Методическое обеспечение контроля учебных достижений обучающихся
статья (английский язык) по теме

Логинова Ирина Геннадьевна

В настоящее время, когда происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения, целесообразно обратиться к рассмотрению  процесса организации  контроля в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое обеспечение контроля учебных достижений обучающихся

Преподаватель: Логинова И.Г

В настоящее время, когда происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения, целесообразно обратиться к рассмотрению  процесса организации  контроля в обучении. Независимо от практической или теоретической направленности учебной дисциплины,   контроль является неотъемлемой частью её учебно-методического обеспечения. Контроль - это соотношение практических умений, теоретических знаний  и опыта обучающихся с запланированными целями.

В современных научных изданиях система контрольных материалов и средств, обеспечивающая мониторинг учебных достижений обучающихся, получила название фондов контрольных средств или контрольного блока.  В состав фондов включаются все направления контроля, которые позволяют сделать обучение «прозрачным» для студентов, преподавателей, членов администрации, родителей и любых заинтересованных в этом лиц, не говоря уже о контролирующих все образование органах.

Следует отметить, что в процессе  обучения педагог реализует целый комплекс функций контроля:

  • корректирующую (реализуется в устранении недостатков в знании студентов),
  • стимулирующую (проявляется в создании мотивов учения, в повышении ответственности студента за результаты своего труда),
  • обучающую (это углубление имеющихся и усвоение новых знаний в процессе контроля),
  • развивающую (проявляется в развитии внимания, памяти, мышления, эмоциональной и волевой сферы студентов),
  • воспитательную (проявляется в совершенствовании нравственных качеств),
  • превентивную (заключается в предотвращении недочетов в деятельности участников контроля и тесно связана с корректирующей функцией).

Рассмотрим содержательную сторону ФКМ.

Первый вид контроля – предварительный или диагностический. Его цель – мониторинг качества сформированности ЗУН, с которым обучающиеся пришли на конкретный этап обучения. Данный вид контроля проводится на первых занятиях 1 и 2 курса, в соответствии с ФГОС, и по его результатам преподаватель планирует процесс обучения, сопоставляя требования программы и стандарта с реальным уровнем студентов. Данный вид контроля обязательно отражается в тематическом и календарно-тематическом плане.

Наиболее часто осуществляется  текущий контроль, цель которого – выявление качества усвоения содержания урока, блока уроков, подтемы.   Текущий контроль позволяет не только выявить степень усвоения материала учащимися и уровень их овладения навыками и умениями, но также имеет огромное обучающее значение. Непосредственная обратная связь, устанавливаемая в процессе текущего контроля, является непременным условием повышения интенсификации учебного процесса. По результатам текущего контроля преподаватель корректирует выбор приемов и методов работы на ближайших учебных занятиях.  Текущий контроль не является ведущим видом деятельности на уроке, т.к. он не занимает много времени и может быть организован фронтально и индивидуально, поэтому в КТП может не отражаться, а оценку студент может получить, например, по итогам практического занятия.

Необходимость периодического контроля обусловлена его целью – диагностикой качества усвоения материала крупной темы или раздела. Данный вид контроля должен быть отражен в КТП, хотя бы в виде дополнения в строке «Вид занятия». По итогам таких работ преподаватель делает выводы и о качестве собственной учебно-методической работы над пройденным материалом.

Особое место занимает промежуточная аттестация, или промежуточный контроль по учебной дисциплине, модулю, МДК.   Цель данного вида контроля – мониторинг учебных достижений обучающихся по итогам семестра, курса. В зависимости от формы промежуточной аттестации, которая указывается в рабочем учебном плане специальности, она проводится либо в самом семестре, либо во время сессии. При этом первое указывается в КТП, а второе – ниже, отдельной строкой. Материалы промежуточной аттестации согласуются на заседании предметной комиссии, утверждаются заместителем директора по учебной работе и хранятся в учебной части и паспорте кабинета. В то время, как все перечисленные выше вида контроля обеспечиваются преподавателями и хранятся в отдельных папках в кабинете.

Итоговый контроль имеет целью мониторинг учебных достижений обучающихся по итогам ступени обучения. Это касается первых курсов, которые заканчивают изучение общеобразовательной дисциплины и далее – срока окончания изучения дисциплины в соответствии с учебным планом. Форма хранения материалов и их утверждения сходна с промежуточной аттестацией.

Итак, все фонды контрольных материалов необходимо разделить на фонды предварительного, текущего, периодического, промежуточного и итогового контроля.

В учебных заведениях используют следующие виды контрольных работ: теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач; комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического характера.

Таким образом, целесообразно применять следующие формы контроля: устный или письменный опрос, практическая работа, самостоятельная работа, контрольная работа, тест, диктант, зачет, проект, схема и т.п.. Каждая учебная дисциплина специфична, поэтому только преподаватель вправе выбрать формат контрольного средства.

В настоящее время на первый план выходят контрольные работы, организованные с помощью компьютера. К ним отнесем программы-тренажеры, разработанные специальными службами, и тесты, созданные в специальных мультимедийных приложениях, например, MyTest. Фонд электронных средств контроля также необходимо накапливать, но об этом скажет коллега чуть позже.

Также, следует отметить и новый вид контроля – портфель достижений студента. В него в печатной и электронной формах собираются так называемые контрольные файлы студента по каждой дисциплине. Т.к. контрольный файл является частью учебно-контрольного файла, то о нем вы узнаете также чуть позже.

При аккредитации учебного заведения необходимо продемонстрировать всю систему контроля, осуществляемую при обучении по конкретной учебной дисциплине. Например, мы делаем это так: в папке с методическим обеспечением выделяется рубрика «Фонды контрольных материалов», куда помещаются отдельными блоками материалы для предварительного, текущего, периодического контроля. Каждое контрольное средство озаглавливается с указанием темы или раздела. Программы промежуточной аттестации собираются в отдельной папке в кабинете, также сдаются в учебную часть. Билеты к экзаменам также хранятся в учебной части. Программы итоговой аттестации также собираются в отдельной папке, хранятся у заведующего отделением и в кабинете. Материалы для итоговых государственных экзаменов хранятся в учебной части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на методическом объединении учителей географии тема "Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС"

выступление на методическом объединении учителей географии тема "Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС"...

Контрольно-измерительный материал для проведения итогового контроля индивидуальных достижений обучающихся 5 класса НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» по предмету «Биология » в 2018-2019 учебном году

     Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 5 класса предметного содержания курса биологии....

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме «Методы контроля и оценки знаний по географии. Учебные достижения обучающихся в соответствии с ФГОС»

Выступление на  заседании МО по теме «Методы контроля и оценки знаний по географии. Учебные достижения обучающихся в соответствии с ФГОС»...