Программа элективного курса для старших классов по английскому языку "Слушаем с удовольствием"
методическая разработка по английскому языку (10 класс) по теме
Программа элективного курса по английскому языку "Слушаем с удовольствием" разработана для учащихся 10-11 классов с целью - совершенствовать навыки аудирования на основе дополнительного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_enjoy_listening.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультативный курс по аудированию
«Слушаем с удовольствием»
1. Пояснительная записка
Данный элективный курс предоставляет учащимся возможность предпрофильной подготовки в рамках учебного предмета «Иностранные языки». Курс ориентирован на учащихся десятого класса общеобразовательных школ. Курс построен на доступном страноведческом материале и расширяет возможности социально-культурной информации.
Аудирование – это процесс восприятия и понимания речи на слух.
Аудирование является одним из четырех видов речевой деятельности наряду с чтением, говорением и письмом. Причем аудирование, как и чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, в то время, как говорение и письмо – к продуктивным. Рецептивная природа аудирования означает, что основная деятельность человека при аудировании заключается в восприятии, понимании и переработке услышанной информации. Человеку свойственно слушать и понимать значительно больший объем информации и на более высоком уровне, чем выражать свои мысли посредством говорения или письма. Аудирование на ИЯ имеет свои специфические трудности, связанные с неизбежными и объективными трудностями при иноязычном общении. К таким трудностям относятся:
- Языковые трудности.Они могут возникнуть при наличии в речи говорящего или другом тексте нового грамматического материала (грамматические конструкции, сокращенные разговорные формы) , новой лексики (слова, идиоматические выражения), при особенностях в произношении (интонация, акцент, ритм, скорость высказывания).
- Контекстуальная осведомленность.Аудирование на родном языке не происходит вне контекста. Мы всегда слушаем с конкретной целью, имея определенные знания и /или ожидания от аудируемого текста. Незнание контекста и фоновой информации может снизить уровень понимания материала и усложнить процесс восприятия информации.
- Психологичесие трудности. Боязнь не понять речь собеседника или прослушиваемый материал может способствовать концентрации учащихся не на основном смысле текста, а на конкретных незнакомых словах. Это значительно снижает результативность аудирования.
Цели обучения аудированию в нормативных документах.
Цель обучения ИЯ на всех этапах школьной программы является развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которое происходит по мере овладения разными аспектами языка (грамматики, фонетики и лексики), а также развития умений в различных видах речевой деятельности, одним из которых является аудирование. Аудирование составляет часть речевых умений обязательного минимума образовательных программ по ИЯ и требований к уровню подготовки учащихся на всех этапах обучения ИЯ.
Основные учебные цели аудирования:
- Аудирование с целью понимания основного содержания текста;
- Аудирование с целью относительно полного понимания содежания текста;
- Аудирование с целью выборочного понимания необходимой информации.
Обязательный минимум содержания образовательных программ по ИЯ
в основном общем образовании по ИЯ (5-9 классы) включает в себя восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным понимание, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста.
В среднем общем образовании (10-11 классы) при базовом уровне – дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности ) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания:
- понимания основного содержания несложных аудио - и видеотекстов монологического и диалогического характера – теле – и радиопередач на актуальные темы;
-выборочного понимания необходимой информации в прагматических текстах (рекламе, объявлениях);
-относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Несмотря на очевидную важность аудирования как вида иноязычной коммуникативной деятельности, в образовательном процессе ввиду недостатка времени оно зачастую рассматривается как сопутствующий процесс. Работа над развитием аудитивных навыков носит часто эпизодический, несистемный характер. Эти проблемы поможет в некоторой степени решить данный предпрофильный курс по развитию навыков аудирования.
Цели и задачи предпрофильного курса по аудированию.
Учитывая, что аудирование является слабым звеном у учащихся, и дети испытывают трудности в понимании прослушанного текста, в извлечении нужной информации, а базисная программа не позволяет реализовать цели обучения аудированию, это обусловило наш выбор данной программы, в конце которой мы должны добиться успеха в изучении английского языка, используя аутентичные аудиотексты.
