Художественное своеобразие повести "Красный мак" Юрия Скворцова
план-конспект урока (10 класс) на тему

Изучение жизни и творчества замечательного чувашского писателя Юрия Илларионовича Скворцова. Чтение повести „Красный мак“. Анализ, определение художественного своеобразия, методы и приемы описания и повествования в повести. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_dlyasayta.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное своеобразие повести «Красный мак» Юрия Скворцова»

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Вид урока: комбинированный урок.

Цели: А) воспитательная: воспитание чувства уважения и любви к человеку, чувства ответственности за совершенные поступки, воспитание навыков рефлексии (самоанализа).

Б) обучающая: формирование умения анализировать повесть «Красный мак», определять художественное своеобразие повести

В) развивающая: развитие у учащихся умения и навыка диалогического и монологического мышления

Методы и приемы: слово учителя, эвристическая беседа. использование эпиграфа, анализ текста, составление кластера (таблицы), тестовое задание.

Словарная работа: мистические символы; психологизм; антитеза; художественное время и пространство.

Оборудование: портрет Юрия Скворцова

Эпиграф к уроку: В метель всегда начинает казаться, будто на свете нет врагов и вражды. В метель ветер может дуть с ураганной силой, но он чистый и белый, и воздух полон вихревой белизны, и все кругом меняет свой облик, а когда ветер стихнет, наступает тишина и неподвижность.                                                      

                                                                                                                     Эрнест Хемингуэй

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мыс вами завершаем изучение жизни и творчества замечательного чувашского писателя Юрия Илларионовича Скворцова. Вашим домашним заданием было прочитать повесть „Красный мак“. Сегодня на уроке мы займемся ее анализом, определим художественное своеобразие, методы и приемы описания и повествования в повести. Но доэтого давайте закрепим знания полученные на прошлом уроке.

II. Повторение изученного материала:

1. Вопросы:

1) Когда родился Ю. Скворцов?

2) Место рождения писателя?

3) Где получил образование?

4) Какие проблемы затрагивает писатель в своих произведениях?

5) Какие произведения писателя вы знаете?

6) Когда и где умер Ю. И. Скворцов?

III. Изучение новой темы

1. Слово учителя: Тема сегодняшего урока „Художественное своеобразие повести „Красный мак“ Юрия Скворцова. Как мы уже гоаворили, и как вы уже могли заметить, во многих произведениях Юрия Скворцова много различных мистических символов, элементов психологизма, что и придает его творчеству особый калорит. Юрий Скворцов стремился максимально полно раскрыть духовно-нравственные качества героев, их внутренний мир и мечты. Давайте дадим определение терминам символ, психологизм.

Символ – происходит от греческого слова symbolon, что означает, „условный язык“. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе тайну, намек, позволяющий какого-либо явления. Символ заключает в себе тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать писатель.

Психологизм – (от греч. Phych – logos – понятие, слово) – способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении воссоздание внуиренней жизни персонажа, ее динамика, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

2.Работа с текстом. 1) Вопросы:

1) Итак, ребята, какие символы, символические образы вы заметили в произведении? Почему повесть называется „Красный мак“?

2) Объясните символику бурана и метели в начале произведения.

3) Слово учителя: Пожалуй, одно из важнейших проблем во всем творчестве Скворцова можно считать проблему человек и природа. Точнее, это даже не проблема, а органический пласт авторского мироощущения. Герои писателя почти все без исключения живут в гармонии с природой. Незабываемое чувство окружения природы, извечная тоска по ней является главной духовной опорой для героев Скворцова.

Итак, давайте найдем и прочитаем в тексте описания природы, соотнесены их с самочувствием и душевным состоянием главных героев.

4) Объясните функции пейзажов в произведении.

5) Вчем выражается „нетипичность“ характеров персонажей в произведении?

6) Какие проблемы затрагивает автор?

7) Как выражается авторская позиция в повести?

8) Как вы думаете, что послужило причиной подобного поведения Тамары? Отчего она слегла?

3. Проверка знания содержание повести. Тестовое задание.

1. К какому жанру можно отнести произведение Ю. Скворцова „Красный мак“? 

1) Роман / 2) Повесть / 3) Рассказ.

2. Какие приемы использованы автором в произведении?

1) Внутренний монолог / 2) Дневниковые записи / 3) Исповедь / 4) Психологический анализ / 5) Все вышеперечисленные

3. Перечислите мистические символы, использованные Ю. Скворцовым в своем творчестве

4. Что побудило главной героине Тамаре вышить полотенце с необыкновенными узорами?

1) Симпатия к Валентину / 2) Уважение к Геннадию Васильевичу / 3) Болезнь

5. Что предвещает красный мак?

1) Счастье, любовь / 2) Удачу, везение / 3) Пророчество

6. Чем были похожи отцы Тамары и Вали?

1) Оба тяжело болели / 2) Были пьяницами / 3) Оба одинаково не любили своихдочерей

7. За какой поступок мать избила Тамару?

1) За оскорбление матери / 2) За то, что отрезала свои косы / 3)  За ленивость

8. Что собиралась делать главная героиня после окончания школы?

1) Поступить в институт / 2) Уехать на край света / 3) Остаться работать в колхозе вместе с подругой

IV. Подведение итогов вместе с учениками.

1.Мы сегодня с вами проанализировали повесть «Красный мак» Ю. Скворцова. Вы совершенно правы, что затронутые автором проблемы существуют и в современном мире…

2. Оценки за урок.

V. Домашнее задание

Составить таблицу-характеристику главных героев.

Имя героя

Описание тексту

Положение в семье

Мечты, планы на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Выпускная квалификационная работана на тему "Художественное своеобразие готических романов Анны Рэдклифф"

     «Готический» роман – это уникальное литературно-художественное явление в Англии рубежа XVIII и XIX вв. Выяснить причины неубывающего успеха «готического» жанра п...

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.

Урок в 10 классе  по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые п...

Идейно-художественное своеобразие пьесы "Гроза"

Ознакомление с идейно-художественным своеобразием пьесы...

художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

урок посвящен  анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения....

Урок-презентация на тему "Идейно-художественное своеобразие романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

В презентацию включен материал по композиционным, идейно-художественным особенностям романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Подробно рассматривается Онегинская строфа. Закрепление материала  проход...