Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка
статья на тему

Создание условий для повышения качества знаний учащихся на основе коммуникативно-когнитивного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_semikoz.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема: Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка

         Цель: Создание условий для повышения качества знаний учащихся на основе коммуникативно-когнитивного подхода

       Задачи: 

1)  создание положительной мотивации школьников к изучению предмета иностранный язык;
2)  организация коммуникативно-когнитивного подхода на всех этапах урока и внеурочной деятельности;
3) обеспечение развития у обучающихся умений работы с различными типами тестовых заданий на основе
 коммуникативно-когнитивного подхода;

4) создание педагогических условий для формирования устойчивого навыка практического применения знаний и выхода на прогнозируемый уровень качества знаний.

         Я считаю эту тему актуальной так как  в настоящее время основной целью обучения иностранным языкам является развитие межкультурной личности, то есть способности участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии освоения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике. Так, обучение грамматике является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком.  По моему мнению, именно коммуникативно-когнитивный подход  создаёт  условия для повышения качества знаний учащихся в обучении грамматике английского языка.

          Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам – подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия, понимания иностранной речи и овладения языковым материалом для построения речевых высказываний в результате взаимодействия участников общения, и нацелен обучить свободной ориентации в иноязычной среде ( Е.И. Пассова).

           Так, на уроке английского языка обучение грамматике будет проходить эффективно и более осознанно при выполнении следующих заданий. Рассмотрим два аспекта прошедшего времени в английском языке (Past Simple, Past Continuous) в следующих заданиях:

1) You visited your sick friend. Describe your visit to her. Use Past Simple of the verbs: to catch the flue, to sneeze, to cough, to have high temperature etc.

2) Yesterday you were staying at home the whole evening. Use the Past Continuous.

3) Your friend showed up in wet clothes. He explained that he had to walk in a pouring rain. Use the necessary forms of the verbs: not to listen to the weather forecast, the car to break down, to start raining heavily, to walk along the streets. Use the Past Simple/Continuous.

        Таким образом, коммуникативное обучение грамматике английского языка способствует формированию «грамматической интуиции», т.е. навыков, при которых грамотно и верно используется язык в повседневной жизни, не отвлекаясь на формулирование грамматических правил и трактовку грамматических явлений. В рамках данного подхода обучающиеся начинают самостоятельно замечать определенные закономерности, конструкции, аналоги между правилами и их практическим употреблением.

         Но, не смотря на эффективность коммуникативного подхода при обучении грамматике английского языка, нами были отмечены и некоторые трудности в применении данного подхода. В процессе коммуникативного обучения исправление ошибок сводится к минимуму, поскольку самым важным и необходимым условием является реализация коммуникативной задачи, поставленной перед участниками общения, что, по нашему мнению, может привести к поверхностному, в некоторых случаях, низкому уровню знаний, умений и навыков в области грамматики. Следовательно, мы считаем целесообразным рассмотреть такой лингвистический подход при обучении грамматике английского языка, который позволил бы построить процесс обучения на более глубоком понимании грамматических явлений и осознанном выборе грамматической формы и структуры.

         В качестве такого подхода может быть исключительно когнитивный подход. По мнению Е.С. Кубряковой когнитивная лингвистика занимается изучением всех видов взаимодействия и взаимоотношения языка и ментальных процессов, служащих целям обработки поступающей извне информации.  При рассмотрении языковых явлений и форм в рамках когнитивного подхода устанавливается корреляция между когнитивными структурами и языковыми единицами, также изучаются структуры представления знаний и объясняется роль языка в познавательной деятельности человека, в процессах концептуализации и категоризации человеческого опыта.

         Изучив  исследования коммуникативного и когнитивного подходов в обучении грамматике, я сделала вывод о преимуществе  интеграции данных подходов и считаю целесообразным применять коммуникативно-когнитивный подход на практике в процессе обучения грамматике английского языка, что представлено в следующей таблице (на примере видо-временных форм Past Simple и  Past Continuous):  

Tense / Время

Communicative approach / Коммуникативный подход

Cognitive approach / Когнитивный подход

Communicative

Cognitive  

approach / Коммуникативно-когнитивный подход

Past Simple / Прошедшее простое время

Describe your yesterday’s visit to your friend. Use Past Simple /

Опишите ваш вчерашний визит к другу. Используйте Прошедшее простое время.

What could you tell us using complete, finished actions or actions following one after another? /

Что бы вы могли нам рассказать, используя завершенные, законченные действия?

