тысячелетия — века компьютерных технологий и поразительных открытий, который отражает

современные тенденции в изучении английского языка и дает навыки, действительно необходимые в ситуациях реального общения.

Эта аббревиатура имеет и другое, принципиально важное для авторов значение. Как уже отмеча-

лось, одной из современных тенденций в обучении английскому языку является переосмысление традиционных технологий, нацеленных на обучение абстрактному „идеальному“ варианту английского языка. В обучении необходимо ориентироваться на особенности конкретных стран, их культуры и языка. Данный учебник создан специально для российских школ и учитывает менталитет российского учителя и особенно ученика, ориентирован на их реальные возможности и особенности восприятия иностранного языка и иноязычной культуры.

Формирование и развитие социокультурной компетенции и воспитание достойных граждан

России является важнейшей задачей данного учебного курса.

Одной из целей формирования социокультурной компетенции является научить учащихся представлять свою культуру и свою страну на изучаемом языке, уметь с уважением относиться к другим культурам и гордиться своей страной, уметь сосуществовать в быстро изменяющемся мире, в то же время оставаясь носителем культуры своей страны. Можно сказать, что формирование социокультурной компетенции является одним из ключевых факторов в воспитании патриотизма у школьников.

Большое значение в УМК уделяется отбору социокультурной информации, которая, по замыслу

авторов, должна представлять элемент новизны и развивать способность к логическому мышле-нию, развитию языковой догадки, воображения, способности оценить многообразие и гармонию

окружающего мира в совокупности разнообразия различных культурных моделей.

Сюжет учебника позволяет познакомить учащихся с бытом, реалиями и культурой как совре-менной Великобритании, так и с ее историческим прошлым.

Вся информация дается строго дозировано и с учетом возрастных возможностей учащихся 2-го

класса, поэтому большая часть страноведческого материала дается в виде рассказов сказочного

ворона Седрика и вписана в главную сюжетную линию учебника.

3.5. Использование стихов и песен

В УМК широко используются авторские стихи и песни, которые помогают непроизвольному запо-

минанию не только активной лексики, но и новыхграмматических конструкций.

4. Учебно-методические положения, на которых построен УМК

С учетом реальной практики преподавания иностранного языка в общеобразовательных россий-

ских школах, а также особенностей мышления, памяти и речевого развития младших школьников

в основу УМК положен принцип — от языка к речи. В УМК “Happy English.ru” сделан акцент

на сознательное (осознанное) изучение структуры изучаемого иностранного языка с опорой на уже сформированные языковые и речевые навыки и умения на родном языке у учащихся 2-го класса.

Т аким образом, в основе построения данного курса лежат следующие принципы:

• сознательность в изучении языковых и речевых особенностей иностранного языка;

• опора на родной язык (с последовательным уменьшением доли его использования в про-

цессе изучения курса);

• посильность, что проявляется в строгом дозировании и поэтапности формирования на-

выков и умений;

• дифференциация и интеграция, что определяет переход от простых изолированных навыков в

отдельных видах речевой деятельности к более сложным и интегративным коммуникативным

действиям;

• активность в процессе выполнения учебных (проблемных и проектных заданий);

• автономия учащихся, их инициатива в поиске правильного решения при столкновении с

трудностями и ошибками в процессе овладения иностранным языком;

• наглядность в предъявлении и отработке языковых и речевых структур;

• образовательная и воспитательная ценность содержания предлагаемых упражнений и за-

даний;

• социокультурная направленность и междисциплинарность в отборе учебного материала;

• многократность повторения изученных языковых структур и речевых моделей;

• последовательный переход от языка к речи;

• диагностирующая, а не оценочная функция контроля.

Важным условием эффективного использования УМК, реализации всех заложенных в нем воз-

можностей является обязательное комплексное использование всех его компонентов — учебни-

ка, рабочих тетрадей, аудиоматериалов, интернет-поддержки. Все компоненты методически взаимо связаны, нет случайных развлекательных песен, стихов, упражнений, игр. Каждый элемент

работает во взаимосвязи с другими для наиболее эффективного достижения целей и задач и вовлечения в обучение всех учащихся за счет включения всех каналов восприятия информации.

