методическая разработка по теме "Проектная деятельность - из опыта работы" и презентация к выступлению
методическая разработка по английскому языку по теме

Гришанова Вероника Александровна

Выступление на психолого - педагогическом семинаре по теме "Проектная деятельность" и презентация к выступлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность – из опыта работы

подготовила – учитель английского языка Гришанова В. А.                 

     Каждый  учебный   предмет   имеет    свою    специфику   и соответственно   специфику   использования    тех    или    иных    методов,  технологий  обучения.

      Целью  обучения  иностранным   языкам   является   не система  языка,  а  иноязычная  речевая  деятельность,  причем   не   сама по   себе,   а   как   средство   межкультурного    взаимодействия.    Метод проектов  позволяет  творчески  применить  языковой   материал,   превратить уроки  иностранного  языка  в  дискуссию,  исследование.

     Существуют основные требования к использованию метода проектов:

1. наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);                  

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

     - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

    - выдвижение гипотезы их решения;

    - обсуждение методов исследования;

    - обсуждение способов оформления конечных результатов;

    - сбор, систематизация и анализ полученных данных;

   - подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

   - выводы, выдвижение новых проблем исследования.

     Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания. Причин тому несколько:

   - необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

   - актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

  - актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

   - значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

      Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

        Выполнение проектов мотивирует учащихся в изучении языка и стимулирует как устную, так и письменную речь. Данный метод достаточно широко представлен на страницах учебника Кузовлева В.П. и Кауфман «Английский язык».

        В каждом из тематических блоков УМК гибко используются индивидуальные и групповые проекты, которые воплощаются в постерах,  буклетах, различных докладах обучающихся и представляются на учебных занятиях.

     Обращаясь  к практике использования проектной деятельности на уроках английского языка, хотелось бы отметить следующее: проекты в учебниках В.П. Кузовлева и Кауфман начинают предлагаться для выполнения учащимся с 6 класса. Они (проекты) в основном краткосрочны; в 6-7 классах предлагаются лишь как итог изучения раздела, в последующих классах обучающиеся выполняют проекты в течение  изучения разделов.

    Привожу примеры (фрагменты) проектов, выполненных учащимися по завершении изученной темы.

      Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать многое из того, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствует развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России во все более изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.  Все это, в конечном счете, призвано интегрировать совокупность самых современных подходов к обучению. Задача учителя – с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.

          На уроках английского языка с использованием проектного обучения  создаются такие условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;

- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

- развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.);

- развивают аналитическое мышление.

       Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

        Целью выполнения каждого проекта является создание конкретного продукта, который отличается от традиционного результата обучения своей связью с реальной жизнью, необычностью формы и самостоятельностью изготовления.

      За счет информативной насыщенности каждого урока с использованием метода проектов удается интеллектуально нагрузить учащихся, развить у них интерес  к получению знаний об иноязычной культуре. Учебники автора В.П. Кузовлева и Кауфмана создают условия для активного "добывания" информации. Развивающий аспект обучения достигается на  подобных уроках за счет использования проектной  технологии, которая направлена на развитие личностной активности обучающихся.

     Так как методическим содержанием современного урока иностранного языка является коммуникативность, то обучение иностранному языку мною организуется так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации, т.е. общению.

       Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Практика использования метода проектов показывает,  что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.

    Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка.

      Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:

1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.

2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.

4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.

Как уже было отмечено, метод проектов позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Сущность его можно обозначить словами «Все способны», а использование проектной методики в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению иностранного языка в школе.


Гришанова Вероника Александровна,


учитель английского языка, МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки Брянской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие познавательной деятельности дошкольников через образовательные программы"

Любой человек находится в перманентном процессе познания ми­ра: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других лю­дей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности разви­ваются и соверш...

Методические разработки по мотивации деятельности учащихся.

Методические разработки "МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ."...

Методическая разработка «Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений»

Развитие ребенка опосредовано общением его со взрослым, и в первую очередь с родителями.  Поэтому в семье необходимо создавать атмосферу  взаимоподдержки и  общности  интерес...

Методическая разработка «Проектно - исследовательская деятельность во внеклассной работе»

Предназначена  для 8,9 классов для распределения по профильному обучению....

Методическая разработка. Способы обогащения нравственно-эстетического опыта учащихся на основе личностно ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы – это уроки, во время которых учитель может заинтересовать, увлечь, создать условия для развития и реализации творчества каждого ребенка, открыть путь к самовыражению...