Развитие автономии учащихся через формирование учебных стратегий
методическая разработка по английскому языку (7 класс) по теме

Лобанова Наталья Леонидовна

Общество, в котором мы живем, постоянно развивается, меняется и предъявляет новые требования к членам этого общества. При переходе от индустриального общества к информационному, ценным становится не количество знаний, умений и навыков, которыми владеет человек, а способность приобретать их, в зависимости от условий, в которых он находится, адаптироваться к новым ситуациям. Необходимыми становятся такие качества как самостоятельность, инициативность, ответственность за собственную деятельность и способность к самообучению.

Идеей изменений является изменение подходов  к организации учебной деятельности, переосмысление роли учителя  и учащегося  в образовательном процессе для достижения нового качества образования.

Сущность опыта: развитие личности учащегося на уроках иностранного языка через формирование учебных стратегий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pedopyt.docx35.22 КБ
Файл prilozhenie_no2.pptx450.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

1. Общие сведения

ФИО автора опыта работы

Учреждение, в котором работает автор, с указанием адреса

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Лобанова Наталья Леонидовна

МКОУ гимназия г.Слободского 613150 г. Слободской Кировской области ул.Ленина,77 Тел. учреждения: (883362) 42880

Учитель английского языка

23 года

2. Сущностные характеристики опыта

1. Тема  педагогического  опыта

Развитие автономии учащихся через формирование учебных стратегий

2. Источник изменений

Общество, в котором мы живем, постоянно развивается, меняется и предъявляет новые требования к членам этого общества. При переходе от индустриального общества к информационному, ценным становится не количество знаний, умений и навыков, которыми владеет человек, а способность приобретать их, в зависимости от условий, в которых он находится, адаптироваться к новым ситуациям. Необходимыми становятся такие качества как самостоятельность, инициативность, ответственность за собственную деятельность и способность к самообучению.

3. Идея изменений

Идеей изменений является изменение подходов  к организации учебной деятельности, переосмысление роли учителя  и учащегося  в образовательном процессе для достижения нового качества образования.

Сущность опыта: развитие личности учащегося на уроках иностранного языка через формирование учебных стратегий.

3. Концепция изменений

 Концепция изменений на процессуальном уровне  -формирование новых, значимых для учащихся навыков и умений. Система в использовании позволяет достигнуть более высокого результата в обучении, сделать его легче, увлекательнее   осмысленнее .

Новизна данного опыта состоит в сбалансированном  сочетании зарубежных и отечественных подходов к изучению иностранного языка.

4. Условия реализации изменений

Учителю необходимо владеть теоретическими знаниями по данной теме с целью правильной организации учебного процесса.  Наличие современного интерактивного и мультимедийного оборудования желательно, чтобы образовательный  процесс соответствовал современным требованиям образовательного стандарта

5. Результат изменений

Качественные изменения: Меняется отношение и мотивация к предмету, возрастает степень самостоятельности и уверенности в своих силах. Учащиеся становятся активными, ответственными участниками образовательного процесса.

Количественные изменения: Значительно сокращается количество типичных ошибок , которые учащиеся допускают при разных видах речевой деятельности.