Очень важно, чтобы учитель точно следовал указаниям и соблюдал предложенную последо-

вательность введения материала каждого урока,

выполнения всех заданий в учебнике и рабочих

тетрадях, которые обеспечивают максимально

допустимую учебную нагрузку при правильном

балансе разных видов деятельности и соблюдении

норм и требований по сохранению здоровья детей.

5. Обучение видам речевой

деятельности

5.1. Обучение чтению

Учащиеся 2-го класса уже умеют читать на родном

языке, что облегчает задачу обучения чтению на

английском языке. Детям уже понятно, что чте-

ние — это один из важнейших способов получения

информации, ответов на множество вопросов, при-

чем часто в увлекательной форме.

Задача учителя — поддерживать и развивать в

ученике осознание важности этого учебного дей-

ствия, чтобы повысить эффективность обучения

чтению.

Обучение чтению фактически начинается с пер-

вых четырех уроков, когда учащиеся знакомятся с

первыми буквами английского алфавита, запоми-

нают их название, осознают тот факт, что одна и та

же буква может обозначать разные звуки. Знаком-

ство с буквами и буквосочетаниями английского

языка происходит на протяжении всего первого

года обучения.

Учитывая необходимость развивать в детях

стремление к самостоятельной работе, умение

учиться, а также стараясь сделать процесс учебы

максимально комфортным, повысить мотивацию

к изучению английского языка, авторы, как уже

говорилось, строят обучение чтению на основе

сюжетного построения учебного материала

Такое предъявление учебного материала снача-

ла на русском языке, потом по мере расширения

объема усвоенных английских лексических единиц

и грамматических конструкций на англиийском

обеспечивает поддержание интереса учащихся к

учебному материалу и мотивацию к изучению ан-

глийского языка.

На первом этапе происходит установление гра-

фемно-фонемных соответствий, в ходе которых

учащиеся знакомятся с написанием букв и транс-

крипционных знаков. Учитель сообщает учащимся,

что транскрипционные знаки — это специальные

символы, обозначающие реально произносимые

звуки речи. Необходимость овладения транскрип-

цией обусловлена расхождением между написани-

ем и произношением в английском языке.

HHEru2TB_zapiska.indd 8 Eru2TB_zapiska.indd 8 225.01.2012 19:16:25 5.01.2012 19:16:25Пояснительная записка 9

При этом в учебнике принят принцип макси-

мального практического применения любого но-

вого знания и умения. Поэтому обучение чтению

начинается с букв T, N, P, I, которые позволяют

приступить к составлению и чтению первых слов.

При этом для успешного формирования правиль-

ной артикуляции и одновременного восприятия

графического изображения звуков (звукового вос-

произведения, слухового и зрительного восприя-

тия) данный УМК обеспечивает высокую иллю-

стративность всего учебного материала. Буквы и

звуки (транскрипционные знаки) представлены в

виде забавных персонажей, которые живут сво-

ей жизнью, помогая полнее реализовать игровой

метод обучения, столь необходимый при работе

с детьми.

Задача учителя — максимально использовать

эту возможность превратить трудную рутинную

работу по обучению чтению в эффективный

увлекательный процесс, в результате которого

ученик сможет в дальнейшем самостоятельно

знакомиться с новыми лексическими единицами,

правильно воспроизводить звуки, то есть читать

новые для него слова, в том числе с помощью

транскрипции.

Сначала учащиеся знакомятся с чтением одно-

сложных слов в закрытом типе слога. Это опре-

деляется тем, что в типологии сложности данные

правила чтения представляют наименьший уровень

межъязыковой и внутриязыковой интерференции

при чтении, а также позволяют сформировать ба-

зовые орфографические навыки на основе фонети-

ческих. Отбор слов продиктован необходимостью

ознакомления учащихся с чтением наиболее ча-

стотных буквосочетаний в словах, составляющих

языковой минимум тематического материала,

определенного ФГОС.

