Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Печкурова Елена Анатольевна

Одной из приоритетных задач образования сегодня, на мой взгляд,  становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.
На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Печкурова Е.А., учитель английского языка,

МОУ СОШ №17 г.Подольск, МО

В наши дни проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Причины ее -  социально-экономические условия, плохая экология, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, раннее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость.
         Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня, на мой взгляд,  становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.
Я задумалась: Как сделать процесс обучения комфортным как для детей, так и для учителя? Как повысить мотивацию учеников к изучению английского языка? Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока? До того, как я вплотную заинтересовалась проблемой здоровьесбережения школьников, я ошибочно полагала, что решением данного вопроса может стать только лишь проведение физминутки на уроке. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.
На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Какие же приемы должен использовать учитель на уроке, чтобы сохранить и укрепить здоровье учащихся:
- положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);

- пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи);
- дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей);

- физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
- смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
- игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать); 
- оптимальный темп ведения урока;

- подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);

- нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;

- чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;

- нетрадиционная система опроса;

- музыкальное сопровождение;

- групповой метод обучения.

Немного подробнее я бы хотела остановиться на тех приемах, которые я сама активно использую на своих уроках.

1.      Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done! », «How clever you are!», «Good boy/girl! » и т. д.

2.      Двигательная активность учеников.

Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Зарядка для глаз.

•Look left, right

• Look up, look down

• Look around.

• Look at your nose

• Look at that rose

• Close your eyes

• Open, wink and smile.

• Your eyes are happy again

На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.

• These are mother's forks and knives (пальцы обеих рук скрещены)

•This is mother's table (изображаем столик)

•This is mother's looking glass (изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму)

•This is baby’s cradle. (колыбелька для ребенка)                              

                               
Five little gentlemen

• Going for a walk.

• Five little gentlemen

• Stop for a talk.

• Along came five ladies

• They stood all together

• And they began to dance.

(5 пальчиков – джентельмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).

3.      Структура рациональной организации урока английского языка


№   Фактор урока                 Уровни гигиенической рациональности урока

                                            Рациональный                    Недостаточно             Нерациональный

                                                                                       рациональный    
1.   Плотность урока           Не менее 60%

                                             и не более 75-80%                 85-90%                           Более 90%
2.   Число видов

  учебной деятельности              4-7                                     2-3                                        1-2
3. Средняя продолжительность

 различных видов учебной   Не более 10 мин.            11-15мин.                         Более 15 мин.

 деятельности

4.  Частота чередования           Смена не позже               Смена через

      различных видов                 чем через                        11-15 мин.        Более 15 мин.            

    учебной деятельности           7-10 мин.                                                                 
5. Число видов преподавания   Не менее 3                            2                                       1
6. Чередование видов                 Не позже 

     преподавания                  чем через 10-15 минут       Через 15-20 минут     Не чередуются 
7. Наличие эмоциональных

     разрядок (число)        В соответствии                С частичным                    В произвольной

                                         с гигиеническими           соблюдением                            форме 

                                                 нормами                   гигиенических норм  
8. Место и длительность В соответствии              С частичным                    В произвольной  

        применение ТСО     с гигиеническими            соблюдением                          форме

                                            нормами                      гигиенических норм                  

 9. Чередование позы     Поза чередуется             Учитель наблюдает         Имеются случаи

                                          в соответствии                  за посадкой                     несоответствия

                                          с видом работы                 учащихся                         позы виду

                                                                                                                                     работы    

10. Физкультминутки     Две за урок,                 1 физкультминутка            Отсутствуют 

                                         состоящие из 3-5                       за урок

                                        повторений каждого      с  недостаточной продолжительностью      
11. Психологический    Преобладают                   Имеются случаи     Урок эмоционально

       климат                     положительные                  отрицательных          индифферентный.

                                         эмоции                             эмоций                               Преобладают  

                                                                                                                            отрицательные

                                                                                                                                   эмоции 
12. Момент наступления

     утомления учащихся по         Не ранее чем                 Не ранее чем        Менее чем через  

       снижению учебной               через 40 мин                 через 35-37 мин                 30 мин.

          активности                                                                                                    

 
Таблица заимствована у Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»

Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Брызгалова Т. Система, сберегающая здоровье школьников. //Директор школы, 2003 г., №4
2.Гвоздева А. Индивидуальные особенности восприятия и познания  при изучении иностранных языков. // Иностранные языки в школе, 1999 г, №4.
3.Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровье  школьников. // Директоршколы,2004г.,№5.
4.Полат Е. Разноуровневое обучение. // Иностранные языки в школе, 2000 г., № 6; 2001 г., №1.
5.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.,2002.
6.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...