Компетентностный подход в повышении квалификации преподавателей в области дистанционного обучения.
статья по английскому языку по теме

Калинкин Сергей Михайлович

Статья рассматривает следующие вопросы:

(1) Профессионально-педагогическую компетентность по Н. В. Кузьминой;

(2) Профессиональную компетентность по А.К. Марковой;

(3) Суть компетентностного подхода в повышении квалификации преподавателей в области дистанционного обучения;

(4) Требования к формированию компетентностного подхода в организации профессионального развития педагогов в области листанционного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентностный подход

в повышении квалификации преподавателей

в области дистанционного обучения.

Профессионально-педагогическая компетентность, по Н. В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности:

  • Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
  • Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.
  • Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
  • Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся.
  • Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности».

Профессиональная компетентность (по А.К. Марковой)

  • а)        «профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
  • б)        профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
  • в)        профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
  • г)        личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями»

Суть компетентностного подхода в повышении квалификации преподавателей в области ДО:

  • внедрение ИКТ в учебный процесс требует от преподавателя:
  •  изменения стиля работы и организации труда,
  • приобретения новых навыков педагогической деятельности,
  •    современная система подготовки кадров новой формации должна включать :
  • освоение специфических знаний в области информационных технологий,
  • формирование базовой ИКТ-компетентности,

                        (в классификации ключевых компетенций личности,                         разработанных до 2010 года Евросоюзом, - использование                 мультимедийных технологий для извлечения, хранения,                         создания, презентации, классификации информации и                         обмена информацией)

Требования к формированию компетентностного подхода в организации профессионального развития педагогов в области ДО включают (1):

  • - педагогическую компетентность
  • готовность преподавателя, его методическая и дидактическая готовность к использованию ИКТ и ДОТ,
  • - общую ИКТ-компетентность
  • востребованность в повышении мобильности
  • - профессиональную компетентность, востребованность в повышении  производительности труда

Требования к формированию компетентностного подхода в организации профессионального развития педагогов в области ДО включают (2):

  • - наличие профессиональных знаний в предметной области, заинтересованности в реализации творческого потенциала и готовности к изучению форм, методов и средств ДО для дальнейшего обучения с использованием новых информационных технологий;
  • - временное и пространственное расширение свойств личности преподавателя (повышение мобильности и производительности труда, повышение комфортности условий труда, потребность в постоянной коммуникации без временных рамок);
  • - формирование базовых знаний, умений и навыков в области ИКТ, понимание содержания открытого и дистанционного образования, его отличительных черт;

Требования к формированию компетентностного подхода в организации профессионального развития педагогов в области ДО включают (3):

  • - изучение методов, средств и форм ДО, различных  
  •   методик и подходов в создании образовательных
  •   ресурсов для ДО для различных предметов и категорий
  •   слушателей, включая изучение образовательных
  •   стандартов, подготовку содержания, выбор средств
  •   интерактивного общения и средств мониторинга;
  • - моделирование учебного процесса
  • индивидуальное и групповое обучение, различные уровни образования, различные категории слушателей, целесообразность использования ПИТ и др.;
  • - создание авторской педагогически эффективной  
  •    образовательной среды
  • анализ различных подходов в обучении и результатов обучения.

Базовый уровень подготовки преподавателей

  • начинается с умения использовать и применять информационные технологии в своей деятельности
  • данный шаг дает базовые знания и позволяет преподавателю чувствовать себя достаточно комфортно и в индивидуальном и в коллаборативном общении;
  • мнение о том, что только преподаватели с базовым техническим образованием могут применять ИКТ в своей деятельности, в ходе исследований было опровергнуто

Наиболее распространенные программы:

  • Основы подготовки текстовых документов в MS Word
  • Основы подготовки табличных документов в MS Excel
  • Разработка мультимедиа-презентаций в MS PowerPoint
  • MS Outlook, как средство интерактивного общения
  • Методика работы с использованием электронных мультимедийных учебников
  • и другие ….

Продвинутый уровень подготовки преподавателей:

  • - обучение преподавателей организации своего учебного материала.

