Программа элективного курса для старших классов по английскому языку "Слушаем с удовольствием"
методическая разработка по английскому языку (10 класс) по теме

Мавжида Биктимеровна Бородина

Программа элективного курса по английскому языку "Слушаем с удовольствием"  разработана для учащихся 10-11 классов с целью - совершенствовать навыки аудирования на основе дополнительного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_enjoy_listening.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс по аудированию

«Слушаем с удовольствием»

1. Пояснительная записка

Данный элективный курс предоставляет учащимся возможность предпрофильной подготовки в рамках учебного предмета «Иностранные языки». Курс ориентирован на учащихся десятого класса общеобразовательных школ. Курс построен на доступном страноведческом материале и расширяет возможности социально-культурной информации.

               Аудирование – это процесс восприятия и понимания речи на слух.

 Аудирование является одним из четырех видов речевой деятельности наряду с чтением, говорением и письмом. Причем аудирование,  как  и чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, в то время, как говорение и письмо – к продуктивным. Рецептивная природа аудирования означает, что основная деятельность человека при аудировании заключается в восприятии, понимании и переработке услышанной информации. Человеку свойственно слушать и понимать значительно больший объем информации и на более высоком уровне, чем выражать свои мысли посредством говорения или письма. Аудирование на ИЯ имеет свои специфические трудности, связанные с неизбежными и объективными трудностями при иноязычном общении. К таким трудностям относятся:

  • Языковые трудности.Они могут возникнуть при наличии в речи говорящего или другом тексте нового грамматического материала (грамматические конструкции, сокращенные разговорные формы) , новой лексики (слова, идиоматические выражения), при особенностях в произношении (интонация, акцент, ритм, скорость высказывания).
  • Контекстуальная осведомленность.Аудирование на родном языке не происходит вне контекста. Мы всегда слушаем с конкретной целью, имея определенные знания и /или ожидания от аудируемого текста. Незнание контекста и фоновой информации может снизить уровень понимания материала и усложнить процесс восприятия информации.
  • Психологичесие трудности. Боязнь не понять речь собеседника или прослушиваемый материал может способствовать концентрации учащихся не на основном смысле текста, а на конкретных незнакомых словах. Это значительно снижает результативность аудирования. 

Цели обучения аудированию в нормативных документах.

Цель обучения ИЯ на всех этапах школьной программы является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которое происходит по мере овладения разными аспектами языка (грамматики, фонетики и лексики), а также развития умений в различных видах речевой деятельности, одним из которых является аудирование.  Аудирование составляет часть речевых умений обязательного минимума образовательных программ по ИЯ и требований к уровню подготовки учащихся на всех этапах обучения ИЯ.

Основные учебные цели аудирования:

  1. Аудирование с целью понимания основного содержания текста;
  2. Аудирование с целью относительно полного понимания содежания текста;
  3. Аудирование с целью выборочного  понимания необходимой информации.

Обязательный минимум содержания образовательных программ по ИЯ

 в основном общем образовании по ИЯ (5-9 классы) включает в себя восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным понимание, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.

В среднем общем образовании (10-11 классы) при базовом уровне – дальнейшее развитие понимания  на слух (с различной степенью полноты и точности ) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания:

- понимания основного содержания несложных аудио - и видеотекстов монологического и диалогического характера – теле – и радиопередач на актуальные темы;

-выборочного понимания необходимой информации в прагматических текстах (рекламе, объявлениях);

-относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.

Несмотря на очевидную важность аудирования как вида иноязычной коммуникативной деятельности,  в образовательном процессе ввиду недостатка времени оно зачастую рассматривается как сопутствующий процесс. Работа над развитием аудитивных навыков носит часто эпизодический,  несистемный характер. Эти проблемы поможет в некоторой степени решить  данный предпрофильный курс по развитию навыков аудирования.

Цели и задачи предпрофильного курса по аудированию.