Цель курса: скорректировать умение аудировать и на его основе развить другие виды речевой деятельности, помочь учащимся решать коммуникативные задачи в условиях дефицита языковых средств.
Задачи курса:
- развитие коммуникативно-прагматических умений в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении и письме;
- формирование социокультурной и лингвострановедческой компетенции, расширение представлений о стране изучаемого языка, повышение мотивации и реализации интереса к предмету и языка в повседневном языковом пространстве;
- формирование компенсаторных умений, направленных на реализацию иноязычного общения вербальными и невербальными способами;
- повысить мотивацию к изучению английского языка,
- выражать собственное мнение по поводу прослушанного;
- воспринимать на слух и понимать полностью содержание или выделять ключевую информацию из сравнительно небольших аудиотекстов, построенных на знакомом и незнакомом материале;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
Предпрофильный курс по аудированию поможет уч-ся познакомиться с типичными видами речевой деятельности, повторить и расширить знания по ИЯ, расширить языковую и культурную картину мира школьников на основе предлагаемого изучаемого материала.
Основополагающая воспитательная задача курса - воспитание уважительного отношения школьников к культуре страны изучаемого языка и культуре собственной страны, осознание собственных культурных традиций.
2. Календарно-перспективный план
Тема | Часы | Форма проведения | Форма контроля | Конечный результат |
1. О себе | 1 | Индивидуальная работа . | Передать содержание в монологической речи | Воспринимать на слух звучащую речь и отвечать на вопросы |
2. Моя семья | 1 | Коллективная работа | Составить рассказ о своей семье | Описать свою семью по аналогии с прослушанным текстом |
3. Беседа с полицейским | 1 | Парная работа | тест на понимание | Вести беседу на основе прослушанного текста |
4. У доктора | 1 | Ролевая игра | Диалог с партнером | Вести беседу на основе прослушанного текста |
5. В офисе | 1 | Парная работа | тест на понимание | Придумать аналогичный диалог |
4. Британские правила поведения детей на воде | 1 | Креативная работа в парах | Понимание основного содержания | Запомнить речевые клише об основном содержании текста |
5. ЗОЖ | 1 | Групповая работа, фронталь-ная работа | Сопоставление высказываний. Ответы на вопросы «да», «нет» | Письменно ответить на вопросы (19-23) |
6. Забота о животных | 1 | Сюжетно-ролевая игра | тест | выполнение теста |
7. Посещение доктора | 1 | Работа в группах, общая дискуссия | тест | Выбрать правильные ответы |
8. СМИ. Журналы. | 1 | Индивидуальная работа | Понимание основного содержания | Придумать аналогичный диалог |
9. Бизнесс | 1 | Парная работа | тест Составить диалог по картине | Соотнести высказывание с с описанием Прокомментировать рисунок |
10. ИКТ. Роль компьютера в нашей жизни | 1 | Работа по цепочке и в парах | Передать содержание в монологической речи | Выделить новую для вас информацию |
11. Свободное время | 1 | Групповая работа | Тестирование лексического материала | Обсуждение проблемы по данным вопросам |
12. Семейные проблемы | 1 | Индивидуальные мини-проекты | Полилог по теме | Вести групповое обсуждение |
13. Отношения между молодыми людьми | 1 | Парная работа | Инсценирование прослушанного текста | Вести беседу с партнерами |
14. В гостях. Угощение | 1 | Обсуждение в группах по вопросам | Ответить на вопросы письменно | Использовать клише речевого этикета при передаче содержания диалога |
15. Проблемы молодежи | 1 | Работа с партнером или в группах | Диалог по аналогии | Добавить информацию для собеседников А и Б |
16. Практическая работа с песней | 1 | Коллективная работа | Подбери заголовок и объясни его | Уметь строить высказывание на основе прослушанного |
17. Презентация на одну из прослушанных тем | 1 | Индивидуальные мини-проекты | Презентация | Презентация |
3. Содержание курса
Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
Поэтому в целях формирования интереса и положительной мотивации к изучению английского языка через освоение новых аспектов содержания и более сложные способы деятельности, наш курс предпрофильной подготовки включает дополнительно оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы
