ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья (английский язык) по теме

Ткаченко Наталья Ильинична

Статья из сборника "Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ткаченко Н.И.

Каждый учебный предмет имеет свою специфику и, соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников.                Метод - это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания; путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранного языка и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Учитель обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранного языка .

Основная идея подобного подхода к обучении , таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Метод проектов позволяет решить эту дидактическую задачу и, соответственно, превратить уроки ИЯ в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Перечислим основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
    (например, исследование истории возникновения различных праздников в
    англоговорящих странах; организация путешествий в разные страны и т.
    п.);
  2. практическая, теоретическая значимость предполагаемых результа-
    тов (например, доклад, выступление, выпуск газеты, программа туристического маршрута и т. п.);
  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
    учащихся на уроке или во внеурочное время;
  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  5. использование исследовательских методов.

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

Рассмотрим каждый из них.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, репортажа, альбома и т. д.

Ролево-игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации; способы обработки информации; результат информационного поиска: презентация. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, а также организация систематической внешней оценки проекта.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Надо подумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. На уроки защиты проектов можно пригласить других учителей , которые могут выступить как эксперты.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Это могут быть сочинения, презентации, стенные газеты, экспедиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Презентация о методе проектов с разработкой проекта по теме "Многоквартирный дом."...

Использование метода проекта па уроках иностранного языка

Статья содержит краткий обзор использования метод проекта на уроке ИЯ...

Доклад "использование метода проектов на уроке иностранного языка "

данный материал может быть полезен для учителей иностранного языка при работе над проектами...

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...

Использование метода проектов на уроках иностранного языка.

Проектная методика подразумевает организацию процесса познания, достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Чтобы добиться э...

Доклад "Использование метода проекта на уроках иностранного языка "

При изу  чении иностранного языка наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный процес...

Использование метода проектов на уроках иностранного языка.

Актуальность, виды и этапы работы над проектом на уроке иностранного языка....