Коммуникативное обучение английскому языку в учебной и внеклассной деятельности
методическая разработка по английскому языку по теме

Елена Михайловна Николаева

 

Для нас очевидно, что реализовать на уроке все принципы коммуникативного обучения весьма маловероятно. Для коммуникативного подхода необходимо соблюдение как минимум двух условий:

- возможность непринужденного спонтанного общения учеников между собой

- возможность языковой практики, живого, глубокого общения с носителями изучаемого языка или с другими учениками, изучающими этот же иностранный язык и не владеющими русским языком. 

делимся опытом внеурочной деятельности в нашей гимназии № 272 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva_e_m_mishina_m_v_statya.docx541.18 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативное обучение иностранному языку в учебной и внеклассной деятельности

Ключевые слова: коммуникативное обучение, внеклассная деятельность, новые стандарты образования, межкультурная компетенция, спонтанное общение, общение с носителями языка

Интеграция России в мировое и европейское сообщество, создание единого мирового информационного пространства, расширение международных контактов, реализация идеи академической мобильности, легкость путешествий в зарубежные страны ставят новые задачи в методике обучения школьников иностранному языку.

Основным механизмом модернизации преподавания иностранного языка становится ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности,  познавательных способностей, потребностей самореализации и самоактуализации.

Обучение иностранному языку, согласно новым стандартам образования, предусматривает как раз не только развитие коммуникативных умений ученика и овладение языковыми средствами, но и становление его межкультурной компетенции – это приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
Организация коммуникативного обучения иностранному языку строится таким образом, что контекст деятельности учащихся, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства учитываются при организации общения на уроке. Благодаря этому ученики получают возможность обсуждать свои дела и поступки, текущие события в жизни класса, школы, города, страны, планеты, учатся выказывать своё отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.

Условием коммуникативного обучения иностранному языку является создание на уроках и во внеурочное время благоприятного психологического климата. Обучение построено на уважении личности учеников, проходит в атмосфере доброжелательности.

Коммуникативное обучение помогает раскрыться разным сторонам личности школьника, освободиться от скованности, застенчивости, неуверенности в себе. Такая организация обучения позволяет учащимся не только воспринимать иностранный язык как средство общения, но и способствует формированию социально важных качеств личности.

Обучение языку международного общения в России всё больше строится на принципах коммуникативного обучения. Именно оно способно подготовить учащихся к спонтанному общению на иностранном языке. Особая роль в организации коммуникативного обучения отводится межкультурному компоненту содержания обучения, который становится всё более актуальным в свете активизации межкультурных коммуникаций между Россией и западными странами.

Мировые образовательные системы, среди прочих факторов, характеризуются также повышением требований к уровню культуры и профессиональной квалификации всех граждан. При этом речь идёт о культурной грамотности индивида, включающей не только знания культуры своей страны, но и культурную грамотность в рамках мирового сообщества.

Для нас очевидно, что реализовать на уроке все принципы коммуникативного обучения весьма маловероятно. Для коммуникативного подхода необходимо соблюдение как минимум двух условий:

- возможность непринужденного спонтанного общения учеников между собой

- возможность языковой практики, живого, глубокого общения с носителями изучаемого языка или с другими учениками, изучающими этот же иностранный язык и не владеющими русским языком.

В 272 гимназии Санкт-Петербурга мы разработали уникальную авторскую методику преподавания английского языка, основываясь на принципах коммуникативного обучения.

Помимо традиционной классной активности, мы широко используем огромный развивающий потенциал внеклассной деятельности. Именно внеклассная деятельность видится нам наиболее перспективной с точки зрения возможности ситуаций спонтанного общения на английском языке, а также создания ситуации успешности каждого вовлеченного в деятельность ученика, развитию его самореализации, творчества, креативности, повышению уверенности в себе и самоактуализации. Постановки по мотивам произведений англоязычных авторов расширяют кругозор учеников, способствуют более глубокому проникновению в культуру страны изучаемого языка.

Система внеклассной деятельности имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализа деятельности. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: к ее задачам также относятся развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

Во внеклассной деятельности учитель может в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по английскому языку дополняет обязательную учебную работу по предмету, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой, реализует принципы коммуникативного обучения.

