Использование метода проектов на уроках иностранного языка.
статья по немецкому языку на тему

Константинова Татьяна Викторовна

Актуальность, виды и этапы работы над проектом на уроке иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это нужно и где и как я могу эти знания применить – тезис современного понимания метода проектов (Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка./ИЯШ.-2000.-№2, с.53).

И.А.Зимняя считает, что проект – это «самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности» (Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. проектная методика обучения английскому языку./ИЯШ.-1999.-№3,с.10).

Метод проектов популярен в силу некоторых причин:

1.необходимость не столько преподавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

2.актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя и др.);

3.актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

4.значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимые информационные факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

При использовании метода проектов занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений, навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранных языков. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников. В проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляются взаимодействия учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, т.к. каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда.

 Проектная методика имеет большую практическую направленность (направленность на создание реального речевого и часто неречевого материального продукта); позволяет сочетать индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой

деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, любознательность, настойчивость, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции. В процессе подготовки и осуществления проектов учащимся дается возможность самим конструировать содержание общения. Большую роль в ходе решения проблемных задач играет непроизвольное запоминание языкового материала (лексических средств и грамматических структур).

Таким образом, работа над собственными проектами при обучении иностранному языку отражает современную тенденцию в образовании – ориентацию на исследовательскую, поисковую модель обучения.

Е.С. Полат различает проекты по следующим признакам:

1.доминирующий метод исследования;

2.предметно-содержательная область проекта;

3.характер координации;

4.характер контактов;

5.количество участников;

6.продолжительность проведения проектов.

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода исследования можно обозначить следующие виды проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.

В условиях преподавания иностранного языка вне языковой среды наиболее перспективны творческие проекты, например серия интервью на определенную тему с последующим обобщением и представлением результатов, создание радиопередачи, короткометражного видеофильма или собственного журнала, брошюры о местных достопримечательностях и т.п.

По признаку предметно-содержательной области проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.

По характеру координации это могут быть проекты с открытой, явной координацией и со скрытой координацией.

Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними, или региональными (т.е. в пределах одной страны) и международные.

По количеству участников проектов можно выделить: личностные проекты (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные проекты (между парами участников) и групповые проекты (между группами).

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (до года).

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно

практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

В зависимости от уровня обученности и обучаемости учащихся, от сложности проблемы, решаемой в проекте, исследователи выделяют от 3 до 11 этапов (2,3,5,6,11,14). На наш взгляд работа над проектом должна включать в себя три стадии:

1.планирование;

2. подготовка и исполнение проекта;

3.обсуждение и оценка проекта.

На первом этапе ученики вместе с учителем выявляют одну или несколько проблем по предложенной учителем теме. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к ее решению.

Задачей второго этапа являются планирование деятельности, выбор рабочих групп. Учитель делит учеников на группы. Желательно, чтобы в каждой группе был сильный, средний и слабый ученики; девочки и мальчики. Кроме того, нужно учитывать психологическую совместимость детей. Учитель дает задания для работы с языковым материалом, вместе с учениками делает упражнения из учебника, составляет перечень

необходимых речевых средств, также выделяет грамматические структуры. Заранее учитель составляет вопросы на повторение лексики. Можно предложить ученикам смоделировать небольшой диалог. Все школьники должны уметь использовать речевые клише, для этого можно использовать задание на высказывание собственных точек зрения. В группах ученики анализируют проблему, выдвигают гипотезы решения данной проблемы, обосновав их.

На третьем этапе ученики обсуждают методы проверки принятых гипотез, обсуждают источники информации. Это могут быть печатные материалы, аудио- и видеозаписи, базы данных, в том числе и электронные, интервью, анкетирование и т.д. После  обсуждения идет поиск информации. Учащиеся ищут информационные факты, опровергающие или подтверждающие гипотезу. Затем все вместе анализируют собранную информацию и делают выводы и заключения. Учитель, если это необходимо направляет процесс анализа информации.

Задачей четвертого этапа является выполнение проекта. Учащиеся выполняют проект, предварительно выбрав форму презентации. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра, серия интервью на определенную тему, создание радиопередачи, брошюра о местных достопримечательностях и т.п.

На пятом, заключительном, этапе учащиеся представляют результаты своей деятельности. Результаты оцениваются либо коллективно, либо отдельной группой учащихся старших классов. В заключительной части проекта учащиеся могут также выделить новые проблемы.

Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к иностранному языку, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном языке. Использование метода проектов в практике обучения иностранному языку способствует всестороннему развитию ребенка. Участие школьников в проектах позволяет создать языковую среду, которая так необходима для полноценного обучения иностранному языку, для формирования глобального мышления, для межкультурного взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Презентация о методе проектов с разработкой проекта по теме "Многоквартирный дом."...

Использование метода проекта па уроках иностранного языка

Статья содержит краткий обзор использования метод проекта на уроке ИЯ...

Доклад "использование метода проектов на уроке иностранного языка "

данный материал может быть полезен для учителей иностранного языка при работе над проектами...

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...

Использование метода проектов на уроках иностранного языка.

Проектная методика подразумевает организацию процесса познания, достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Чтобы добиться э...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья из сборника "Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области"...

Доклад "Использование метода проекта на уроках иностранного языка "

При изу  чении иностранного языка наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный процес...