Методическая разработка «Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений»
методическая разработка по психологии по теме

Буза Ирина Андреевна

 

Развитие ребенка опосредовано общением его со взрослым, и в первую очередь с родителями.  Поэтому в семье необходимо создавать атмосферу  взаимоподдержки и  общности  интересов. Совместная исследовательская деятельность детей и родителей будет способствовать созданию комфортной и доверительной атмосферы.

Не всегда есть возможность привлечь родителей в школу. Поэтому в своей работе педагогам необходимо косвенным образом организовать взаимодействие учащихся и их родителей по средствам исследовательской деятельности по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»

Методическая разработка

«Поисково-исследовательская деятельность учащихся как средство оптимизации детско-родительских отношений»

Руководитель школьного музея

Основной школы № 12

Буза И.А.

Муром 2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Актуальность ………………………………………………………………….4

Теоретическая часть …………………………………………………………..5

Практическая часть ……………………………………………………………8

Диагностика…………………………………………………………………….11

Заключение ……………………………………………………………………12

Используемая литература …………………………………………………….13

Приложение ……………………………………………………………………14

Введение

В настоящее время ведущей целью образования становится развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка молодого человека к самостоятельному выбору жизненных стратегий в меняющихся обстоятельствах жизни. Формирование личности, способной к самоопределению и самореализации, социально устойчивой и мобильной, способной вырабатывать и изменять собственный жизненный путь – такова цель и критерии успешности современного образования. Главным является не вписывание индивида в наличный социум, а развитие его субъектности в жизни, деятельности и личностной позиции во взаимоотношениях с другими.

Для мировой педагогики в начале XXI столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии, вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление.

Теперь ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. А задача учителя должна заключаться в том, чтобы помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Актуальность

В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психологического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Здоровье человека, не только физическое, но и психическое  - важный показатель его личного успеха.

В условиях современной жизни родителям и детям становится все труднее найти общий язык, общие интересы и увлечения. Как следствие, резкое увеличение количества дисгармоничных семей. Все больше и больше родителей обращаются за помощью к психологам, педагогам с жалобой на отсутствие взаимопонимания с ребенком.

Разрешение проблем детско-родительских  отношений задача достаточно сложная и требует систематизированных  и скоординированных действий специалистов разных профилей: психологов, учителей, педагогов дополнительного образования.

Цель моей работы – повысить уровень сплоченности семей учащихся по средствам поисково-исследовательской деятельности самих учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ литературных источников, посвященных данной проблеме;
  2. Определить, какие виды краеведческой деятельности я буду использовать для улучшения взаимоотношений в семьях;
  3. Провести диагностические замеры уровня сплоченности семьи до начала воздействий и после;
  4. Проанализировать полученные результаты.

Теоретическая  часть

Термин «краеведение» был введён в 1914 году историком-методистом В.Я. Улановым и учёным-географом И.Д. Маньковым. До этого с середины ХIХ века в российской педагогике широко применялись термины «Родино-ведение» и «Отчизноведение». Введенный в педагогическую науку термин «краеведение» обозначал изучение «местной истории», «истории края». Начало же краеведческих исследований в России связано с указом Петра I от 12 февраля 1718 года, в котором предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках. Первые анкеты-вопросы по краеведческому изучению России были подготовлены В.Н. Татищевым и М.В. Ломоносовым. С тех пор краеведение прошло долгий путь становления и развития.

К.Д.Ушинский определяет краеведение как междисциплинарный комплекс наук, который начинает функционировать на рубеже нового столетия и третьего тысячелетия, когда в обществе закладываются стратегические ориентиры для выработки современных ориентиров.

Образовательное пространство краеведения имеет ряд педагогических особенностей: это пространство является базовым, так как готовит детей к самообразованию, саморазвитию, самовыражению, самовоспитанию. Другой особенностью является то, что специальные курсы образовательного пространства краеведения готовят учеников к будущей жизни, формируют краеведческую грамотность и современное представление об общественном разделении труда.

В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка.

Именно краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности.

В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Изучение родного края включает познание многих процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своих предков, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

При этом важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Решить столь важную задачу возможно лишь при тесном взаимодействии семьи и школы, когда и родители и учителя осуществляют единый воспитательно-образовательный процесс с единой системой требований. Однако, в современных условиях достаточно часто встречаются ситуации, когда родители отказываются участвовать в школьной жизни своего ребенка, а  вся забота о нем сводится к материальному обеспечению достойного уровня жизни.

