Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Румбах Екатерина Владимировна

Пакет материалов к проведению уроков по данной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Цель: сформировать представление о художественном своеобразии повести Н.В. Гоголя, целостную картину художественного мира повести "Тарас Бульба"; развивать речь, мышление, умение работать в группе, представлять результат коллективных действий, умение проводить аргументированную самооценку и взаимооценку по предложенным критериям; воспитывать коммуникативную культуру, лидерство и ответственность.

План.

1. Оргмомент.

2. Постановка целей  деятельности.

3. Работа в группах.

4. Подведение итогов. ДЗ.

Ход.

  1. Оргмомент.
  2. Постановка целей деятельности.

- На прошлом уроке мы начали разговор о грандиозном эпическом полотне, написанном величайшим мастером слова – Николаем Васильевичем Гоголем. Это – повесть «Тарас Бульба». Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова литературоведа Сергея Машинского:

Перед нами проходит галерея цельных и сильных духом,

словно вылитых из металла, человеческих характеров,

богатых умом и проникнутых глубоким

патриотическим чувством. Всё мелкое и будничное

вытеснено из сердец этих людей.

Они проникнуты осознанием величия того

 дела, которому служат.

 - Запишите, пожалуйста, эпиграф себе в тетрадь и подчеркните в нём ключевые слова.

Обсуждение.

- Как вы думаете, о чём же сегодня пойдёт речь на уроке? Через ЧТО мы будем пытаться раскрыть художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя?

- Каждый из вас сегодня на уроке должен будет уяснить для себя несколько вещей. Они  в виде вопросов перечислены в ваших рабочих листах (на листах – «толстые» и «тонкие» вопросы по тексту повести).

  1. Работа в группах.
  • Определение в группах спикеров и тайм-киперов
  • Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает информацию по определённому аспекту повести.
  • В течение 15 минут каждый индивидуально работает с информацией. Половина группы составляет вопросы, половина – план текста.
  • В течение следующих 7 минут группы проводят взаимоопрос по изученным текстам, выставляют баллы (те, кто составлял план, пересказывают: те, кто составлял вопросы, озвучивают их и сами же на них отвечают.Вопросы имеют право задавать друг другу и те, и другие)
  • «Звезда»: представители каждой группы рассказывают свой фрагмент информации всем остальным группам. Члены групп должны получить как можно больше информации, чтобы заполнить свои рабочие листы (при необходимости задают вопросы). – по5 минут. Группы выставляют баллы в оценочные листы.
  • По завершении работы  всех групп каждый заполняет свой рабочий лист, отвечая на вопросы. Первый блок вопросов – «тонкие» - оценивается в диапазоне от 1 до 3 баллов (идентично отметкам «3» и «4»). Второй блок вопросов – «толстые» - оценивается в диапазоне от 4 до 6 баллов (идентично отметкам «4» и «5»). У каждого есть право выбора блока. – 15 минут
  1. Подведение итогов.

- Как вы думаете, в чём состоит художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя?

Домашнее задание:

Снять и смонтировать видео интервью  по темам:

1 группа – Что вы знаете о Тарасе Бульбе?

2 группа – Как вы  относитесь к поступку Тараса Бульбы (убийству сына Андрия)?

3 группа – Продолжите фразу: «Я тебя породил…..». Вариант этого же вопроса: кому принадлежит фраза «Я тебя породил, я тебя и убью». По какому поводу она была произнесена?

4 группа -  Интервью с учителем истории школы на тему «Поступок Тараса Бульбы с точки зрения исторической ситуации».

5 группа – Интервью с психологом на тему «Причины предательства Андрия. Насколько они оправданы?»

Рефлексия:

Сегодня я узнал, что….

Мне понравилось…..

Удивительно, что…..

Я думаю, что…..

Рабочие материалы урока

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №___

Критерии для оценки

3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы

2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности, заминки, не смог ответить на 1-2 вопроса.

1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.

0 баллов – материал не изложен.