6. Публикации

Планируется публикация по результатам работы в исследовательской лаборатории  

Описание педагогического опыта учителя

Идеи зарубежных исследователей в изучении автономии и автономного обучения Х.Холека, Д.Литтла, Д.Нуннана, Р.Оксфорд, а в отечественной науке-Е.Н.Солововой  стали  теоретической основой для данного опыта. Почему эти идеи являются интересными ? В контексте личностно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам в зарубежной теории и практике преподавания выделяется концепция автономии /автономности учащегося и автономного самоуправляемого обучения. (learner’s autonomy and autonomous/ self-directed learning).Основная идея данной концепции заключается в том, что достижение автономии означает желание и способность учащегося брать на себя управление своей учебной деятельностью по овладению изучаемым языком. Иными словами, в процессе обучения иностранному языку и посредством данного предмета ставятся задачи развития личности учащегося , формирования у него умений учебной деятельности по овладению иностранным языком , способности самостоятельно/автономно управлять данной деятельностью, как в конкретной учебной ситуации, так и в контексте дальнейшего непрерывного изучения языка.  В отечественной психологии постановка проблемы автономии учащихся в образовательном процессе определяется общей тенденцией к демократизации и гуманизации образования, что обусловлено, прежде всего, демократизацией и гуманизацией общества в целом. Социальные тенденции в обществе ставят перед системой образования задачу воспитывать личность, осознающую свою социальную позицию и социальную свободу, способность думать и действовать независимо, нести личную ответственность в условиях изменяющегося, развивающегося общества. Модернизация российского образования предусматривает цель- «формировать целостную систему универсальных знаний , умений навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.» Именно личность с такими характеристиками является конкурентной в условиях рыночных отношений. С учётом вышесказанного одним из способов  достижения высокого уровня развития автономной личности учащихся является  формирование учебных стратегий учащихся, которые являются основной, базовой категорией автономии. По определению Р.Оксфорд в её известной книге «Обучение учебным стратегиям: что должен знать каждый учитель.» - «учебные стратегии – это определенные действия, которые выполняет учащийся, чтобы сделать обучение более легким, быстрым, приятным, самостоятельным, эффективным и переносимым на другие ситуации» .

Учебные стратегии – это шаги, которые делают учащиеся, с целью улучшить собственное обучение. Стратегии особенно важны для изучения языка, так как являются инструментами для активного самостоятельного обучения, которое так необходимо для развития коммуникативной компетенции. Подходящие стратегии изучения языка оказывают существенное влияние на развитие речевых умений и навыков. По классификации Р.Оксфорд стратегии делятся на 2 большие группы: основные и вспомогательные.

Основные стратегии для изучения иностранного языка.

Учебные стратегии, которые прямо направлены на изучение иностранного языка, называются основными стратегиями. Все основные стратегии требуют мыслительной работы с языком. Но каждая из них  (стратегии запоминания, когнитивные и компенсаторные) делают это, во-первых, по-разному, а во-вторых, с различными целями.

Стратегии запоминания (базирующиеся на механизмах человеческой памяти), такие как группировка (grouping) и использование образов (using imagery), имеют очень специфическое назначение - помогают  учащимся откладывать в памяти и вспоминать при необходимости новую информацию.

Когнитивные стратегии, такие как подведение итогов (summarizing) и умозаключения от общего к частному (reasoning deductively), позволяют учащимся понимать и производить высказывания на иностранном языке, используя различные средства.

Компенсаторные стратегии, такие как предположение (guessing) и использование синонимов (using synonyms), позволяют учащимся использовать иностранный язык, несмотря на недостаток знаний.

Вспомогательные стратегии для управления обучения в целом.

Вспомогательные стратегии помогают в изучении языка. В этой группе стратегий выделяются метакогнитивные, аффективные и социальные стратегии.

Метакогнитивные стратегии позволяют учащимся контролировать собственный процесс познания, то есть направлять учебный процесс, пользуясь способностью сосредотачиваться (centering), организовывать (arranging), планировать (planning) и оценивать (evaluating) собственное обучение.

Аффективные стратегии помогают управлять эмоциями, мотивами и отношением к обучению.

Социальные стратегии помогают студентам обучаться через общение с другими.

Все эти стратегии называются «вспомогательными», потому что они помогают и управляют изучением языка без прямого включения в изучаемый язык. Вспомогательные стратегии полезны практически во всех ситуациях изучения языка и применимы ко всем четырем речевым умениям: к аудированию, говорению, чтению и письму.

Осуществляя на практике формирование учебных стратегий, в своей работе следую определённому алгоритму.

Алгоритм работы со стратегиями.