Describe a visit to your friend so that it would be clear  it happened yesterday / Опишите визит к другу так, чтобы было понятно, что это произошло вчера

Tell your friend what you were doing  from 6 till 10 o’clock yesterday evening. Use Past Continuous/

Расскажите другу, чем вы занимались с 6 до 10 часов вчера вечером. Используйте Прошедшее продолженное время

What could you tell us using

actions in process? / Что бы вы могли рассказать, используя действия, протекающие в процессе?

 

Tell your friend about your actions so that it would be clear they were in process /

Расскажите другу о своих действиях так, чтобы было понятно, что они протекали в процессе.

Другой пример данного подхода:

            Учащимся дается небольшой текст с примерами на новое правило и предлагается в группах или всем классом изучить примеры, обнаружить в них определенные грамматические закономерности и с помощью учителя сформулировать грамматическое правило. Обучаемые должны иметь возможность выяснить языковые закономерности самостоятельно, обращаясь за помощью лишь при необходимости. Идет исследование языка, правила “добываются” учениками в ходе целенаправленного, активного восприятия материала. Для облегчения задания, особенно на раннем этапе использования данной методики, рекомендуется выделить или подчеркнуть важные для понимания структуры и формы.

         Mary was in her bedroom, when she saw a mouse in her bag. She left room and ran to look for her cat Tiger. She couldn't find him in the yard, but she found the cat sleeping under the kitchen table. She picked him up and ran back to her room. Mary put down Tiger on the floor. She waited outside the door. Tiger was scared of mice, so he ran away.

      Вариант «Learning Together»: каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой теме, подобранные так, чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени – описала действия; вторая – нашла указатели, слова–помощники; третья – составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике.

      Текст-модель вызывает у учащихся ( особенно в начальной школе) желание создать собственный продукт творчества, в котором они стремятся не только правильно применить правило, но и выразить свои чувства, эмоции.

   Напиши ответ Тому Честеру. Закончи предложение.

Dear Tom,

I am from __________________

My birthday__________________

My favourite___________________

I can______________________

I like to_______________

Your pen friend,________________

           При отработке структур в Past Perfect учащимся можно предложить вспомнить самые яркие впечатления их жизни и затем выразить свои чувства, используя фразу I had never (or always)… before.

     Дети любят играть, поэтому игровые элементы я стараюсь использовать в любых грамматических заданиях. Пример игры для отработки вопросов общего типа-«Don’t say yes or no», когда ведущему задаются общие вопросы, на которые он не должен давать ответы «Yes» и  «No». При обучении грамматике используются и ролевые игры.

        Использую и приемы креативной грамматики: работа с песнями нравится даже старшеклассникам. Это  избавляет их от скучного зазубривания. Повторяющаяся грамматическая структура в  песнях создает чувство ритма, благодаря чему грамматические структуры откладываются в памяти учащихся и легко запоминаются.

      Помимо information questions: who, what, when, where, how…, на которые ученики не торопятся отвечать, боясь ошибиться, существует и open-ended questions:( Статья Поспеловой М.Д. в ИЯШ №5/2002, стр.32, об «открытых вопросах».)

-What do you think about…?

-Why do you think…?

-Do you agree…?

-What is the most important…?

-How would you decide about…?

         Такие вопросы развивают творческое мышление школьников, особенно подростков. Автор предлагает три группы заданий. Первая группа включает упражнения, цель которых тренировка учащихся в составлении вопросительных предложений (акцент делается на форму). Во вторую группу входят задания, цель которых с помощью вопросов совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, стимулировать общение на английском языке. Третья группа состоит из упражнений, которые показывают, как эффективно использовать вопросы при работе с текстом.

             В результате применения коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике на уроках английского языка,  я сделала вывод, что знания, приобретенные учащимися  через коммуникативно - когнитивное обучение, становятся частью их опыта. Это способствует

-лучшему запоминанию и служит великолепным средством мотивации работы учащихся;

- раскрытию всесторонних способностей учащихся; повышению заинтересованности ребят и увлеченности предметом;

-научить учащихся быть более уверенными в себе;

-научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

-повысить качество знаний учащихся, создать условия для развития самостоятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка...

Когнитивный подход в обучении грамматике английского языка

Некоторые аспекты употребления грамматических времен английского языка...

Обобщение опыта работы по теме "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка"

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка

Представление опыта в использовании коммуникативного подхода в обучении школьников грамматике английского языка...

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка

Коммуникативная методика обучения английскому языку больше нацелена на практические надобности: грамматика – в очень ограниченном виде по мере необходимости, лексика – по мере надобности д...