Личностная ситуация на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Горелова Юлия Александровна

Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений ученик - учитель в последнее время получил название авторитарной педагогики. Многие деятели педагогики не считали этот стиль подходящим и выдвигали идеи гуманного отношения к ученику, к воспитанию ребенка вообще. Они пытались эти идеи реализовать на практике хотя бы в масштабе одной школы или даже всего-навсего одной группы. При этом имелось в виду учитывать особенности внутреннего мира каждого ученика то есть - личностно-ориентированный подход к каждому ученику. Между тем эти идеи,  несмотря на их прогрессивность, не воплощались в практику массовых школ. Они, естественно, имели в системе домашнего обучения детей в дворянских, помещичьих семьях. Там  можно было учесть всесторонне особенности каждого ребенка. Суть личностно - ориентированной педагогики, составляет признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Затем весь учебный процесс  строится на основе этого главного положения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.   

Личностная ситуация на уроках английского языка.

                                                                                          Выполнила:

                                                                                         Учитель                      

                                                                                        Английского языка

                                                                                        МБОУ Космодемьянская СОШ

                                                                                        Горелова Юлия Александровна


ВВЕДЕНИЕ. Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений ученик - учитель в последнее время получил название авторитарной педагогики. Многие деятели педагогики не считали этот стиль подходящим и выдвигали идеи гуманного отношения к ученику, к воспитанию ребенка вообще. Они пытались эти идеи реализовать на практике хотя бы в масштабе одной школы или даже всего-навсего одной группы. При этом имелось в виду учитывать особенности внутреннего мира каждого ученика то есть - личностно-ориентированный подход к каждому ученику. Между тем эти идеи,  несмотря на их прогрессивность, не воплощались в практику массовых школ. Они, естественно, имели в системе домашнего обучения детей в дворянских, помещичьих семьях. Там  можно было учесть всесторонне особенности каждого ребенка. Суть личностно - ориентированной педагогики, составляет признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Затем весь учебный процесс  строится на основе этого главного положения. Личностный подход в образовании  расширяет сферу творческого избирательного усвоения материала. Понятие нравственная норма как элемент личностного сознания условно, так как категории честности, справедливости, ответственности, доброты ничего не нормируют, оставляя человеку возможность самому найти способ нравственного самовыражения. Нравственное начало в обучении - это то, что противостоит его попредметной специализации, так как нравственное отношение к миру не зависит от природы познаваемого объекта, оно связывает все области человеческих исканий сильнее, чем любые межпредметные связи. Есть один способ реализовать личностный подход в обучении - сделать обучение сферой самоутверждения личности. Личностно утверждающая ситуация - это та, которая актуализирует силы ее саморазвития. Что именно станет такой ситуацией для конкретного субъекта, что будет вычерпывать из учебного процесса силы его саморазвития, предсказать нельзя, хотя можно предположить, что личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе: - нравственный выбор; самостоятельную постановку цели и ее достижения под контролем собственного  сознания и воли; реализацию роли соавтора учебного процесса; препятствие, требующее проявления воли и переживания радости  собственного открытия; осознание своей ответственности за явления природой и социальной действительности. Воспитательное воздействие, отвечающее этим критериям, нельзя осуществить лишь средствами, имеющимися в распоряжении  педагога и его собственный нравственный опыт. Отступление от материала урока в сферу личностных ценностей и переживаний не есть именно отступление, а скорее, придание учебному процессу подлинной диалектичности. Личностная ситуация на уроке - результат сложного взаимодействия его субъектов и объективно заданного содержания. При этом материал как бы определяет сферу творческого  поиска и самовыражения  участников учебного процесса. Учебный процесс - главная сфера личностного становления. Прототипом нынешнего школьного и вузовского обучения является процесс научного, специально организованного познания, на которое всегда ориентировалось обучение, как на свой идеал, и соответствие их методов считалось  критерием совершенства учебного процесса. Прототипом личностно ориентированного обучения, должно быть практическое, личностное познание, то есть не одностороннее теоретическое, а всестороннее мира человеком.

Над  данной  темой работают также ученые, как В.В.Сериков, Е.Н.Степанова, Е.С.Полат,  И.П.Подласый, И.Ф.Харламов.

Цель  работы - рассмотреть личностную ситуацию на уроке.

Объект исследования – личностно – ориентированное образование.

Предмет исследования – личностная ситуация на уроке.

Гипотеза исследования – деятельность будущего учителя. В ходе педагогической  практики станет  эффективной,  если он будет  использовать  на  ряду  с другими  личностную ситуацию  на  уроке.