  • Главная проблема при обучении преподавателей - изменение концепции обучения и отношение к нему

Углубленный уровень подготовки специалистов:

- обучение преподавателей апробированию созданного электронного материала в учебном процессе и его внедрению

Программы повышения квалификации учебных заведений различаются в зависимости от:

  • задач, которые решает образовательное учреждение в области повышения квалификации;
  • квалификации и педагогического мастерства специалистов, преподавателей;
  • лицензионного программного обеспечения, приобретенного и используемого в учебном учреждении;
  • разработок авторских программных продуктов специалистов, используемых в конкретном учебном заведении;
  • различного взгляда на необходимость повышения квалификации преподавателей в области ДО;
  • ожидания создания нормативно-правового обеспечения этапов внедрения технологий ДО в систему образования как совокупности новых средств, методов и форм образования.

При повышении квалификации работников системы образования наблюдается дифференцированный подход в обучении различных категорий слушателей, таких как:

  • руководители органов управления высшим и общим образованием, их заместители, специалисты, директора и заместители образовательных учреждений;
  • административный персонал, преподаватели, учебно-вспомогательный персонал высших и специальных учебных заведений;
  • учителя общеобразовательных учреждений

На первом этапе формируются следующие компетенции (1):

  • умение применять различные сценарии в структурировании содержания (линейный, линейно-разветвленный, разветвленный с обратной связью);
  • умение использовать при создании элементов содержания методы наглядности и проблемного изложения материала;
  • знание правил подбора справочной информации (полных хрестоматий, ссылок, списка основной и дополнительной литературы) и правил подготовки контрольных вопросов с использованием компьютерных средств;
  • знание различных способов создания «твердой копии» лекционного материала и/или СБ;

На первом этапе формируются следующие компетенции (2):

  • умение осуществлять мониторинг деятельности студентов (посещения страниц содержания, учет активности в работе с инструментарием среды);
  • умение структурировать и разбивать учебно-методический материал на модули, сканировать тексты и рисунки, создавать гипертекстовые файлы;
  • умение создавать вопросы для тестов с учетом педагогических требований (валидности, надежности, шкалирования, дискриминативности) и процедур индивидуально-ориентированного тестирования, создавать тренажеры для самотестирования и др.;
  • умение перемещать подготовленный цифровой материал на образовательный сервер дистанционного обучения и определять правила по их использованию (время доступа, сроки, количество попыток и др.).

На втором этапе формируются следующие компетенции :

  • усвоение преподавателем способов деятельности студента в среде (изучение теории, выполнение практических заданий, тестов и др.);
  • понимание смысла использования инструментария информационно- образовательной среды в решении конкретных задач;
  • умение соблюдать все требования к работе в информационно- образовательной среде, предъявляемые преподавателем;
  • умение обеспечить интерактивное взаимодействие с преподавателем и членами группы.

На третьем этапе формируются следующие компетенции :

  • умение корректировать создаваемый материал;
  • умение изменить траекторию обучения;
  • умение учитывать особенности работы в информационно-образовательной среде (например, оценивание временных затрат на выполнение работы, учет трафика в сети Интернет, учет необходимости установки дополнительного программного обеспечения на локальный компьютер при работе в чате, отсутствие лицензионного программного обеспечения для решения поставленной задачи);
  • способность прогнозировать изменение модулей учебно-методического комплекса, если создаваемый ресурс имеет тенденцию к динамическому развитию.

Планируемым результатом обучения преподавателей в области ДО является формирование профессиональных компетенций в этой области:

  • знание дистанционных образовательных технологий;
  • понимание содержания дистанционного обучения, его отличительных черт;
  • знание свойств информационно-образовательной среды дистанционного обучения;
  • умение создавать профессионально значимую информацию (учебно-методический комплекс);
  • умение организовать образовательный процесс на основе дистанционных образовательных технологий с учетом методов, средств и форм;
  • умение прогнозировать развитие и изменение образовательных ресурсов в области дистанционного обучения.

Введение в технологии сетевого дистанционного
обучения включает

  • Дидактические основы дистанционного обучения(ДО)
  • Организационно-методическое обеспечение ДО
  • Информационно-методическое обеспечение ДО
  • Организация учебного процесса в ДО
  • Организация контроля в ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...

Дистанционное обучение как средство повышения квалификации педагогов

Статья для сборника VII Международной научно-практической конференции "ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - 2013", ИРО г.Екатеринбург.В статье представлен ряд интернет-рес...

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...

Доклад МО «Реализация деятельностно-компетентностного подхода в условиях дистанционного обучения»

Цель: Использование деятельностно-компетеностного  подхода к обучению на уроках технологии в дистанционном режиме, как условие усвоения знаний умений и компетентностей.Задачи:-разработать модели ...