Сформировав необходимый уровень техники

чтения и заложив основы орфографических на-

выков на самом первом этапе обучения, в дальней-

шем можно эффективно использовать чтение как

средство формирования всего комплекса языковых

(лексических, грамматических, фонетических) и

смежных речевых (аудитивных, письменных и уст-

ных монологических и диалогических) навыков и

умений.

Опережающее обучение чтению также способ-

ствует активизации зрительной памяти учащихся,

обеспечивает необходимый уровень наглядных

опор при ознакомлении с новым материалом,

степень сознательности и активности. Уже на

начальном этапе формирования техники чтения

учащимся предлагаются нестандартные проблем-

ные задания, активизирующие их мыслительные

способности и самостоятельность в принятии ре-

шений и проведении определенных параллелей

между изучаемым и родным языком.

От чтения гласных в разных типах слогов в изо-

лированных словах учащиеся переходят к чтению

словосочетаний, простых предложений и мини-

текстов. Здесь же изучаются правила чтения раз-

личных буквосочетаний.

Эффективному усвоению первых граммати-

ческих явлений английского языка детьми этого

возраста также способствует авторский подход

к обеспечению наглядности учебного материала.

Для формирования у учеников понятия об осо-

бенностях построения английского предложения и

функций его членов используются оригинальные

графические решения — практически все члены

предложения превращены в персонажи, с помо-

щью которых и происходит знакомство и освоение

грамматических явлений.

В курсе используются тексты разных жанров.

Большое внимание уделяется авторским стихам

и песням, которые имеют полифункциональное

значение. Этим объясняется и то, что один и тот

же текст в слегка измененном виде может по-

являться в нескольких заданиях. Так, например,

дети слушают песню с одновременной опорой на

текст. Задачей упражнения является определение

общей идеи данного текста. Затем предлагается

повторное чтение данного текста, где часть инфор-

мации пропущена. Целью данного задания являет-

ся развитие навыков лексической сочетаемости,

смыслового прогнозирования, языковой памяти,

а также графических и орфографических умений

письменной речи и т. д.

Тексты могут использоваться как для развития

собственно навыков чтения, так и для формиро-

вания навыков остальных видов речевой деятель-

ности — аудирования, письма, устной речи.

5.2. Обучение письму

Обучение письму во 2-м классе предполагает ос-

воение навыков письма как средства представ-

ления языка с помощью графических знаков и

приобретение первых навыков письменной речи.

Данный УМК создает все условия, чтобы ученики

научились успешно воспроизводить графически и

каллиграфически корректно все буквы английско-

го алфавита и на основе этого умения выполнять

письменные задания: списывать слова и словосо-

четания, простые предложения; восстанавливать

HHEru2TB_zapiska.indd 9 Eru2TB_zapiska.indd 9 225.01.2012 19:16:25 5.01.2012 19:16:2510 Пояснительная записка

слова, вставляя недостающие буквы, уточнять на-

писание слова по словарю.

На первом году обучения ведется активная рабо-

та по овладению каллиграфией английского язы-

ка, а также орфографией в пределах изученной

лексики.

При овладении графической системой англий-

ского языка дети пишут полупечатным шрифтом,

что в значительной степени облегчает процесс

обучения чтению благодаря сходству начертания

букв. Обучение написанию букв происходит в зани-

мательной форме с использованием специальных

приемов, в том числе игровых, и системы упражне-

ний, учитывающей психофизиологические особен-

ности учащихся (рабочие тетради № 1, 2 “Happy

English.ru–2”), в частности, их неумение различать

в буквах пространственные направления сходных

элементов.