Во внеклассную деятельность вовлечены ученики с 5 по 11 классы. Основными формами организации внеклассной работы являются:

  • участие в ежегодных праздничных концертах и театрализованных выступлениях на иностранных языках (5-6 класс)  
  • участие в гимназическом Фестивале Лекций в секции иностранных языков (5-9 класс)
  • участие в конференциях «Лабиринты Науки» и «Ровесник –Ровеснику» на английском языке на актуальные темы в секциях иностранных языков (9-11 класс)
  • участие в конкурсах и фестивалях на иностранных языках, проводимых такими издательствами и обществами как Релод, Макмиллан, Книжный Дом (5-11класс)
  • проведение уроков-бесед с носителями английского языка  и гостями из других стран, говорящими на английском языке (5-11класс)

Вторым компонентом нашей внеклассной деятельности является подключение к образовательному процессу волонтеров из студенческой организации AIESEC.

Волонтеры из разных стран с владением английским языком на уровне Upper Intermediate впервые были приглашены в гимназию № 272 в 2010 году.

Волонтеры проводили уроки английского языка у школьников с 7 по 11 классы. Обучение проходило курсами по 1-2 урока в неделю в течение 3-4 недель. На уроках царила спокойная и доброжелательная атмосфера.

Общение на русском языке полностью отсутствовало по причине того, что каждый волонтер не имел даже минимальных знаний русского языка. Иностранные студенты знакомили учащихся со своими странами и их культурой, проводили уроки на разные темы, заранее согласовав их с учителями, и  на заключительных уроках, наши учащиеся представляли свои собственные презентации, знакомя волонтеров с традициями и обычаями России.

Третья разработка авторского коллектива гимназии – программа   «Погружение» - это программа интенсивного обучения иностранному языку, которая включает ежедневные занятия с сертифицированными преподавателями из США. Каждый день в течение недели школьники посещали только уроки английского языка, которые длились весь учебный день.

Программы общения с волонтерами и «Погружение» являются своеобразным экзаменом не только коммуникативным способностям учеников, развитых в процессе учебной и внеклассной деятельности, но и их межкультурной компетентности. По нашим наблюдениям, ученики, вовлеченные во внеклассную деятельность, демонстрируют большую готовность вступать в иноязычный диалог, чувствуют большую уверенность в себе и своих знаниях, не испытывают смущения при взаимодействии с иностранцами, проявляют большую толерантность к иностранной культуре и с готовностью продолжают общение с иностранцами в сети Интернет.

Сравнив результаты учеников в разных учебных группах, мы заметили, что применение наших авторских разработок преподавания способствует:

- повышению активности учащихся на уроках

- живому интересу ко всем занятиям, радости от общения с иностранцами

- повышению уровня разговорной речи

- улучшению общей успеваемости учеников

В настоящий момент гимназия № 272 принимает волонтеров из AIESEC уже четвертый год, преподавателей программы «Погружение» - третий.

За это время мы отметили укрепление учебной мотивации школьников, их желание свободно владеть английским языком, уменьшение скованности и смущения в ситуации общения на английском языке. С большой радостью мы заметили, что общение волонтеров из AIESEC  и старших школьников продолжается далее с помощью дистанционного общения в социальных сетях и по электронной почте.

Библиография

  1. Банникова Л. В. Воспитание гражданственности у учащихся 6-8 классов в учебной и внеклассной деятельности: На опыте преподавания иностранного языка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Л.В. Банникова – М., 2005 г. – 200 с.
  2. Николаева Е.М. Опыт включения иностранных преподавателей и волонтеров в процесс обучения иностранному языку// Развитие оценочной самостоятельности школьников как непременное условие формирования мотивации обучения: сборник статей/Е.М. Николаева – СПб.: ГОУ ДППО ЦПКС «Научно-методический центр», 2012 г. – стр. 51.
  3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы/ ред. Сафронова И.А. – СПб.: Просвещение, 2012 г.

Авторы статьи:

Николаева Елена Михайловна,

учитель английского языка, 

зав. кафедрой иностранных языков

ГБОУ Гимназия № 272

Мишина Марина Валентиновна,

учитель английского языка

ГБОУ Гимназия № 272


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Коммуникативное обучение английскому языку.

Коммуникативная методика обучения английскому языку базируется на живом общении, как на эффективном инструменте, позволяющем планомерно, логично и результативно осваивать все ступени знаний...

«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)» Статья.

Данная статья является обобщением опыта моей работы по теме «Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. ...

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"

Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...

Инновационные технологии в обучении английскому языку в урочной и внеурочной деятельности

    В статье затрагивается тема важности применения инновационных технологий через метод проектов в обучении английскому языку при проведении урочной, внеурочной деятельности, в профе...