Предварительный просмотр:

Группа №1

История создания повести «Тарас Бульба»

«Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833-го года до 1842. Написав и даже напечатав свое произведение, Гоголь никогда не считал свою работу над ним законченной, продолжал неутомимо совершенствовать его.

Историзм повести «Тарас Бульба» близок к устному народному творчеству: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам.

В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность времени в «Тарасе Бульбе».

Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, — всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский охарактеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...» Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, — подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, — проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

Группа №2

Тарас Бульба в повести Н.В. Гоголя

Тарас Бульба – истинный казак. Весь его облик был «создан для бранной тревоги», он «отличался грубой прямотой своего нрава» и больше всего «любил простую жизнь козаков», поэтому Запорожская Сечь является для него настоящим домом, поэтому большую часть времени он проводит там, не торопясь к жене, и именно поэтому тотчас решает ехать на Запорожье после приезда сыновей из Киева домой, чтобы проверить Остапа и Андрия в их верности казачьей службе. Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает ее, поскольку для него главное – быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуха».

Старый казак считал себя истинным защитником православия и не терпел роскоши и богатства в любом виде. Относясь с недоверием ко всему новому, не любя учение, Тарас понимает необходимость образования в условиях нового времени. Именно с этой целью его сыновья были посланы в киевскую бурсу, где прошли обучение всем наукам. Одинаково сильно любя своих сыновей, старый казак лучше понимает старшего Остапа, для которого так же, как и для отца, главными являются узы товарищества. По мнению Тараса Бульбы: «Нет уз святее товарищества!.. так как породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верен своему долгу, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.

Жизнь старого казака заканчивается трагически, на костре, но и здесь он ведет себя как истинный герой, заботясь не об облегчении своей участи, а о жизни других казаков: «но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони».

По силе и мощи Тараса Бульбу можно сопоставить с былинным богатырем, старый казак – само воплощение русской силы, и «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу».

***

В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь охарактеризовал в образе главного персонажа настоящего национального героя. Для писателя самым важным явилась не историческая обоснованность событий, а исполинская сила, богатырство главного героя, желание Тараса Бульбы защищать родину до последней капли крови.

Тарас Бульба – герой, подобный героям героического эпоса древности. Он силен и хитер, нет для него выше ценности в жизни, чем товарищество: «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может только один человек».

Для Тараса Бульбы нет понятия «семья» в привычном смысле этого слова. Любить жену, быть рядом с ней значит обабиться, перестать быть настоящим казаком. Не может он терпеть бездействия, хочется ему проверить своих детей в деле, в бою. Ради этого и совершает он переворот в Сечи. Тарасу довелось увидеть детей в бою, и он мог радоваться: «В один месяц возмужали и совершенно переродились только что оперившиеся птенцы и стали мужами». Остап казался прирожденным воином, обладал в бою хладнокровием. Тарас считал, что из него «будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет». Андрий в бою не размышлял, шел на то, «на что никогда бы не решился хладнокровный и разумный». Как говорил Тарас, «не Остап, а добрый, добрый также вояка», правда, он же говорил сыну: «Не доведут тебя бабы до добра».

Оба пророчества отца сбылись. Остап в двадцать два года становится куренным атаманом. Андрий предал, полюбив. Убив Андрия, Тарас жалеет о том, что сын «пропал бесславно, как подлая собака!». Всего двое у него сыновей, но и Остапа убил бы Тарас не задумываясь, если бы предал он свою веру, свою родину, товарищей. Одного сына отец покарал за предательство, другого на его глазах взяли в плен. Чудом выживший в этом бою Тарас пробирается в Варшаву и присутствует при казни Остапа. И, как в бою, одобрительно повторял Тарас: «Добре, сынку, добре!» Не подвел его второй сын, гордо мог смотреть на людей Тарас, и, рискуя своей жизнью, ответил на душевный крик Остапа: «Слышу!» Он не только услышал последний крик Остапа, но и отомстил за его смерть. Тарас выжег восемнадцать местечек, сжигали женщин, детей. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!» – приговаривал Тарас. «Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость», месть за сыновей.