  1. Определение уровня владения учебными стратегиями.(Методы осуществления: наблюдение, интервью, процедура мышления вслух, примечания, дневники учащихся, вопросники).
  2. Работа над стратегиями (Включает в себя 3 формы: работа над осознанностью, при которой ученики знакомятся с общей идеей развития стратегий; краткосрочное развитие стратегий, при которой происходит обучение или практика одной или нескольких стратегий при выполнении определённого задания; Долгосрочное развитие стратегий, при которой как и при краткосрочной предполагается обучение и практика, а также учащиеся открывают для себя значимось определённых стратегий, когда и как их нужно использовать, как отслеживать и оценивать их использование)

При подготовке к уроку  придерживаюсь алгоритма работы: 8 шагов. Первые пять являются подготовительными, последние три- проведение , оценивание и повторение работы. (1. Определение потребностей учащихся и количества времени. 2. Выбор стратегии. 3. Интеграция работы над стратегиями. 4. Учёт возможных мотивационных проблем. 5. Подготовка материалов и упражнений. 6. Полная ознакомительная работа. 7. Оценка работы над стратегиями. 8. Повторение пройденного.)

В процессе педагогической деятельности приходится сталкиваться с противоречием: отечественные УМК обеспечивают учащихся необходимым объёмом аутентичного языкового и речевого материала и информацией, но авторы УМК не дают учащимся рекомендаций или инструкций как обращаться с большим объёмом иноязычного материала. В результате у большинства учащихся возникают трудности и, как следствие, пропадает интерес к предмету. Диагностика уровня владения учебными стратегиями проводилась  при помощи вопросника и показала, что большинство учащихся понимают, что нужно предпринимать усилия для достижения результата, но более 60% не знают, как это сделать. В своей практике они используют очень примитивный набор стратегий и , естественно, это не обеспечивает высокий результат. Вот  почему  возникла необходимость заняться  проблемой формирования учебных стратегий. Учащихся требуется вооружить необходимыми навыками и умениями (инструментами) для преодоления данного противоречия. В работе представлена  практическая разработка  по формированию стратегий чтения иноязычного текста. Текст используется как   средство  для развития письменной речи учащихся.  При подготовительном этапе к чтению используются такие стратегии,  как предсказание  , смысловая догадка , планирование. На этапе чтения учащиеся учатся использовать такие стратегии , как просмотр текста с целью понимания общей идеи и специфической информации, повторное прочтение, ответы на вопросы. На послетекстовом этапе анализ значений с определённой целью, письмо. В процессе работы над текстом в комплексе развиваются основные и вспомогательные учебные стратегии по классификации Р.Оксфорд. (Приложение №1).  Качественным результатом работы по тексту является положительная оценка учащихся использования данных стратегий на стадии рефлексии. Количественным результатом можно считать уменьшение количества типичных ошибок примерно на 10-15 %, что является закономерным при осмысленном обучении.

      Автономия как важный фактор успешности усвоения английского языка как в конкретной учебной ситуации, так и в контексте дальнейшего непрерывного обучения связана с формированием у учащегося готовности и привычки самостоятельно работать над языком и с языком, принимать собственные независимые решения и брать на себя ответственность за них. Поэтому процесс обучения мотивирует каждого ученика к самостоятельному и активному осуществлению учебной деятельности, к осознанной оценке своего речевого опыта и в случае необходимости его коррекции. С этой целью ещё одним эффективным способом является  развитие навыков автономной работы через технологию  проектов. В этом случае продуктивная самостоятельная работа  носит характер сотворчества. В этих целях она организуется таким образом, чтобы индивидуальное творчество учащегося в процессе изучения языка и культуры сочеталось с творчеством других субъектов учебной деятельности (учащихся и преподавателя). Актуализация взаимодействия всех субъектов учебной деятельности позволяет каждому учащемуся (равно как и преподавателю) совершенствовать свои языковые, коммуникативные и личностные качества, вырабатывать и улучшать во взаимном обучении свой индивидуальный стиль.

