Обучение английскому языку в начальных классах
методическая разработка по английскому языку по теме

Гришанова Вероника Александровна

Материал для выступления на районном МО учителей иностранного языка по теме "Обучение английскому языку в начальных классах" и презентация к выступлению по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районное МО учителей иностранного языка

Обучение английскому языку в начальных классах

Ни для кого не секрет, что методика преподавания любого предмета в начальной школе и в среднем звене значительно разнятся, это правило действует и для уроков английского языка в младших классах. От учителя требуется не только отличное знание методики преподавания своего предмета, но и учет психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

При подготовке к урокам в начальной школе я стараюсь предусмотреть задания, ориентированные на различные виды восприятия учащихся: зрительную опору, озвучивание, письмо и практические действия. Особенно важно такое сочетание при изучении нового материала.

Озвучивание любого материала всегда присутствует на уроке: либо учитель сам произносит (прочитывает) новую лексику или грамматику, объясняет правило, либо пользуется аудиозаписью. Естественно, предпочтительнее использование на уроках аудиоматериалов с записью носителей иностранного языка. Такие материалы доступны, прилагаются к каждому учебно-методическому комплекту по иностранному языку.

При разучивании и последующем воспроизведении диалогов я стараюсь использовать предметы или картинки, ребятам очень интересно, когда в «магазине» они могут не только поговорить по-английски, но и «купить», потрогать «покупку». Этот вид работы позволяет задействовать и особенности восприятия кинестетиков, и ведущий вид деятельности – игру.

Игровые приемы вообще должны присутствовать на всех уроках в начальной школе. Это не означает, что на каждый урок придумываются какие-то сложные костюмы и прочие атрибуты. Порой достаточно небольших игровых приемов, чтобы активизировать работу на уроке, удержать или привлечь внимание учеников. Такими приемами могут стать:

    «Снежный ком». Игру можно проводить в двух вариантах.

Вариант 1: первый ребенок называет слово, второй добавляет свое слово так, чтобы получилось словосочетание, третий добавляет еще одно и так пока не получится предложение. При достаточном уровне подготовки игру можно продолжать до составления текста. Пример: a bear - a brown bear – a brown bear lives – a brown bear lives in the forest.

 Вариант 2: способствует развитию памяти и запоминанию лексического материала: детям предлагается вспомнит слова по теме «N». При этом каждый ребенок должен повторить все слова, сказанные ребятами до него и прибавить свое. Пример:  слова по теме «Животные» a bear – a bear, a cat, - a bear, a cat, a dog и т.д.

При обучении чтению так же можно использовать игровые приемы. Это могут быть различные шарады по теме текста, ребусы и путаницы. «Составить из слов предложение», «Составить из букв слова», - все эти задания способствуют развитию внимания и усидчивости учащихся, а так же позволяют закрепить звуко-буквенный состав слов,  порядок слов в предложении, на основе результатов выполнения данных заданий можно повторить правила чтения или грамматики.

При предъявлении зрительного ряда я всегда пользуюсь правилом «Учебника не достаточно!» и готовлю к каждому уроку наглядность (в электронном варианте или печатном для презентации на доске).

В современных условиях все большее значение при визуализации материала приобретают средства ИКТ: интерактивная доска, компьютер, проектор. Но и в данном случае важно учитывать особенности восприятия малышей. Конечно, им нравится всё яркое и броское, но необходимо помнить, что мы предъявляем прежде всего учебный материал, а не просто набор красивых картинок или слайдов.

Одна из основных особенностей современного мира - это ускорение темпов информационного и технологического развития. То, что было новым еще вчера, сегодня считается немного устаревшим, поэтому нам, учителям, приходится постоянно двигаться в ногу с прогрессом. В настоящее время главная цель образования – научить детей учиться. Учителя должны создать условия, которые помогают современному школьнику  творчески применять полученные знания на практике. Но как это сделать? Как сделать урок более интересным и насыщенным? Эти вопросы задают себе многие творческие учителя, применяющие на практике различные современные технологии и методики, чтобы воплотить эту идею в жизнь.

На мой взгляд, самой удачной технологией является технология интерактивного обучения школьников. Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Под технологией интерактивного обучения  мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Она не конкурирует с традиционными формами преподавания. Ее цель - объединить все эти формы преподавания. Применение интерактивной методики позволяет учителю соединить деятельность каждого школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель - класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его учебную деятельность и межличностное познавательное общение.    Применение интерактивной методики дает устойчиво положительные результаты во всех направлениях учебно-воспитательной работы. Она позволяет:  

  1. добиться соответствия устных и письменных ответов учащихся;
  2. формирует стандартизированное восприятие изучаемого материала;
  3. позволяет обеспечить высокие темпы учебной деятельности;
  4.  позволяет объективно оценить не только знания учащегося, но и уровень его интеллектуального развития.

Однако, если применять интерактивную методику в «первозданном» виде, она не будет соответствовать современным тенденциям педагогики и, как следствие, поставленных целей может не достигнуть. Преодолеть эту проблему можно, применив в комплексе с интерактивным обучением Информационно-Коммуникативные Технологии, что позволяет  разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить ребенку возможность самостоятельно постигать новое, осуществлять компетентностный подход в обучении.  

На своих уроках я применяю интерактивную методику с использованием интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Применение интерактивной доски позволяет учителю эффективнее управлять демонстрацией наглядного материала, организовывать групповую работу и проводить контроль усвоенного материала. Электронная интерактивная доска легко вовлекает учащихся  в учебный процесс. Работая с доской, ребята легко и уверенно раскрывают свои способности. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Особенно интересно работать с доской младшим школьникам. Приходя на урок, первый вопрос, который задают ребята: «А мы сегодня будем работать с доской?»  Учащиеся называют ИД волшебной, на уроках иностранного языка при изучении тем «Цвета, размер» они рисуют, меняют цвет предметов, форму и размер фигур и предметов. При работе с лексикой они перемещают слова, из слов составляют предложения, вставляют пропущенные буквы в слова. Но ИД – это лишь средство обучения, а основное на уроке – это организация интерактивной деятельности учащихся.

Виды деятельности учащихся могут быть различны. ИД на уроке - это ценный способ удерживать внимание учащихся, что так необходимо младшим школьникам. Следует заметить и то, что использование интерактивной методики требует не только  серьезной подготовки, но и хороших навыков работы с компьютером. Но как говорится “Есть желание – есть тысяча возможностей,   нет желания – есть тысяча причин“.    Мне кажется, что потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату.

Удачи Вам и творческих успехов!


Гришанова Вероника Александровна,


учитель английского языка, МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки Брянской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....

Доклад : ,,Обучение английскому языку в начальных классах”.

Доклад  : ,,Обучение английскому языку в начальных классах”....

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Особенности обучения английскому языку в начальных классах

Новичкова Галина Борисовна,учитель английского языка МБОУ « Гимназия№ 6»г. Новочебоксарск Приходя на педпрактику в школу студенты, конечно, обращают внимание на то, что учитель иностранного языка...

Методика обучения английскому языку учащихся начальных классов

Обучение должно быть радостным и ненапряжённым, его следует осуществлять как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. Важно использование различных видов искусства (музыка, живопись, элемент...

Преемственность обучения английскому языку в начальной и средней школе. Развитие лингвистической компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка.

Данная статья отображает условия для осуществления успешной преемственности в обучении английскому языку, формирование лингвистической компетенции в 5 классе...