Тараса пленили и заживо сожгли, но и на костре он думал о товарищах. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

***

Хотя повесть и начинается с реплики Тараса «А поворотись-ка, сын!», автор не описывает нам внешность главного героя. Зато в первой же главе дано описание дома Бульбы, которое красноречиво свидетельствует о характере его хозяина: чисто, скромно, главное украшение на стенах – оружие. Все это является свидетельством не только кочевой жизни Тараса, но и его скромности и готовности всегда взять это оружие в руки. А когда человек всегда начеку, всегда с оружием в руках готов защищать то, что ему дорого, готов умереть за свои идеалы (любовь к Родине, вера, товарищество) – тогда и характер у него суров, решителен и прямолинеен. Как пишет о своем герое сам Н.В.Гоголь, «весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».

Для Тараса существует только «черное» и «белое»: свои (козаки) или чужие (поляки), мир или война, жизнь или смерть. Он не только не готов идти на компромиссы, но и не может простить предательства сына и лишает его жизни собственной рукой, произнося: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Для Тараса узы кровные были ничто по сравнению с узами запорожского братства: «Нет уз святее товарищества!».

Предать товарищей, предать Родину, предать козацкую волю в обмен на любовь панночки – это троекратное предательство Андрия Тарас искупляет и гибелью старшего сына Остапа, и своей собственной. В системе ценностей Тараса Бульбы собственная жизнь была лишь жертвой во имя правового дела – борьбы за вольную, независимую родную землю и православную веру.

Тарас – еще и лидер, настоящий козацкий полковник, мудрый. опытный и мужественный. Он умело ведет козаков в бой личным примером, беспощаден к врагам и верен чувству чести и козацкому непобедимому духу. И хотя он кажется грубым по отношению к близким (жене, Андрию), смерть Остапа открывает его душу, показывает его ранимость и боль утраты, но в тоже время и гордость за мужество сына.

Максимально ярко раскрывается характер Тараса в финальной сцене его казни, где он проявил непоколебимую стойкость, силу духа, презрение к смерти, заботу о козацком братстве и любовь к Отчизне.


Группа №3

Сыновья Тараса Остап и Андрий

Гоголь — гениальный писатель. Он короткими штрихами может описать внешность так, что сразу представишь наяву, как выглядел человек. "Остап и Андрий только слезли с коней. Это были два дюжих молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва". Сыновья Тараса Бульбы окончили Киевскую бурсу и приехали домой. Братья были молоды и красивы. В силу разности их характеров и в бурсе они были отличны друг от друга.

Остапу знания в бурсе давались труднее. Да он и не хотел учиться и четыре раза закапывал в землю свой букварь. Только под угрозой отца он остался в бурсе. Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Он был верным товарищем, и бурсаки единодушно любили его. Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. Учился он охотно, без напряжения, но так же, как и Остап, мечтал о подвигах и сражениях. Оба брата очень обрадовались, узнав, что поедут с отцом в Запорожскую Сечь. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап всегда считался одним из лучших товарищей и никогда никого не предавал. Остап думал о сражениях, он страстно мечтал о ратных подвигах, хотел ни в чем не уступить своему прославленному в битвах отцу. "Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал". "Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые".

Остап и Андрий — воплощение двух сторон души старого Бульбы. Остап — настоящий молодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрий — более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином.

Андрий — воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе. Андрий же, в отличие от Остапа, "иногда с помощью изобретательного ума своего умел увёртываться от наказания". Он не только "кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам". Эти чувства и погубили его.

Любовь не принесла Андрею счастья, она отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: "Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…". Измену Родине никто не может ни искупить, ни оправдать.

Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И жизнь его бесславна, и смерть позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он совершает свой приговор: "Я тебя породил, я тебя и убью!". Эти слова Тараса проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он казнит сына.