При освоении учениками техники написания от-

дельных букв и слов учитель должен следить за

тем, чтобы между словами был пробел. Поскольку

при письме полупечатным шрифтом с неслитным

написанием букв постоянно есть опасность того,

что между буквами и словами пробелы будут оди-

наковыми, несколько слов визуально будут вос-

приниматься как одно длинное. В результате дети

(а также учителя) испытывают затруднения или

совсем не могут прочитать свои записи.

5.3. Обучение аудированию

Обучение аудированию начинается с самого пер-

вого урока — ученикам предлагается послушать

английскую речь и высказать свое впечатление.

Далее, несмотря на очень ограниченный объем

английской лексики на первом этапе, учителю

рекомендуется дублировать на английском языке

ограниченный набор команд, инструкций и рече-

вых моделей взаимодействия с учащимися, с тем

чтобы они могли их усвоить и понимать без по-

стоянного перевода на родной язык.

На первом этапе аудирование используется,

главным образом, в качестве средства формиро-

вания базовых фонетических навыков (артикуля-

ционных и ритмико-интонационных). Чтобы на-

учиться различать на слух и адекватно произносить

все звуки английского языка с соблюдением норм

произношения звуков, необходимо многократное

прослушивание аутентичного звучания изучаемого

материала, записанного в Великобритании носите-

лями английского языка.

Высокая степень озвучания учебного материала

в данном УМК позволяет вполне успешно овла-

девать навыками восприятия английской речи на

слух. Введение новых слов всегда сопровождается

и художественной, и звуковой иллюстрацией. За-

тем идет закрепление слухового восприятия при

прослушивании озвученных упражнений (в учеб-

нике и рабочих тетрадях), первых диалогов и не-

больших текстов.

Поскольку данные навыки являются комплекс-

ными, в данном курсе один и тот же текст может

предъявляться несколько раз, при этом речевая

установка будет варьироваться.

При работе с аудиотекстами существуют три

возможных варианта их использования:

1. Аудиотекст используется для развития навы-

ков аудирования. Графический вариант данного

текста в учебнике не используется или использу-

ется только частично. При формировании навы-

ков аудирования, развитии различных видов ауди-

рования используются задания типа: „Прослушай и

скажи, что...?“, „Прослушай и расположи в нужном

порядке“, „Прослушай и заполни...“, „Прослушай

и найди ответ на вопрос“, „Прослушай и определи

верные, неверные, частично достоверные утверж-

дения“ и т. д.

2. Аудиотекст полностью дублирует графиче-

ский текст учебника и используется как звуковая

поддержка при развитии навыков чтения вслух и

опосредованного контроля правильности произно-

шения и интонирования. В этом случае аудиотекст

помогает в создании звукового образа текста.

3. Аудиотекст используется как средство само-

и взаимоконтроля и дает образец правильного

выполнения задания.

Важно использовать все возможности УМК для

стимулирования и развития активного употребле-

ния всех видов речевой деятельности для закрепле-

ния рецептивных навыков и умений, поскольку в

процессе овладения аудированием ученики уже с

первого года обучения английскому языку учатся:

• различать на слух звуки, звукосочетания, слова,

предложения английского языка;

• различать на слух интонацию и эмоциональную

окраску фраз;

• воспринимать и понимать речь учителя и одно-

классников в процессе диалогического общения

на уроке;

• понимать полностью небольшие сообщения, по-

строенные на знакомом учащимся материале.

Задания на аудирование, как и большинство

заданий данного курса, являются полифункцио-

нальными, ориентированными на активизацию

деятельности учащихся в значимом для них кон-

HHEru2TB_zapiska.indd 10 Eru2TB_zapiska.indd 10 225.01.2012 19:16:26 5.01.2012 19:16:26Пояснительная записка 11

тексте. Использование звуковой поддержки курса

совершенно обязательно для эффективного об-

учения.