 Но  родители должны удовлетворять не только органические, но и социальные потребности ребенка, являться для него проводниками в мир человеческой культуры, создавать условия безопасного вхождения в широкое социальное окружение, осуществляя одну из важнейших функций семьи – эмоциональную, удовлетворять потребности ребенка в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Близкие отношения с ребенком означают открытость друг другу, взаимный интерес к увлечениям, проблемам, переживаниям. Они порождают ощущение своей ценности для другого человека. Ребенок чувствует, что не безразличен своим родителям, что они стараются понять его, разделяют его переживания.

Нарушение эмоционального контакта с родителями. Отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка. Не получая достаточного внимания, ребенок начинает испытывать беспокойство, так как не чувствует необходимой ему поддержки со стороны родителей. Ненадежная привязанность, постоянное стремление к близости с родителем не находящее своего удовлетворения, приводит к эмоциональной неустойчивости, неуверенности в себе. Результатом такой неуверенности может стать замкнутость ребенка, затрудняющая его общение со сверстниками, нерешительность.

 

Практическая часть

Развитие ребенка опосредовано общением его со взрослым, и в первую очередь с родителями.  Поэтому в семье необходимо создать атмосферу  взаимоподдержки и  общности  интересов. Совместная исследовательская деятельность детей и родителей будет способствовать созданию комфортной и доверительной атмосферы.

Не всегда есть возможность привлечь родителей в школу. Поэтому в своей работе я стараюсь косвенным образом организовать взаимодействие учащихся и их родителей по средствам исследовательской деятельности по краеведению.

Осуществляется данная работа с использованием следующих видов краеведческой деятельности (Схема 1):

Схема 1

При этом задания для исследовательских работ формулируются таким образом, чтобы в процессе сбора информации учащимся потребовалась помощь от членов семьи. Иными словами, тема предлагаемых краеведческих исследований изначально должна предполагать необходимость совместной деятельности учащихся и их родителей.

Рассмотрим более подробно каждый из видов краеведческой деятельности, перечисленных выше.

Составление генеалогического древа

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки. В прошлом только знать имела возможность и испытывала необходимость в фиксации родственных связей. Сегодня генеалогией может заниматься каждый, кому интересна история семьи. Это занятие не только увлекательно, но и познавательно. Уже знакомство с семейными преданиями дает какую-то историческую канву: в этом событии участвовал мой отец, в том - дед, прадед воевал в Крымской войне, в семье есть именное оружие, награды за храбрость и т.д. Таким образом, прошлое семьи становится частичкой общей истории страны, и человек, составляющий таблицу предков, осознает связь с историей. Знание прошлого семьи может оказаться полезным для определения происхождения семейных реликвий, для установления лиц, изображенных на пожелтевшем фото начала нашего века из семейного альбома, для объяснения тайн семейных преданий.

Учитывая тот факт, что составление родословной сопровождают краткой записью о каждом члене родословной с точной характеристикой его родства, следует подчеркнуть, что в этом виде деятельности заложен огромный потенциал для улучшения детско-родительских отношений и сплочения семьи. Во-первых, составление генеалогического древа предполагает совместную деятельность сразу нескольких поколений одной семьи (ребенок – родители – бабушки и дедушки и т.д.). Во-вторых, совместные воспоминания, рассказы о семейных традициях и обычаях дают возможность подрастающему поколению познакомиться с особенностями воспитания их прабабушек и прадедушек.  

Изучение семейных традиций Муромского духовенства  ХIХ – нач. ХХ вв.

В современном обществе, где большими темпами идет процесс модернизации, проблема «отцов и детей» еще более усиливается. Дети не в состоянии осознать в каких условиях воспитывались их родители, а как следствие, большая разница  во взглядах, жизненных целях и приоритетах. Осуществляя исследовательскую деятельность на базе школьного музея, посвященного «Истории Муромского Духовного училища», ребята имеют возможность узнать о том, какие традиции обучения и воспитания были в семьях духовенства Мурома  в ХIХ – нач. ХХ вв., провести сравнительный анализ семейных ценностей и особенностей внутрисемейных отношений в современных семьях и семьях  ХIХ века.

 

Поисково-исследовательская деятельность, посвященная участникам Великой Отечественной войны.