Андрий умер как предатель. Стремление к личному счастью подавило в нём все другие стремления и сделало его изменником Родины. Такое не прощается никому. Вспомним последнюю встречу Андрия с отцом: "Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился, ни жив, ни мёртв перед Тарасом". Тарасу не было жалко Андрия, и он нисколько не колебался, прежде чем его убить: "Я тебя породил, я тебя и убью". Тарас также не предал тело Андрия земле.

Смерть Остапа была смертью героя. Он не боялся её, так как он умирал за веру, за отчизну: "— Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин!" Он мужественно выносил все пытки и терзания. Не слышалось ни крика, ни стону. Только во время последних смертных мук его сила стала поддаваться. "И повёл он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твёрдого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине".

Как похожи были сыновья Тараса Бульбы — бесстрашные, мужественные, рвущиеся в бой. И как они отличались один от другого — Остап и Андрий. Один — бескомпромиссный защитник отечества и верный товарищ, второй — предатель. Для одних — геройская гибель, для других — позорная смерть. Почти как в настоящей жизни.


Группа №4

Образ Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы. Сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, «...которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей». Потом — сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. В каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар. Несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании. 
Прием в Сечь был прост — надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели. 
Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал. Не платившего должника привязывали к пушке. Он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его. Но больше, чем воров и должников, на Сечи не любили убийц. За убийство кара была жесточайшая: «Вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным. Потом обоих засыпали землей». 
Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества». Сам он именно так считал. Поэтому и убил своего сына Андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и Отечество. 
Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв». Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии. 

Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа. 

Гоголь представляет нам Запорожскую  Сечь, как царство свободы, равенства, и на протяжении всей повести прославляет законы и нравы Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»

Сечь представляла собой «какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой», здесь царят строгие, порой даже жестокие, но всё-таки справедливые законы. За воровство казака могли забить насмерть, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит его долг. Самая страшная казнь полагалась за смертоубийство – убийцу закапывали заживо вместе с гробом убитого им. Войны и суровые условия жизни воспитывали в казаках чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина.

Сечь не любила «затруднять себя военными упражнениями», здесь не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах», казаки изучать не любили. «Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».

Сечь состояла из отдельных независимых куреней, которых было больше шестидесяти. Прийти на Сечь мог каждый, но перед этим должен был прийти к кошевому, который говорил: «Здравствуй! Во Христа веруешь?» - «Верую» - отвечал приходивший… - «И в церковь ходишь?» - «Хожу!» - «А ну, перекрестись!». Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой, - ступай же, в который сам знаешь, курень». Этим оканчивалась вся церемония.

Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчиками.

Запорожская Сечь, удивительный общественный порядок, известный мировой науке как казацкая христианская республика, а запорожские казаки - боевая сила, сформированная на демократических должностях самим народом. Сечь  была у всех на устах, о ней говорили как о каком-то царстве воли и права, о ней пели кобзари, составляли песне и легенды. Это был оплот казачества на Украине. Сюда из всей Украины убегали старые и молодые казаки, искать приюта от позора, заживляя раны. От самого начала своего существования Запорожская Сечь была ячейкой свободолюбия, отсюда, в сущности, начинались все выступления против поневольников. «Запорожская Сечь - это гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю Украину».

В своей известной повести «Тарас Бульба» Н. Гоголь изображает довольно ярко и достоверно жизнь и обычаи Запорожской Сечи. Давайте же вместе с Тарасом Бульбой и его сынами - Остапом и Андрием - героями повести - отправимся в Запорожскую Сечь.

Запорожская Сечь встретила их трудовым напряжением. При въезде Бульба и его   сыны «оглушили пятьдесят кузнечных молотов, которые били в двадцати пяти кузницах». Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным обмундированием, нужна была работа многих людей; здесь добывали руду, уголь, выпасались стада волов, коней, сооружались лодки, подводы и т.п.. «Могущественные кожемяки сидели под дашками крылец на улице и мяли своими сильными руками воловьи шкуры. Торговцы  сидели с  грудами кремней, огнивами и порохом». Сама же Запорожская Сечь представляла собой   суровую военную организацию, бастион, где проходили обучение молодые казаки. «Тем не менее Сечь не любила слишком загружать себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и просвещалось в ней самим опытом, в самом  разжигании битв, которые через то почти не прекращались. А в перерывах казакам скучно  было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка лошадиных гонок». И все же таки необходимой военной наукой молодые казаки овладевали: обучались сабельному бою, учили метко стрелять, вести рукопашный бой или осаду, руководить лодкой и т.п..

