художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Бузина Галина Александровна

урок посвящен  анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок по литературе в 9 классе45 КБ

Предварительный просмотр:

Бузина Галина Александровна

Урок литературы в 9 классе на тему:

«Художественное своеобразие  повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама»

 

Цели: 

знакомство с особенностями творчества А.С. Пушкина на примере повести «Пиковая Дама»

осознание смысла и художественной формы произведения

идейно – художественный анализ повести

развитие ассоциативно - образного мышления

развитие навыков устной и письменной речи

воспитание вкуса и внимания к слову

Оборудование: газета, посвященная  творчеству А.С. Пушкина, выставка книг поэта, на доске записаны строки стихотворений А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Ход урока:

Ребята! Тема сегодняшнего урока: « Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Давайте поговорим  о таинственном и загадочном мире произведения, особенностях повествования, языка произведения.

1. Приглашаю вас принять участие в викторине:

Назовите имя старой графини.

В какой город ездила она в молодости?

Как называлась игра, в которую она проиграла огромную сумму?

Кто назвал графине 3 карты?

Кому принадлежит фраза: «Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»?

Какова профессия Германна?

О какой героине  сказано в повести: «Она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора»?

«Вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит  мой капитал  и доставит мне покой и независимость»,- говорил Германн. Назовите эти карты.

О ком говорится в повести: «Он подошел к фонарю и взглянул на часы»?

Сколько времени показывали часы, когда Германн подошел к дому графини?

Назовите эпиграф повести.

2. Тайна «Пиковой Дамы», её реальный и ирреальный мир всегда привлекали внимание писателей, литературных критиков. Л.Н. Толстой назвал «Пиковую Даму» шедевром. Обращаю ваше внимание на высказывание Достоевского: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж меж нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал его «Пиковую Даму». Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».

Обратимся к этому тонкому анализу. Сюжет нашего произведения - игра и интрига игры. А кто же игрок? – Германн.

Что ни толкуй Вольтер  или Декарт-

Мир для меня - колода карт.

Жизнь – банк, рок мечет, я играю,

И правила игры я к людям применяю, -

 - писал М. Ю. Лермонтов в драме «Маскарад».

Пусть эти слова помогут вам  охарактеризовать Германна. Расскажите, каким увидели вы Германна в повести?

Обратите внимание, что в создании образа Германна в повести автор использует «немецкий элемент» - термин, введённый Ю. Манном  как фактор поэтики. Противоположные качества характера Германна:  аккуратность, пунктуальность, педантизм и азарт, страсть.  Автор представляет  читателям пересечение мира действительного  и ирреального.

Пушкин применяет фактор сопоставления, соединения противоположных элементов как особенности художественного своеобразия произведения.

Рассказ Томского – это завязка интриги. Что такое завязка?

-Случай! – сказал один из гостей.

-Сказка!- заметил Германн. – Это завязка философской интриги.

С какой целью в повести изображена  Лизавета Ивановна? Что обозначает имя Лизавета? (Лизавета – почитающая Бога.) Это знаковое имя.

В чем  сходство и отличие характеров пушкинской Лизаветы Ивановны  и  Лизы в повести  Карамзина «Бедная Лиза»?

В повести А.С. Пушкина происходит переосмысление традиций  сентиментальной жанровой схемы  в новые обстоятельства, в новое время.

3. Интерьер в повести является сюжетной декорацией, косвенной характеристикой персонажей, помогает глубже раскрыть образы. Интерьер «представлен с помощью  своеобразной антитезы».

Докажите это на примере изображения комнат Лизы и графини.

4. Художественная деталь в повести работает особенно ярко. Обратим внимание на фразу: «Её записки час от часу становились длиннее и нежнее».

Послушаем письмо Лизаветы Ивановны (ученица читает). Каков его язык?

Приведите примеры употребления слова «огненный» в тексте повести. Кого и как они характеризуют?

 О каких героях автор говорит, используя фразы «Чёрные глаза»? «Холодная рука»?

5. Уникальная особенность повести - зеркальность изображения. Сопоставьте сцены, в которых ключевыми словами являются «обдернулся – оступился».

6. Очень скупо, сжато, кратко даны в произведении пейзажные зарисовки. Приведите примеры пейзажных зарисовок. Как они помогают охарактеризовать героев?

7. Особенностью повести являются эпиграфы ко всему произведению и к каждой главе. Какова их роль в художественном своеобразии повести? Как поняли смысл эпиграфа ко всей повести? Эпиграфы к отдельным главам?

Эпиграфы пародируют поверхностное мнение о происходящем. Автор создаёт трагедию в иронической раме.

8. Сопоставьте сцену похорон и сцену проигрыша у Чекалинского. Проанализируйте особенности языка, расскажите о роли  деталей в этих сценах.

9. Послушайте фрагменты из стихотворения А.С. Пушкина «Герой» и из  романа «Евгений Онегин»:

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман

Оставь герою сердце! Что же

Он будет без него? Тиран

Мы почитаем всех нулями,

А единицами себя.

Мы все глядим в Наполеоны

Двуногих тварей миллионы.

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

 Как раскрывается в повести проблема наполеонизма?

10. В чем проявляется гуманизм автора? В чем смысл заключения произведения? Кому сочувствует автор? Кого осуждает?

В чем выражается  многозначность финала повести?

Не беспощадно жестокий приговор должен быть итогом  чтения повести, ибо «нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви». В этом, по определению А.С. Пушкина, основы христианского гуманизма.

Домашнее задание. Напишите сочинение - размышление на одну из тем: Какие герои  обманули ваши первоначальные ожидания? Кто вызвал наибольшее сочувствие и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Данный урок проводится в 10 классе. Цели урока:Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;Воспитательная – формировать у у...

Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.

1.     Это второй урок в теме «Н.В. Гоголь».  Тема сложна для восприятия, так как детям Гоголь знаком еще только по ранним, романтическим повестям из «Вечеров на хуторе ...

Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс

Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин –...

Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Пакет материалов к проведению уроков по данной теме...

Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Урок литературы в 7 классе по теме "Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" представляет собой урок открытия новых знаний, урок -исследование. Организуется работа в гр...

Художественное своеобразие повести "Красный мак" Юрия Скворцова

Изучение жизни и творчества замечательного чувашского писателя Юрия Илларионовича Скворцова. Чтение повести „Красный мак“. Анализ, определение художественного своеобразия, методы и приемы ...


 

Комментарии

Кашина Марина Михайловна

Интересный урок. Обязательно проведу со своими ребятами