1. O ceбe
2. О своей семье
3. Беседа с полицейским
4. У доктора
5. В офисе
6. Забота о животных
7. СМИ
8. Бизнес
9. ИКТ
10.Семейные проблемы
11. Свободное время. Хобби
12. Семейные проблемы («отцы» и «дети»)
13. Отношения между молодыми людьми
14. В гостях. Угощение
15. Проблемы молодежи
16. Песня про любовь
4. Методы и формы
Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Перспективными в нашем курсе являются коммуникативные методы, групповые, деловые игры, индивидуальные мини-проекты, полилоги, лексико-грамматическое тестирование, инсценирование и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учеников. Таким образом, наш курс по аудированию помогает формировать интерес и положительную мотивацию к изучению английского языка. Достичь цели нам поможет также методические пособия Olga Afanasyeva – Virginia Evans –James Milton , Practice Exam Papers for RUSSIAN NATIONAL EXAM, Express Publishing – Centercom, 2004
атакже Virginia Evans – James Milton, FCE Listening and Speaking Skills for the Revised Cambridge FCE Examination-2, Express Publishing1996, 2002, издания, которые состоят из аудиокассет и аудиозаданий.
5. Результаты изучения курса
На основе изучения данного курса будут освоены глубже такие виды деятельности как прежде всего аудирование, чтение, говорение и письмо. В конце курса учащийся должен знать грамматический и лексический материал по данному курсу; вести беседу на основе прослушанного, заменять реплики одного из действующих синонимичными выражениями; придумывать аналогичные диалоги; вести групповое обсуждение, в парах, а также беседовать с партнером по данным вопросам; описать главного героя. Понимание общего содержания прослушанного является основной целью коммуникативных заданий нашего курса. Учащиеся должны стремиться к реализации полученных знаний в повседневном языковом пространстве.
6. Форма контроля уровня достижений учащихся
и критерии оценки
Уровень достижений учащихся можно контролировать разными способами. Нами предусматривается промежуточный контроль на каждом уроке: составить диалог по заданным темам, письменная характеристика героев, тест по содержанию услышанного, инсценирование диалогов, письменное написание продолжения прерванного диалога и т.д.
Итоговый контроль в конце изучаемого курса: лексико-грамматический тест с последующим анализом, оценка в бальной системе, презентации на одну из тем курса (по выбору уч-ся)
Список литературы
1. Егорова Т.М. Организация и проведение курсов по выбору, Чебоксары 2006г
2. Olga Afanasyeva – Virginia Evans –James Milton . Practice Exam Papers for RUSSIAN
NATIONAL EXAM, Express Publishing – Centercom, 2004
3. Virginia Evans – James Milton, FCE Listening and Speaking Skills for the Revised
Cambridge FCE Examination-2, Express Publishing1996, 2002
4. Игумова О.В. Предпрофильный курс «Любимые рифмы британских детей»
Ж. «Иностранные языки в школе №5,2007г. с.66-69
5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов
Начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от
9.03.2004г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для 9 класса по английскому языку
Элективный курс по английскому языкудля учащихся 9 классов Название:Знакомьтесь: Великобритания. Цель:Подготовить к выбору профиля в 10-11 классах. Задачи: ·...
Особенности преподавания элективных курсов в старших классах
Доклад «Особенности преподавания элективных курсов в старших классах» содержит требования к программам элективных курсов, что может помочь учителю при выборе и составлении программ. Показано место эле...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 8 класса по английскому языку
Элективный курс "Английский язык в ситуации общения" для 8 класса...
Аннотации к программам элективных курсов в старших классах
Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в их создании и применении. Однако следует отметить, что не все...
Программа элективных курсов для 9 класса Изучение английского с применением цифровой образовательной среды
Изучение английского с применением цифровой образовательной среды...