Нужно также обратить внимание на суровые обычаи и законы, которым подчинялись абсолютно все казаки, без исключения. «Когда казак прокрался, хоть за какой-нибудь пустячок, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали около него кий, которым каждый, кто проходил, должен был ударить его, аж пока не забивали до смерти. Должника, который не платил, приковывали цепью к пушке...»

Но наибольшее и самое страшное наказание было определено за смертоубийство. «Тут-таки, при нем, выкапывали яму, спускали туда живого убийцу и на него ставили гроб с телом убитого,  потом обоих засыпали землей». Жестокое наказание определяли и тому, кто поднимал первый закон» - закон верности отчизне и вере. За измену и связь с  врагами отчизны предателя сына наказывает отец.

Старший Бульба, хорошо зная Запорожскую Сечь, ее обычаи и порядки, решает подправить сынов именно туда. «На той же таки неделе наряжу я вас на Запорожье.  Где наука, то наука! Там вам школа; только там наберетесь ума». Он понимает, что именно здесь его сыны станут настоящими казаками-рыцарями, ведь характер человека формируется в жестоких испытаниях, в кровавых боях закаляется воля и мужество, возрастает военная сноровка, верность обязанности и дружбы.

Группа №5

Художественные особенности повести Н.В. Гоголя

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Н.В. Гоголь для своего произведения использует жанр повести. За основу сюжета взяты ключевые события в жизни главных героев: приезд Остапа и Андрия домой из киевской бурсы, их встреча с отцом и матерью, быстрый отъезд в Запорожскую Сечь, жизнь там, военные баталии, смерть героев. Литературный персонаж характеризуется писателем через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими героями. Так, при описании Тараса Бульбы важно отношение старого казака к товариществу, к казачьей жизни, поведение во время сражения.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь является не просто фоном, на котором разворачиваются события, а это способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н.В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня», «зелено-золотой океан», «серебряно-розовый свет». При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью», «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями». Показывая смерть Остапа, Н.В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин», «ужасный хряск», «ветхие лохмотья».

Перечисленные художественные особенности повести «Тарас Бульба» помогают читателю увидеть красоту художественного слова, яркость, неповторимость литературных образов.

***

Атмосфера постоянной опасности, подвига и предательства держит читателя в напряжении.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» близка к героическому эпосу и историческому роману.

Подробно описан мирный быт Запорожской Сечи, перед нами предстает картина украинской степи. Детально описан город, осажденный запорожцами. Он показан глазами Андрия, способного восхищаться красотой природы, женщины, музыки. Красота запорожца, восхищающая Тараса Бульбу при въезде в Сечь, – это красота скрытой силы, мощи. Гиперболы, которые использует автор, помогают воссоздать былинный, богатырский образ. Красота внешняя и красота поступка часто противопоставлены в тексте. С точки зрения Тараса Бульбы, красота полячки сгубила Андрия.

Мирный быт и военный быт необходимы автору, чтобы показать формирование его героев, их взросление. Мы видим несколько противоборствующих сторон: запорожцы и поляки, запорожцы и татары. Тарас Бульба специально погружает своих сыновей в стихию войны, чтобы проверить их, закалить, посмотреть, на что способны эти рыцари. Андрий, полюбив, переходит из одного лагеря в другой и гибнет, так как в выборе между любовью к отчизне и любовью к женщине на первом месте оказалась женщина.