5.4. Обучение говорению

Как уже отмечалось выше, в данном курсе исполь-

зуется путь от языка к речи. При этом учитывает-

ся, что навыки общения в коллективе у детей этого

возраста еще недостаточно развиты, период адап-

тации к освоению новых знаний и умений у разных

детей может быть разным, как и их психофизиче-

ские характеристики. Поэтому активность учени-

ков на уроке может быть разной, сроки вступления

в коммуникацию на английском языке также могут

быть разными. При этом дети в любом случае вос-

принимают информацию, хотя воспроизводить ее

они могут начать позднее.

Для того чтобы включить учащихся в процесс

речевого взаимодействия как можно раньше, в

курсе используются проблемные задания репро-

дуктивного и частично продуктивного характера с

опорой на устные и письменные тексты (диалого-

вые, повествовательные, стихотворные, песенные)

с различной эмоциональной окраской, ритмикой

звучания, в которых учащимся сначала необхо-

димо понять предлагаемую информацию, а затем

частично трансформировать ее с учетом речевой

задачи, сохраняя при этом речевые структуры и

модели самого текста в качестве „строительного

материала“ собственного речепорождения. Пред-

лагаемые в курсе устно-речевые задания обеспечи-

вают реализацию требований Примерной програм-

мы к развитию данного вида речевой деятельности

у учащихся первого года обучения.

При овладении диалогической речью в ситу-

ациях повседневного общения, а также в связи с

прочитанным или прослушанным произведением

детского фольклора младшие школьники учатся:

• вести диалог этикетного характера: привет-

ствовать и отвечать на приветствие; знако-

миться, представляться самому и представлять

друга; прощаться; поздравлять и благодарить

за поздравление; выражать благодарность

в процессе совместной деятельности; извиняться;

предлагать угощение, поблагодарить / вежливо

отказаться от угощения;

• вести диалог-расспрос, используя вопросы: кто?

что? когда? где? куда? откуда? почему? зачем?;

• вести диалог побудительного характера: об-

ратиться с просьбой, согласиться / отказаться

выполнить просьбу; согласиться / не согласить-

ся на предложение партнера; попросить о по-

мощи и предложить свою помощь, попросить

разрешения.

При овладении монологической речью дети

учатся:

• описывать картинку, фотографию, рисунок на

заданную тему;

• описывать животное, предмет, указывая назва-

ние, качество, размер, количество, принадлеж-

ность, место расположения;

• кратко высказываться о себе, своей семье, своем

друге, своем домашнем животном, герое люби-

мой сказки / мультфильма, называя имя, возраст,

место проживания;

• передавать содержание прочитанного / услы-

шанного текста с опорой на иллюстрацию, клю-

чевые слова, план;

• воспроизводить выученные стихи, песни, риф-

мовки.

6. Контроль и оценка деятельности

учащихся

Контроль и оценка деятельности учащихся осу-

ществляется с помощью контрольных заданий,

помещенных в учебник. Характер заданий для

проверки лексико-грамматических навыков и ре-

чевых умений доступен для учащихся и построен

исключительно на пройденном и отработанном

материале. Предлагаемые задания имеют целью

обеспечить необходимый уровень обратной связи

для учителя, а также необходимый уровень моти-

вации дальнейшего изучения иностранного языка

для учащихся, показывая им реальный уровень их

достижений и определяя проблемные области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 4 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА4 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 4 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Синяя птица"для 6 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА6 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 6 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...

Пояснительная записка к тематическому планированию по литературе для 6 класса

Пояснительная записка составлена для курса литературы в 6 классе по программе "Школа 2100"....

Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке для 3 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Пояснительная записка и тематическое планирование по музыке для 3 класса по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 5–9 КЛАССОВ

Обучение английскому языку по курсу «Enjoy English» в основной школе обеспечивает преемственность с начальной школой, развитие и совершенствование сформированной к этому времени коммуникативной компет...

Пояснительная записка к тематическому планированию по технологии 2 класс 1

Пояснительная запискак тематическому планированию по технологии2 класс1.Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направле...