Учитывая, что аудирование является слабым звеном у учащихся, и дети испытывают трудности в понимании прослушанного текста, в извлечении нужной информации, а базисная программа не позволяет реализовать цели обучения аудированию, это обусловило наш выбор данной программы, в конце которой мы должны добиться успеха в изучении английского  языка, используя аутентичные аудиотексты.

Цель курса: скорректировать умение аудировать и на его основе развить другие виды речевой деятельности, помочь учащимся решать коммуникативные задачи в условиях дефицита языковых средств.

Задачи курса:

- развитие коммуникативно-прагматических умений в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении и письме;

- формирование социокультурной и лингвострановедческой компетенции, расширение представлений о стране изучаемого языка, повышение мотивации и реализации интереса к предмету и языка в повседневном языковом пространстве;

- формирование компенсаторных умений, направленных на реализацию иноязычного общения вербальными и невербальными способами;

- повысить мотивацию к изучению английского  языка,

- выражать собственное мнение по поводу прослушанного;

- воспринимать на слух и понимать полностью содержание или  выделять ключевую информацию из сравнительно небольших аудиотекстов, построенных на знакомом и незнакомом материале;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся.    

 Предпрофильный курс по аудированию поможет уч-ся познакомиться с типичными  видами речевой деятельности, повторить и расширить знания по ИЯ, расширить языковую и культурную картину мира  школьников на основе предлагаемого изучаемого материала.

 Основополагающая воспитательная задача курса - воспитание уважительного отношения школьников к культуре страны изучаемого языка и культуре собственной страны, осознание собственных культурных традиций.

2. Календарно-перспективный план

Тема

Часы

Форма проведения

Форма контроля

Конечный результат

1. О себе

1

Индивидуальная работа .

Передать содержание в монологической речи

Воспринимать на слух звучащую речь и отвечать на вопросы

2. Моя семья

1

Коллективная работа

Составить рассказ о своей семье

Описать свою семью по аналогии с прослушанным текстом

3. Беседа с полицейским

1

Парная работа

тест на понимание

Вести беседу на основе прослушанного текста

      4. У доктора

1

Ролевая игра

Диалог с партнером

Вести беседу на основе прослушанного текста

      5. В офисе

1

Парная работа

тест на понимание

Придумать аналогичный диалог

4. Британские правила поведения детей на воде

1

Креативная работа в парах

Понимание основного содержания

Запомнить речевые клише

об основном содержании текста

5. ЗОЖ

1

Групповая работа, фронталь-ная работа

Сопоставление высказываний.

Ответы на вопросы «да», «нет»

Письменно ответить на вопросы (19-23)

6. Забота о животных

1

Сюжетно-ролевая игра

тест

выполнение теста

7. Посещение доктора

1

Работа в группах, общая дискуссия

тест

Выбрать правильные ответы

8. СМИ. Журналы.

1

Индивидуальная работа

Понимание основного содержания

Придумать аналогичный диалог

9. Бизнесс

1

Парная работа

тест

Составить диалог по картине

Соотнести высказывание с с описанием

Прокомментировать рисунок

10. ИКТ. Роль компьютера в нашей жизни

1

Работа по цепочке и в парах

Передать содержание в монологической речи

Выделить новую для вас информацию

11. Свободное время

1

Групповая работа

Тестирование лексического материала

Обсуждение проблемы по данным вопросам

12. Семейные проблемы

1

Индивидуальные мини-проекты

Полилог по теме

Вести групповое обсуждение

13. Отношения между молодыми людьми

1

Парная работа

Инсценирование прослушанного текста

Вести беседу с партнерами

14. В гостях. Угощение

1

Обсуждение в группах по вопросам

Ответить на вопросы письменно

Использовать клише речевого этикета при передаче содержания диалога

15. Проблемы молодежи

1

Работа с партнером или в группах

Диалог по аналогии

Добавить информацию для собеседников А и Б

16. Практическая работа с песней

1

Коллективная работа

Подбери заголовок и объясни его

Уметь строить высказывание на основе прослушанного

17. Презентация на одну из прослушанных тем

1

Индивидуальные мини-проекты

Презентация

Презентация

3. Содержание курса

Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

Поэтому в целях формирования интереса и положительной мотивации к изучению английского языка через освоение новых аспектов содержания и более сложные способы деятельности, наш курс предпрофильной подготовки включает дополнительно оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы

1. O ceбe

2. О своей семье

3. Беседа с полицейским

4. У доктора

5. В офисе

6. Забота о животных

7. СМИ

8. Бизнес

9. ИКТ

             10.Семейные проблемы

            11. Свободное время. Хобби

12. Семейные проблемы («отцы» и «дети»)

13. Отношения между молодыми людьми

14. В гостях. Угощение

15. Проблемы молодежи

16. Песня про любовь

 

4. Методы и формы

Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными в нашем курсе являются коммуникативные методы, групповые, деловые игры, индивидуальные мини-проекты, полилоги, лексико-грамматическое тестирование, инсценирование и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников. Таким образом, наш курс по аудированию помогает формировать интерес и положительную мотивацию к изучению английского  языка. Достичь цели нам поможет также методические пособия    Olga Afanasyeva – Virginia Evans –James Milton , Practice Exam Papers for RUSSIAN   NATIONAL EXAM, Express Publishing – Centercom, 2004

 атакже   Virginia Evans – James Milton,     FCE   Listening and Speaking Skills for the Revised    Cambridge FCE Examination-2, Express Publishing1996, 2002, издания, которые состоят из аудиокассет и аудиозаданий.

  

                                        5. Результаты изучения курса

На основе изучения данного курса будут освоены глубже такие виды деятельности как прежде всего аудирование, чтение, говорение и письмо. В конце курса учащийся должен знать грамматический и лексический материал по данному курсу; вести беседу на основе прослушанного, заменять реплики одного из действующих синонимичными выражениями; придумывать аналогичные диалоги; вести групповое обсуждение, в парах, а также беседовать с партнером по данным вопросам; описать главного героя. Понимание общего содержания прослушанного является основной целью коммуникативных заданий нашего курса. Учащиеся должны стремиться к реализации полученных знаний в повседневном языковом пространстве.

               

                     6. Форма контроля уровня достижений учащихся

и критерии оценки

Уровень достижений учащихся можно контролировать разными способами. Нами предусматривается промежуточный контроль на каждом уроке: составить диалог по заданным темам, письменная характеристика героев, тест по содержанию услышанного, инсценирование диалогов, письменное написание продолжения прерванного диалога и т.д.

Итоговый контроль в конце изучаемого курса: лексико-грамматический тест с последующим анализом, оценка в бальной системе, презентации на одну из тем курса (по выбору уч-ся)

                                                     

                                              Список литературы

1.    Егорова Т.М. Организация и проведение курсов по выбору, Чебоксары 2006г

2.     Olga Afanasyeva – Virginia Evans –James Milton . Practice Exam Papers for RUSSIAN  

                         NATIONAL EXAM, Express Publishing – Centercom, 2004

                  3.    Virginia Evans – James Milton,     FCE   Listening and Speaking Skills for the Revised    

                          Cambridge FCE Examination-2, Express Publishing1996, 2002

                  4.    Игумова О.В. Предпрофильный курс «Любимые рифмы британских детей»

                          Ж. «Иностранные языки в школе №5,2007г. с.66-69

                  5.    Федеральный компонент государственных образовательных стандартов    

                         Начального общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования от    

                         9.03.2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для 9 класса по английскому языку

Элективный курс по английскому языкудля учащихся 9 классов Название:Знакомьтесь: Великобритания. Цель:Подготовить к выбору профиля в 10-11 классах. Задачи: ·...

Особенности преподавания элективных курсов в старших классах

Доклад «Особенности преподавания элективных курсов в старших классах» содержит требования к программам элективных курсов, что может помочь учителю при выборе и составлении программ. Показано место эле...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 8 класса по английскому языку

Элективный курс "Английский язык в ситуации общения" для 8 класса...

Аннотации к программам элективных курсов в старших классах

Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в  их создании и применении. Однако следует отметить, что не все...