Задачи исследования:

- изучить  научную литературу;

- рассмотреть  личностно – ориентированное  образование;

- изучить  личностную  ситуацию на уроке.

Методологический подход – личностно – ориентированный.

Методы исследования: изучение научной литературы, составление библиографии, анализ, синтез, обобщение, цитирование, конспектирование, аннотирование.

2. Понятие личностной ситуации.

Личностная педагогическая ситуация - центральное понятие развиваемой В.В.Сериковым  концепции. Ситуация - это всегда пространственно- временная характеристика бытия субъекта. Именно субъекта, так как ситуация - это не объективное течение вещей и явлений, не их бытие, а событие. Бытие, для какого- то, переживание чего- то личностью или социумом. Ситуацию определяют как совокупность всех условий - внешних и внутренних, объективных и субъективных.

Поскольку речь идет о педагогической ситуации, то, вероятно, она не возникает случайно, а создается целенаправленно. Правда, создание ситуации не похоже на принудительное воспитание, формирование, влияние, о чем привыкли говорить педагоги. Ситуация - это особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации. Ситуационный подход связан с проектированием такого способа жизнедеятельности воспитанников, который адекватен природе личностного развития индивида. Специфика подобного развития состоит в осмысливании, субъективировании, переживании собственной жизненной ситуации, которая одновременно и сложилась объективно, и порождена субъектом - избрана, сотворена им, особым образом понимается, принимается и истолковывается им, предстает для него как определенное событие. Личностный опыт - это осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала приложения личностного потенциала индивида, его проявления как личности. Личность не растворяется в ситуации. Быть личностью - значит быть независимым от ситуации, стремиться к ее преобразованию.

Ориентация на личность принята педагогическим сознанием в качестве цели образования как должное, без какого- либо серьезного осмысления функций и строения образовательной системы. В обучении ориентированном на личность, а значит, на нравственное сознание ребенка, коренным образом изменяется функция мотива в присвоении содержания. В традиционном обучении, где результатом является ориентировка в некоторой предметной сфере, мотив влияет на процессуальные, а не на содержательные характеристики усваиваемых знаний, то есть от мотива и личностной позиции ученика зависит глубина, прочность, сознательность и другие качества знаний, но не их содержание.

 Личностный подход в образовании расширяет сферу творческого избирательного усвоения материала. Есть только один способ реализовать личностный подход в обучении - сделать обучение сферой самоутверждения личности. Личностно утверждающая ситуация - это та, которая актуализирует силы ее саморазвития. Что именно станет такой ситуацией для конкретного субъекта, что будет вычерпывать из учебного процесса силы его саморазвития, однозначно предсказать нельзя, хотя в самом общем виде можно предложить, что личностно утверждающая ситуация может содержать в своей основе: нравственный выбор, самостоятельную  постановку цели и ее достижение под контролем собственного сознания и воли, реализацию роли соавтора учебного процесса, препятствие, требующее проявление воли и переживания радости собственного открытия, освоение своей ответственности за явления природной и социальной действительности .

Воспитательное воздействие, отвечающее этим критериям нельзя осуществить лишь средствами своего предмета, оно должно реализоваться всеми возможными средствами, имеющимися в распоряжении педагога, включая его собственную личность, его собственный нравственный опыт. Отступление от материала урока в сферу личностных ценностей и переживаний не есть именно отступление, а скорее, придание учебному процессу подлинной диалектичности.

 Личностная ситуация на уроке - результат сложного взаимодействия его субъектов и объективно заданного содержания. При этом материал как бы определяет сферу творческого поиска и самовыражения участников учебного процесса, а те, в свою очередь, неизбежно реконструируют это содержание, извлекают из него актуальные жизненные смыслы. Личностно – утверждающая ситуация – это та, которая актуализирует силы ее саморазвития. И, что ситуация – это не объективное течение вещей и явлений, не их бытие, а самобытие.

3. Личностные ситуации на уроке английского языка.

На уроках английского языка, используя личностно - ориентированный подход, развивая у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления, используя  проблематизацию, внутреннюю противоречивость  или неоднозначность текстов в учебнике, перерабатывая их на основе личного опыта  детей. При разработке учебных заданий на уроке учитывают не только сложность содержания этих заданий, но и различные приемы их выполнения, которые задают непосредственно в виде правил, алгоритмов действий или путем  организации самостоятельного  поиска, например,  при изучении той или иной темы «Education», «Sport» и другие. Постоянная активизация различных способов, приемов  освоения учебного материала считается основным путем развития познавательных способностей учащихся, главным условием их проявления.  Уроки английского должны превращаться в такие занятия, где каждый ученик не только усваивает те или иные знания, но и познает самого себя, учится управлять собой, оценивать свои реальные возможности, прогнозировать пути их развития.  

