Когнитивный подход в обучении грамматике английского языка
статья по английскому языку по теме

Данилова Ольга Валентиновна

Некоторые аспекты употребления грамматических времен английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kognitivnyy_podkhod.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматика является неотъемлемой частью изучения любого языка. При обучении учащихся я столкнулась с необходимостью объяснить детям, почему в той или иной ситуации можно,казалось бы, использовать два грамматических времени, но правильным будет только одно. Я выделила для себя основную цель, требующую реализации в процессе обучения,: научить воспринимать грамматику не как свод правил и статичных конструкций, а как живой организм, реагирующий на весь комплекс событий и знаний, окружающий человека.

   Рассмотрение использования грамматических форм в речи с точки зрения жесткой детерминистической модели ‘правил и исключений’, оставляет без внимания ряд аспектов грамматического употребления. Многие из этих факторов могут существенно изменять конечный результат грамматического выбора, а также понимания или интерпретации. Более адекватной реальности языкового существования представляется динамическая, процессуальная модель грамматического действия, в которой выбор грамматической формы рассматривается как результат воздействия целого ряда факторов. Главное для этого подхода – способность уловить значение, осмыслить предметы и, прежде всего, осмыслить то, что делают люди, куда, конечно же, включается и то, что они говорят. С этой точки зрения, именно способность ребенка понимать ситуацию позволяет ему познать язык через активный процесс выдвижения и проверки гипотез. Имеется, однако, важное условие, которое должно выполняться, если данный подход отражает реальное положение дел: ребенок, в принципе, должен уметь делать выводы. Ведь уже больше не утверждается, что при усвоении языка ребенок пользуется навыками, предельно специфическими для данной задачи.

Большинство дидактических грамматик, как правило, не принимают во внимание соображений когнитивного порядка, ограничиваясь либо структурным представлением парадигмы форм, либо перечислением их функций. Тем самым в языковом сознании изучающего иностранный язык пользователя создается деформированная картина действий в языковой реальности.

Теперь приведем пример учета актуальных знаний при выборе грамматической формы в высказывании.

Использование времен в речи в рамках временной системы английского глагола обусловлено знаниями носителей языка о положении дел в мире, о его событийных характеристиках. Выбор конкретного времени диктуется, прежде всего, тем, выражен или не выражен момент совершения действия, а если он выражен, то как, каким образом.

Из четырех временных групп, в которых ‘проявляется’ конкретная лексема глагольного типа, одна представляет действия как факт, вторая – как процесс., третья – как результат и, наконец, четвертая – как результат процесса. У людей, изучающих английский язык как иностранный (и носителей русского языка как родного), особую трудность вызывает разграничение действий как фактов в прошлом (Past Simple) и как результатов в настоящем (Present Perfect).

В известном пособии по грамматике английского языка Р.Мерфи (Raymond Murphy) предлагается различать эти две формы с аллюзией к прошлому и настоящему: The Chinese invented powder, но не ?The Chinese have invented powder. Или: Shakespeare wrote many comedies, а не ?Shakespeare has written many comedies; Einstein developed the theory of relativity, а не ?Einstein has developed the theory of relativity.

Следовательно, для того, чтобы корректно представить определенное действие на английском языке в высказывании, в котором задействованы имена конкретных лиц, говорящий должен уметь соотнести глагольную форму с информацией о поле деятельности упомянутого человека, его месте в истории и исторических рамках его жизни.

Таким образом, можно сказать Victor Rozov has written many plays, подводя черту под числом пьес, созданных известным драматургом, но в другом случае практически единственно возможный вариант – Vampilov wrote many plays (зная о том, что автор трагически погиб).

Эту информацию можно изложить в графическом виде для детей, которым легче воспринимать таблицы и схемы, т.е. имеющим «математический» склад ума:

Present Simple, Cont.                Past Simple, Cont.

--------------------------                -----------------------

Present Perfect                           Past Perfect

Вот схема взаимодействия времен между собой.

Воздействие когнитивного фактора на выбор грамматического оформления все же не следует воспринимать с детерминистической точки зрения. Речь идет не о жестком ‘правиле’, а более или менее вероятном использовании той или иной формы в балансе с тем или иным контекстом в той или иной реальной речевой ситуации.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка...

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка

Создание условий для повышения качества знаний учащихся на основе коммуникативно-когнитивного подхода...

Обобщение опыта работы по теме "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка"

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка

Представление опыта в использовании коммуникативного подхода в обучении школьников грамматике английского языка...

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка

Коммуникативная методика обучения английскому языку больше нацелена на практические надобности: грамматика – в очень ограниченном виде по мере необходимости, лексика – по мере надобности д...