ФУНКЦИЯ ЭПИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ОД ДЖОНА КИТСА
занимательные факты по английскому языку на тему

Брылева Екатерина Николаевна

Джон Китс (1795-1821) - английский поэт-романтик, самый молодой из крупнейших английских поэтов эпохи романтизма. Жанр оды в его лирике недостаточно изучен, существует мало отдельных работ, посвященных  исследованию жанра оды.

Основная цель данной работы - исследование функции и роли эпитета в формировании художественного своеобразия од Джона Китса.

Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:

1) изучить оду как литературный жанр, проследить процесс её литературно-исторического развития;

2) определить место оды в творчестве Джона Китса и место оды Китса в истории оды;

3) рассмотреть теоретическое понятие эпитета и его функции в одах Китса;

4) выявить типы эпитетов в одах Китса и их систематизировать;

5) исследовать функцию эпитета в формировании художественного своеобразия од Китса

Актуальность работы определяется недостаточностью изучения данной проблемы, а также необходимостью изучения оды как литературного жанра и, соответственно, лексического стилистического приёма эпитета, как её компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

  Ода как жанр имела долгую историю своего литературно-исторического развития. Изначально одами называли песни. Затем ода превратилась в лирическое произведение, которое от других лирических произведений отличали определённые особенности (приподнятость, торжественность тона, гиперболический стиль, изобилующий сравнениями и метафорами Существовали разные виды оды (идиллия, сколий, …). Ода как жанр привлекала различных писателей и поэтов, начиная с античности (Пиндар, Гораций), продолжила своё развитие в эпоху Ренессанса (Ронсар), классицизма (Н.Буало, Ж.Б.Руссо, Франсуа де Малерб, Мари Франсуа Аруэ Вольтер), романтизма (У.Вордсворт, Колридж, В.Гюго). Англия имела свою одическую традицию. Наиболее яркие образцы одического жанра принадлежат Эдмунду Спенсеру, Джону Драйдену и Александру Поупу.

 Особенности, присущие одам конкретных периодов и определённых поэтов:

-у Пиндара- это богатая словесная орнаментация, долженствовавшая усугублять впечатление торжественности;

- Гораций придавал большое значение единству содержания и формы;

- ода Ронсара проникнута утверждающим, хвалебным началом, ей присущи элементы условности, перегруженность "ученым" мифологическим материалом, нарочитая затрудненность витийственного слога;

-Классицистической оде были присущи приподнятый, торжественный язык, риторические вопросы, восклицания, обращения, олицетворение отвлеченных понятий (науки, победы), образы богов и богинь и сознательные преувеличения; ода в период классицизма активно пользуется мифологией античности и вырабатывает величавый строй речи и средства строгой ритмики (таковы оды Вольтера).

- Одним из основных положений теории оды Н. Буало было требование так называемого «лирического беспорядка», но при этом он также добивался строгой внутренней упорядоченности;

-Особенностями оды Драйдена были героический стих с парной рифмовкой,  

возвышенность и яркая образность,

-Александр Поуп, преемник Драйдена, выступал за «ясность» и «уместность» слога и его заслуга в том, что он продолжил разрабатывать героический куплет.

   Я  разработала классификацию од по нескольким пунктам, а именно 1) по адресату 2) по функции 3) по технике и стилю написания 4) продолжению традиции.

   В формировании литературных взглядов Китса сыграли роль поэзия Возрождения (Шекспир, Спенсер), через их творчество в его произведения проникает дух эллинизма и платонизма. Становлению творческой позиции Китса способствовали друзья (Ли Хант, Чарльз Кауден Кларк).

  Новаторство Китса заключалось в том, что в он внёс в английский романтизм новый элемент эллинизма, выражающийся в культе красоты, а также элемент мистицизма, отражающий символ вечной красоты.  Новаторство Китса также выражалось в его чувственном восприятии действительности, все произведения поэта проникнуты величайшей внутренней гармонией. Китс превратил жанр оды в лирико-элегический жанр, где возвышенность мысли неразрывно сплетена с интимной сердечностью, т. е. в философскую исповедь духа. Девизом Китса становится его знаменитое высказывание: «Beauty is truth, truth is beauty». Чувственная конкретность Китса, богатство ассоциаций  и оригинальность идей его произведений были новыми в английской поэзии XIX века.

  Шесть од, написанных 1819 года («Ода Соловью», «Ода Греческой вазе», «Ода Психее», «Ода Меланхолии», «Ода праздности», «Ода к Осени»), могут быть классифицированы по аспектам, выявленным выше: 1)по адресату: природа, неодушевлённое существо, абстрактное понятие, мифологический персонаж; 2) по продолжению традиции: Китс следовал традиции Пиндара (богатая словесная орнаментация), а также традиции Горация (принцип единства содержания и формы); 3) по технике и стилю написания (гибкая ритмомелодика стиха, разнообразная строфика, точность зрительных и осязательных образов, проверенный выбор слов, новый строфический элемент, воплощённый в одах 1819 года); 4) по функции: Китс стремился создать оригинальный чувственный образ, вызвать эмоции, ассоциации, заставить читателя видеть красоту, а также доказать, что красота вечна.