Все три главных героя погибают: Андрия убивает отец, не простивший предательства, Остап и Тарас попадают в плен и умирают, один под пытками, другой на костре. Жестокость нравов того времени, описание голодного города, многочисленные бои, пытки создают образ времени, которое описывает автор. В тексте нет известных исторических лиц, главными героями становятся простые люди, никому не известные, вымышленные герои, каких могло быть множество в то время, но именно эта «обыкновенность» и делает их необыкновенными для читателя, а описываемую эпоху героической. Если поведение таких людей, как Остап и Тарас, в бою и в плену обычно, то каким же должно быть необычное, героическое поведение.

Автор восхваляет и осуждает своих героев, гордится ими и ужасается тем, что они творят, что с ними делают. Он объективен. Атмосфера постоянной опасности, почти не прекращающегося боя или ожидания боя, подвига и предательства, любви и хитрости держит читателя в постоянном напряжении, а авторские отступления заставляют сравнивать времена.



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №____

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №____

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №____

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №____

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №____

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №____

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №____

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №____

Критерии для оценки

3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы

2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности, заминки, не смог ответить на 1-2 вопроса.

1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.

0 баллов – материал не изложен.

Критерии для оценки

3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы

2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности, заминки, не смог ответить на 1-2 вопроса.

1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.

0 баллов – материал не изложен.

Критерии для оценки

3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы

2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности, заминки, не смог ответить на 1-2 вопроса.

1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.

0 баллов – материал не изложен.

Критерии для оценки

3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы

2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности, заминки, не смог ответить на 1-2 вопроса.

1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.

0 баллов – материал не изложен.

Критерии для оценки

3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы

2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности, заминки, не смог ответить на 1-2 вопроса.

1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.

0 баллов – материал не изложен.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Ф.И. ______________________________________________________________

Класс_____________________________________________________________

1 блок вопросов.

  1. В каком сборнике была впервые напечатана повесть?

  1. В течение скольких лет Гоголь работал над повестью

  1. На каких источниках в большей степени основывается повесть?

  1. О каких исторических событиях идёт речь в повести?

  1. Кто такой Тарас Бульба?

  1. Что является истинным домом для Тараса Бульбы?

  1. Что самое главное в жизни Тараса?

  1. Кого из сыновей большей понимает Тарас?

  1. Как заканчивается жизнь Тараса?

  1. Сколько сыновей было у Тараса Бульбы? Назовите их имена.

  1. Кому из сыновей учёба давалась труднее?

  1. О чём мечтали братья?

  1. Как погибают сыновья Тараса?

  1. Как принимали в Запорожскую Сечь?

  1. Как решали вопросы в Сечи?

  1. За что был готов умереть каждый из запорожцев?

  1. Как представляет Гоголь Запорожскую Сечь?

  1. Каково значение пейзажа в повести?

  1. Какие художественно- выразительные средства использует писатель?

  1. Как относится автор к своим героям?

2 блок вопросов

  1. Почему Н.В. Гоголь за основу берёт не историю, а фольклорные мотивы?

  1. Согласны ли вы с мнением критиков о том, что образ Тараса «жизненно достоверен»? Аргументируйте свой ответ.

  1. Почему образ Андрия «выпадает» из героического образа народа?

  1. Какие черты русского национального характера поэтически запечатлены в повести?

Продолжите фразы:

  1. Сегодня я узнал (а), что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Мне понравилось ____________________________________________________________
  3. Удивительно, что____________________________________________________________
  4. Я думаю, что _______________________________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

урок посвящен  анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения....

Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Данный урок проводится в 10 классе. Цели урока:Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;Воспитательная – формировать у у...

Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.

1.     Это второй урок в теме «Н.В. Гоголь».  Тема сложна для восприятия, так как детям Гоголь знаком еще только по ранним, романтическим повестям из «Вечеров на хуторе ...

Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс

Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин –...

Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Урок литературы в 7 классе по теме "Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" представляет собой урок открытия новых знаний, урок -исследование. Организуется работа в гр...

Художественное своеобразие повести "Красный мак" Юрия Скворцова

Изучение жизни и творчества замечательного чувашского писателя Юрия Илларионовича Скворцова. Чтение повести „Красный мак“. Анализ, определение художественного своеобразия, методы и приемы ...