Поиск средств самоорганизации процессов развития личности требует выявления особого «строительного материала» для конструирования (реализации замысла) педагогического взаимодействия. Таким  материалом, исходным  «кирпичиком» организации самого процесса взаимодействия выступает  личностная ситуация – совокупность условий и обстоятельств, порождающих лично - значимое  для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает.

Это ситуация взаимодействия, затрагивающая смысловую, рефлексивную, оценочную, мотивационную сферы личности, обращенная к ее собственным мыслям и чувствам, побуждающая выбирать, оценивать, наделять смыслом, творчески  преобразовывать, принимать ответственное решение. Она  связана с жизнью личности, а не исполнителя указаний, готовых рецептов мышления и поведения. Личностная ситуация может случайно, незапланированное, а может создаваться преднамеренно, что и делает часто хороший  учитель, действуя интуитивно. Только в традиционных  моделях  его деятельности это происходит попутно, как дополнение к опыту знаний, умений. В педагогике личности опыт  личностного бытия учеников – в центре  внимания учителя, а знания, умения, навыки – одно из средств в самостроительстве  этого опыта  с помощью учителя.

Чем больше личностная ситуация в педагогическом взаимодействии, тем больше этот процесс ориентирован личностно: личностная ситуация здесь – технологическое  средство – способ организации процесса, показывающий путь к авторской технологии обучения и воспитания личности.

Реализация учителем целей и задач личностной ориентации всегда будет связана с моделированием личностной ситуацией. В зависимости от поставленных  учителем целей, они могут предназначаться всему классу (формальные), или конкретному ученику (индивидуальные).

….На уроке английского  языка  изучается тема «Travelling». «Вы любите путешествовать? Куда вы ездили? На каком виде транспорта вы любите путешествовать?»

Краткое заинтересованное обсуждение, в котором  ученики высказывали свое мнение, не боясь ошибиться (поскольку ответы не делятся на правильные и неправильные), позволяет плавно перейти к теме и уяснить ее.

…Варианты тестов по английскому языку,  написанные на доске, - разной степени сложности. Учитель поясняет, что выбрать можно любой, но отлично оценивается лишь выполнение всех заданий избранного варианта, добавив: « Для тех, кто рискнет  испытать свои возможности, самый лучший вариант - четвертый». Ученик, «идущий на медаль», уже прикинув вариант попроще, вдруг  замечает устремленные на него глаза одноклассников. Секунды замешательства, и его рука, помедлив, выводит номер трудного варианта….

Приведенные примеры позволяют заметить главные особенности личностной ситуации. Главный механизм создания личностной ситуации в педагогическом взаимодействии – не научение, а переживания самого ученика: чтобы создать такую ситуацию, учителю необходимо придумать, что будут переживать его ученики в конкретных обстоятельствах общения, совместной деятельности (на уроке  или  вне его ).

К основным  условиям, позволяющим смоделировать личностную ситуацию, можно отнести следующие:

  1. Совместная деятельность учителя и учеников, в которой смысло -  поисковая и проблемно – поисковая активность последних важнее любых готовых истин;
  2. Сотрудничество учителя с учениками, предполагающее положительный эмоциональный фон взаимодействия и другие признаки сотрудничества;
  3. Межсубъектное диалогическое общение в педагогическом взаимодействии;
  4. Личностная ориентация педагогического мышления учителя, позволяющая ставить цели и принимать решения в интересах развития личности.

В педагогике личности различают  собственно педагогические задачи и дидактические. Первые – синтез развивающих и воспитательных целей, где есть два аспекта: ценностно -  смысловой и личностный. Дидактические – задачи обучения.

Задача как объект педагогического взаимодействия – средство  организации деятельности учеников, ее организующее начало. Такая задача может быть сформулирована и как цель деятельности в конкретных условиях, и как проблема, требующая решения, или вопрос, ждущий ответа.

На уроке по любому предмету можно решать три типа учебных задач разных уровней:

  1. Уровень практической ценности обретенных знаний и навыков, решение деятельностно -  практических задач;
  2. Уровень предметных ценностей, ценность знаний, умений, обретаемых в решении предметных задач;
  3. Уровень духовных ценностей, решение ценностно – смысловых задач.