Использование этой современной инновационной личностно-ориентированной технологии – проектной работы (project work) – стимулирует развитие навыков автономного обучения (autonomous learning). В процессе работы изменяется роль учащегося от пассивного наблюдателя, исполняющего указания преподавателя, до активного, творческого участника процесса обучения. Изменяется не только стратегия обучения в классе, но и осознание бесспорного факта, что обучение иностранным языкам не ограничивается рамками учебной аудитории. Способность добывать знания в контексте обучения иностранным языкам означает не только овладение четырьмя навыками (чтения, письма, говорения, аудирования) и аспектами языка (грамматикой, лексикой, фонетикой), но и формирование определенного набора практических навыков (life skills), что гораздо важнее накопленной суммы знаний. При изучении темы «Экологические проблемы учащимся  предлагается создать проект по теме « SEVEN NATURAL WONDERS OF KIROV REGION». При получении задания учащиеся в группе обсуждают план своих действий, который далее представляется  ими. Учащимся  даётся  рабочий  лист, где указывается, какие аспекты «природного чуда» следует отразить. В этом же листе учащиеся фиксируют в письменной форме свой личный опыт участия в проекте, затруднения, как они их преодолевают и т. Структура рабочих листов такова, что они в совокупности содержат задания, формирующие личностную самооценку, самооценку своих знаний и умений в области изучения лексики, развивают рефлексию учащихся, учат определять свои проблемы и необходимость их решения, определять свои ближайшие цели и задачи , учат учащихся самостоятельно работать с информацией и выбирать из множества источников лишь необходимую , содержат информацию об общеучебных навыках и умениях, которыми овладевают учащиеся при работе с данными листами. Все эти упражнения, различные тесты и задания на рефлексию направлены на формирование у учащихся собственных стратегий овладения лексическими единицами, умений продуктивно работать с ними, привлекать к данной работе уже полученные общеучебные навыки и умения. В итоге работы с листами учащиеся получают свой личный образовательный продукт – сформированные навыки и умения, стратегии работы с информацией и языковым  материалом, которые они смогут перенести и на другие стороны учебной деятельности при соответствующей организации учебного процесса, а также презентацию. Создание такого продукта очень актуально для нашего образовательного учреждения, так как гимназия участвует в проекте по обмену школьниками и  ученики  выступают в роли экскурсоводов виртуальной экскурсии и вносят  неоценимый вклад  в  развитие взаимопонимания разных культур.   Предлагаемая  модель работы может оцениваться как модульная личностно ориентированная образовательная технология, концептуальной основой которой является развивающее продуктивное образование При подготовке к проекту  в комплексе развиваются основные и вспомогательные  учебные стратегии . Учащимся предоставляется свобода в выборе объектов, способе добывания информации, самостоятельной работе с лексикой и распределении ролей. Учитель выполняет роль фасилитатора, консультанта, советчика. (Приложение №2)

В заключении хочется сказать, что тема формирования учебных стратегий универсальна, так как она может осуществляться при использовании различных технологий. По мнению   М.  Веста, «иностранному языку нельзя обучить, ему можно только научиться.» Формирование учебных стратегий помогает ученикам почувствовать себя успешным участником образовательного процесса.

                   Заключение на материалы  педагогического опыта

в номинации «Педагогический опыт»

Ф.И.О.___________________________________________________________

Место работы,должность___________________________________________

Наименование опыта_______________________________________________

Критерии

Баллы

Возможное

количество

Выставленные баллы

Актуальность, перспективность представленного материала

0-5

Новизна опыта, теоретическое обоснование, использование научно-методических источников

0-5

Раскрытие путей достижения положительных результатов

0-5

Аргументированность выбора педагогического инструментария и способа организации учебно-воспитательного процесса

0-5

Обоснование использования современных педагогических технологий, их описание, показатели результативности

0-5

Качественные характеристики приложений (разработки уроков, занятий, дидактические материалы, статьи и др.)

0-5

ИТОГО:

30

Рецензия:

В работе обобщён педагогический опыт учителя по развитию автономии учащегося через формирование учебных стратегий с целью повышения самостоятельности учащегося и результативности работы. Обозначены проблемы и противоречия и способы их решения.

       Разработка урока  и творческий продукт учащихся имеют практическое значение.

         Работа над учебными стратегиями оказывает положительное влияние  на результаты, отношение учащихся к деятельности на уроке, развивает ученика  как независимого субъекта учебной деятельности. Формирование стратегий  может осуществляться  при работе над разными современными технологиями.

         Опыт работы может быть использован учителями английского языка.