      Если же говорить о художественном своеобразии од в контексте всего творчества Китса, то необходимо отметить такие особенности его произведений, как изощрённость стилистических средств, использование ярких контрастов и противоречий, ассоциативная направленность, необыкновенная сила воображения, глубокая философичность. Общая тематика произведений Китса, идеи вечности, любви и красоты перекликаются друг с другом и затрагивают практически каждое из его произведений, что касается и его знаменитых од. В контексте всего творчества Китса можно определить его оды как вершину его поэтического творчества и подлинный результат его стилистических исканий.

       Художественное своеобразие од Китса в контексте жанра отличается эстетической чувственностью, романтической направленностью, оригинальной и неповторимой образностью,  необыкновенной любовью поэта к живой природе,  особенным вниманием Китса  к индивидуальному и конкретному, удивительной  смелостью и эмоциональностью в преподнесении образов и идей, в характерной для Китса полноте изображения. Оды Китса отличаются внутренней гармонией и естественностью. Все эти достоинства привлекали внимание многих последующих поколений поэтов. Оды Китса, написанные им в мае 1819 года, были высшей степенью его реализации в поэзии, а также результатом совершенствования Китса в поэтической технике и изменении тематики стихотворений, которую он определил в произведении «Гиперион» во время его написания предшествовавшей осенью.

    По своей структуре эпитеты, как стилистический приём, можно классифицировать следующим образом:

- по отношению автора к предмету мысли: речевые и языковые

-по отношению к определяемому слову: препозиционные эпитеты и постпозиционные.

-по функции (стилистическая, экспрессивная, лексическая)

-по особенностям построения, выражения и внутренней структуре (структурный тип эпитета, который строится на алогическом соотношении определения и определяемого, эпитеты, выраженные существительными и целыми словосочетаниями, качественными наречиями). 

- по значению и характерному признаку (постоянный, метафорический (который в свою очередь по своему лексическому значению делится на интенсиональный и импликациональный). Интенсиональный эпитет отражает позицию автора, импликациональный придаёт словам дополнительную, не свойственную им, характеристику.

     Необходимо соотнести эпитеты в одах Китса с представленной выше классификацией. Важно отметить значимость эпитетов в создании художественного своеобразия оды. Их функция не ограничивается  описанием предметов, - с  помощью эпитетов автору удаётся передать свои внутренние эмоции и ощущения, а также отобразить контрасты и переходы настроений, неповторимость  образов. Данные эпитеты позволяют рассмотреть предмет в соотношении с различными ассоциациями. Они несут в себе основные идеи Китса о красоте, вечности, любви и счастье. Кроме эпитетов из стандартной классификации Китс также использует творческие уникальные эпитеты (сладкие, многосложные, цветовые).

    Также необходимо подчеркнуть особенности функции эпитетов у Китса,  выраженных  через реализацию двух основных идей в тексте:

1) особое представление о соотношении искусства и жизни как двух сущностей, одна из которых вечна, другая же изменчива. Текстуально эта идея реализуется в двух протипопоставленных друг другу группах эпитетов - статичных (выраженных страдательными причастиями) и динамичных

(по грамматической форме - действительные причастия).

2) особое представление Китса о взаимосвязи человеческих ощущений, передавамых различными органами чувств - синестезии (интермедиальности), которое он пытается высказать и реализовать именно в одах - своих "эстетических манифестах". Передаче синестетической образности способствуют группы эпитетов, каждая из которых семантически связана с определенным органом чувств человека: цветовые (зрение), многосложные (слух), сладкие (запах, вкус). Включаясь одновременно в ткань поэтического текста, они реализуют идею Китса о необходимости многогранного, "многоканального" восприятия жизни, и, в особенности, искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Выпускная квалификационная работана на тему "Художественное своеобразие готических романов Анны Рэдклифф"

     «Готический» роман – это уникальное литературно-художественное явление в Англии рубежа XVIII и XIX вв. Выяснить причины неубывающего успеха «готического» жанра п...

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.

Урок в 10 классе  по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые п...

Идейно-художественное своеобразие пьесы "Гроза"

Ознакомление с идейно-художественным своеобразием пьесы...

художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

урок посвящен  анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения....

О выразительной функции эпитета (на примере стихотворения М.Ю.Лерионтова "Тучи")

О роли эпитета в стихотворении Л.Ю.Лермонтова "Тучи"....