Создание личностной ситуации для решения таких задач предоставляет ученикам возможность нравственного выбора и его обоснования, выражения своего мнения, обмена духовными потенциалами, критического переосмысления прежних взглядов.

Смысл изменений, вносимых учителем в формы взаимодействия – максимально расширять границы и круги общения между всеми учениками и учителем. Поэтому работа в парах, тройках, группах – особенно характерна  для личностной ситуации. Форма взаимодействия, когда один говорит, а все остальные слушают – самая неподходящая для личностной ситуации.

Можно сделать вывод, что смысл и назначение личностной ситуации – эмоциональное и интеллектуальное вовлечение учеников в тему, проблему; побуждение их к свободному принятию деятельности, к поиску смысла, к самопознанию, поддержка и помощь в самоутверждении, в самоизменении.

Заключение.

Поставленная цель достигнута. Задачи в целом решены. Гипотеза подтвердиться в ходе педагогической практики.

В результате теоретического исследования обнаружено  следующее: 1.Личностно – ориентированное обучение – это обучение, где во главу угла становится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностный подход в образовании расширяет сферу творческого избирательного усвоения материала. Прототипом личностно – ориентированного обучения, должно быть практическое,  личностное познание, то есть не одностороннее теоретическое, а всестороннее мира человека. Характерной чертой большинства форм  личностно – ориентированного общения является ориентированность субъекта общения на то, чтобы тут же получить  ответ от собеседника, воспринимать его реакцию и в соответствии  с этим решать, в каком  направлении  действовать дальше. В этом случае важным становится превращение процесса  овладевания  языком в процесс личностный. Передача личностно – значимой информации будет стимулировать дополнительно новые высказывания  учащихся, что объясняется  неоднозначностью восприятия такой информации. Иными словами, в данном случае становится возможным перевод речевой  деятельности в область психических процессов.  При таком подходе главная задача методики состоит в повышении интеллектуально – мыслительной активности обучаемых.

2. Личностная ситуация на уроке – результат сложного взаимодействия его субъектов и объективно заданного содержания. При этом материал как бы  определяет сферу творческого поиска и самовыражения участников учебного процесса, а те, в свою очередь, неизбежно реконструируют это содержание, извлекают из него  актуальные  жизненные смыслы. Личностно – утверждающая ситуация – это та, которая актуализирует силы ее саморазвития. И, что ситуация – это не объективное течение вещей и явлений, не их бытие, а самобытие.

3. Работа с учащимися на основе взаимопонимания, сотрудничества не только повысит интерес  учащихся к урокам английского языка, но и к занятиям вне школьного расписания. Учащиеся, особенно старших классов, охотнее участвовать в олимпиадах, при этом демонстрируя хорошие знания английского языка.

Данная тема носит открытый характер. Для дальнейшего исследования можно обозначить круг проблем.

  1. Понятие  личностно – ориентированного обучения.
  2. Понятие личностной ситуации на уроке.

Литература

1.Востроилова Е.В. Применение педагогических средств личностного вовлечения.//Кафедра педагогики. Воронежский Государственный Университет.2009г.

2.Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного обучения.//Педагогика, 1997г.

3.Полат Е.С. Разно уровневое обучение. М: Иностранные языки в школе,2000г.№6

4. Полат Е.С. Разно уровневое обучение. М:Иностранные языки в школе,2000г№1.

5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. М : Иностранные языки в школе,2000г,№1.

6.Сериков В.В. Личностно-ориентированное обучение.//Педагогика 1999г.

7.Харламов И.Ф. Концепция личностно-ориентированного обучения .//Педагогика 1996г.

8.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование. М:Педагогика,1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ

Эта методическая разработка показывает необходимость развития навыков говорения у школьников...

Использование игровых ситуаций на уроке английского языка»

Все мы знаем, что играть –  интересно,  весело,  забавно.  Однако некоторые считают, что развлечения – единственный смысл игр и в них нет никакой педагогической ценности. И это заб...

«Снятие психологического напряжения через игровые ситуации на уроке английского языка»

Психологи, педагоги и медики определяют иностранный язык как один из самых трудных предметов:По 11-бальной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 б...

«Снятие психологического напряжения через игровые ситуации на уроке английского языка»

Психологи, педагоги и медики определяют иностранный язык как один из самых трудных предметов:По 11-бальной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 б...

Достижение метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка. Урок английского языка по ФГОС.

Данный учебный материал представляет собой технологическую карту урока английского языка, разработанного в соответствии с ФГОС....

«Создание личностно-ориентированных ситуаций на уроках английского языка»

Если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процес...