Рецензент

Заместитель директора МОУ гимназии

г.Слободского Кировской области                                 Н.Г. Пахтусова  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

SEVEN WONDERS OF KIROV REGION DONE BY PUPILS OF THE 7 th FORM SLOBODSKOY 2012

Слайд 2

THE NATIONAL PARK NURGUSH It is a National Park. It is supported by the state. It is situated to the south east of Kotelnich . There 50 lakes and 5 rivers on its territory. It helps to survive animals and plants. Some of them are in Red Book and protected by law. If you choose one of the ecological paths there you will enjoy its beautiful landscapes. The guides will show how to organise a hike without spoiling the countryside.

Слайд 3

THE STATE NATURAL RESERVE PIZHMENSKY It is not very well known in Russia but it is unique for our region. It is famous for its rocks and some people call this area Vyatka Switzeland. The rock Chasovaya is popular with tourists. There are other rocks which are 1 kilometer long. Visitors can also see the karst caves ( карстовые пещеры ) there which are 42-80 meters long and 8-24 meters deep. This Natural Reserve has the most number of tourists’ routes and ecological paths.

Слайд 4

LAKE SHAITAN Lake Shaitan is the most unique. It is 39 kilometers from the district center Urzhum. There is a thick forest around the lake . The lake is 12 meters deep. What makes this lake so unique? The islands with small trees and bushes floating ( плавающие ) around the lake. Sometimes quick sprays of water go high up quickly. Many tourists want to see these wonders with their own eyes.

Слайд 5

LAKE LEZHNINSKOYE Lake Lezhninskoye is a natural wonder. It is in Pizhansky District. The lake looks unusual because of its regular oval form with very high , about 10 meters, shores. It is the deepest lake in Kirov region, more than 36 meters deep. The water in the lake is very clear. The lake is full of fish . Some people go diving to see the underwater beauty. The legend says that about 400 hundred years ago two villages came under the water quickly. People believe that at the bottom of the lake there are those buildings and a chapel.

Слайд 6

THE BOTANICAL GARDEN IN KIROV It is one of the interesting and favourite places of the city. The Botanical garden has more than 180 kinds of trees and bushes and 400 kinds of grasses and flowers. You can enjoy flora from Northern America, Asia, the Caucasus and the Crimea, Siberia and Far East. It’s a real beauty.

Слайд 7

DINASAURS IN KOTELNICH Not far from the town there are red cliffs on the right bank of the river Vyatka. The first skeleton of the dinosaur was found there in 1933. Scientists from Russia and other countries work in this place every year and still find parts and whole skeletons of the ancient animals. There is a Paleontological Museum in Kotelnich . Visitors can see the skeletons of the dinosaurs found there and some copies of ancient reptiles and dinosaurs from Germany, the USA and Mongolia. In 2012 they opened A Dinopark in Kotelnich .

Слайд 8

ZARECHNY PARK IN KIROV It is on the right bank of the river Vyatka just opposite the historical center of the city. It is a natural park with many pine trees and different kinds of bushes. People like to spend a weekend there. The park took part in the project The fairy Map of Russia. You can meet Kikimora there and enjoy fun activities. In winter many children come to the Dacha of Father Frost and have a happy time.

Слайд 9

THANKS FOR ATTENTION !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование информационно-коммуникативной компетенции в процессе учебной деятельности

В условиях новых государственных стандартов в образовании перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее об...

Выступление на районном семинаре завучей "Развитие личности ребенка через формирование многоаспектной образовательной среды"

Выступление исновано на опыте работы по формированию многоаспектной образовательной среды в МБОУ Видновской СОШ № 2...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

«Создание условий для развития самостоятельности учащихся через формирование умений работы с доступным инструментарием».

Система работы в восьмом классе на примере урока по теме: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»....

«Формирование ключевых компетенций учащихся через совершенствование учебно- интеллектуальных умений и навыков на уроках математики»

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деят...

Развитие познавательных интересов учащихся через использование учебно-речевых ситуаций

Современный процесс обучения иностранному языку через использование учебно-речевых ситуаций,формирует у школьников широкий гуманистический взгляд на мир ....