Еще одним важным направлением посково-исследовательской деятельности является работа по сохранению памяти об участниках Великой Отечественной войны. Война уходит в прошлое, становится страницей истории, но эхо этой войны  до сих пор не затихает в людских душах. Людей, прошедших сквозь годы войны, с каждым годом становится все меньше и меньше. И мало кто из наших сверстников представляет, сколько тягот они вынесли на своих плечах, каким испытаниям они подвергались. Как важно нам глубоко осознавать величие подвига предшествующих поколений, бережно хранить память о каждом участнике военных и трудовых будней той поры.

Судьба ветеранов, их жизнь интересна и поучительна многим поколениям школьников, может быть примером  проявлением истинного патриотизма, стойкости и трудолюбия.

Диагностика

Для выявления особенностей внутрисемейных отношений мною была проведена «Методика исследования семейной адаптации и сплоченности» Д.Х.Олсон, Дж.Партнер, И.Лави (адаптирован сотрудниками научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева);

В исследовании приняли участие 16 ребят, занимающихся поисково-исследовательской деятельностью:

- 2 учащихся из неполных семьей;

- 5 учащихся из неблагополучных семей;

- 3 учащихся из многодетных семей;

- 6 учащихся из благополучных семей.

Сводные результаты методика исследования семейной адаптации и сплоченности Д.Х.Олсон, Дж.Партнер, И.Лави (адаптирован сотрудниками научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева) представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Из диаграммы видно, что количество учащихся с разобщенным и разделенным уровнем семейной сплоченности к январю снизился с 19% до 12,5% и с 37,5% до 25% соответственно. Количество учащихся  со связанным типом семейной сплоченности  к январю повысился с 31%  до 50%.  

Заключение

Таким образом, проведенное мною исследование показало, что поисково-исследовательская деятельность в области краеведения способствует оптимизации детско-родительских отношений.

  1. Увеличилось количество семей со связанным типом семейной сплоченности;
  2. Возросла познавательная активность учащихся при проведении краеведческих исследований;
  3. отношения руководителя и ученика строятся на взаимопонимании и       осознании    значимости совместных действий каждого из них;
  4. Родители стали проявлять большее участие  в школьной жизни своих детей.

Данный материал может быть использован:

- на уроках истории;

- на уроках Муромоведения;

- на классных часах по патриотическому воспитанию;

- классными руководителями;

 

Используемая литература

  1. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования и организации исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников, 2006.- № 18.- с.24-37
  2. Лобзина Г.В., Газарян А.А. Организация проектной деятельности учащихся: семь слагаемых результата// Исследовательская работа школьников, 2009.- №30.- с. 60-64.
  3. Минияров В.М. Психология семейного воспитания.- М.: МПСИ, 2000.- 256 с.
  4. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии.- СПб.: Питер, 2007.- 208 с., ил.
  5. Озеров А.Г. Формирование экологической культуры личности в процессе исследовательской, туристско-краеведческой деятельности учащихся// Краеведческий альманах, 2009.- № 1.- с. 3-13.  
  6. Салмина М.С. Развитие краеведения в школе// Исследовательская работа школьников, 2004.- № 10.- с. 73-76.
  7. Ушинский К.Д. Избр. Пр. соч.//М: Педагогика, 1974. Т 1.- С. 11.

Краеведческая деятельность

Составление генеалогического древа

Изучение семейных традиций Муромского духовенства  

ХIХ – нач. ХХ вв.

Поисково-исследовательская деятельность, посвященная участникам ВОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по мотивации деятельности учащихся.

Методические разработки "МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ."...

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их пространственных представлений на уроках черчения».

Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся  и развитие их пространственных представлений на уроках черчения» содержит методические рекомендации по теме "...

Методическая разработка. Развитие речемыслительной деятельности учащихся как основа овладения правописанием.

Развитие речемыслительной  деятельности учащихся  как  основа овладения правописанием. Методические рекомендации....

Методическая разработка "Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития самостоятельной познавательной активности"

Проблема повышения качества образования постоянно находится в центре внимания педагогов. Если раньше обучение предполагало получение учащимися от педагога готовых знаний и наработку на их основе умени...

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

методическая разработка "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках химии и во внеурочное время "

В данной работе рассматривается актуальный материал по применению исследований на уроках химии и внеурочное время.        Главной идеей образования в последние годы...